23.05.2024
* Начало — в статьях «Льготы по местным налогам для харьковчан: второе дыхание» // «Налоги & бухучет», 2024, № 36 и «Как юрлицам уточнить плату за харьковские земли» // «Налоги & бухучет», 2024, № 40.
Соответствующие нормы о предоставлении льгот прописаны в решении Харьковского городского совета (ХГС) «О льготах по местным налогам» от 30.04.2024 № 564/24 (далее — решение № 564/24). Им внесены изменения в базовое решение ХГС «О местных налогах и сборах в городе Харькове» от 22.02.2017 № 542/17.
Будем говорить лишь о тех изменениях, которые касаются собственников недвижимости — юридических лиц, поскольку им для уменьшения налоговой нагрузки придется уточнять годовую отчетность по налогу на недвижимость. Физлицам — плательщикам этого налога, в том числе и ФЛП, расчет должны сделать контролеры (см. БЗ 106.01 БЗ, а также статью «Подавать ли ФЛП декларации по имущественным налогам в феврале?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 12).
Решение № 564/24 в отношении этого достаточно лаконично.
«За период с 01 апреля 2024 года по 30 июня 2024 года установить ставку налога на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка, которое находится в собственности юридических лиц, на уровне 0 процентов»
Из этой скупой нормы можно прийти к заключению, что льготируется как жилая, так и нежилая недвижимость юрлиц.
То, что это действительно льгота, подтверждает п.п. «в» п. 30.9 НКУ, согласно которому налоговая льгота предоставляется, в частности, путем установки сниженной ставки налога. Поскольку речь идет о льготе, предусмотренной абзацем первым п.п. 266.4.2 НКУ, ее код «18010402» согласно действующему Справочнику налоговых льгот № 123/1 по состоянию на 27.03.2024 (БЗ 106.05).
Как указывается в п. 5 решения № 564/24, оно вступает в силу со дня опубликования. А из информации на официальном сайте ХГС следует, что решение № 564/24 на сегодня действует. При этом дата начала и окончания срока действия льготы определена непосредственно самим решением, а именно
льготы по налогу на недвижимость введены на срок с 1 апреля по 30 июня 2024 года, то есть пока что лишь на ІІ квартал
Кроме того, при условии поступления дополнительной дотации из государственного бюджета в бюджет Харьковской городской ТГ льготы будут продлевать на каждые три следующих месяца. Однако об этом говорить рановато, поэтому будем рассматривать дальше порядок уточнения налоговых обязательств по этому налогу, которые приходятся на ІІ квартал текущего года.
Вместе с тем есть определенные опасения в отношении того, что фискалы будут пытаться ограничить начало действия льготы датой официального обнародования решения № 564/24. Об этом свидетельствует их консультация в БЗ 106.07, которую мы упоминали в предыдущих статьях.
В таком случае можно пойти одним из возможных путей в зависимости от собственного характера:
— для смелых плательщиков. Не считаться с указанной консультацией, поскольку дата обнародования решения местного совета в общем случае может и не совпадать с датой начала применения льгот, которые вводятся таким решением. Все зависит от того, как этот момент прописан непосредственно в решении. А с этим в решении № 564/24, считаем, полная однозначность;
— для умеренных плательщиков. Не спешить с уточнением, а предварительно получить индивидуальную налоговую консультацию (ИНК). В случае фискальных выводов в такой ИНК попробовать отменить ее через суд и получить новую по правилам п. 53.2 НКУ;
— для осторожных плательщиков. Тоже не спешить с уточнением, а дождаться постоянной практики, которая сложится по этому вопросу, и только тогда уточнять отчетность, возможно, за несколько кварталов сразу. Конечно, с учетом срока налоговой давности, предусмотренного п. 102.1 НКУ (1095 дней). Те, кто выберут этот путь, должны помнить, что в таком случае им придется уплатить начисленную ранее сумму налога за ІІ квартал, если они не уточнятся до 29.07.2024.
Этот вопрос возникнет перед теми плательщиками, которые решат не лезть в воду, не зная броду, а посмотреть, как это будут делать другие. ☺
Вообще-то, УД можно и не подавать, если соответствующие уточненные показатели отражены в налоговой декларации за любой следующий налоговый период, в течение которого такие ошибки были самостоятельно выявлены (п. 50.1 НКУ). Однако такой способ не совсем подходит для плательщиков налога на недвижимость, поскольку отчетность по этому налогу подается всего раз в году. Хотя сугубо теоретически такая возможность существует (БЗ 106.07).
На практике плательщики недвижимого налога обычно руководствуются другой нормой п. 50.1 НКУ, которая обязывает плательщика послать уточняющий расчет к поданной им ранее налоговой декларации, если он самостоятельно обнаруживает в ней ошибки в будущих периодах (с учетом сроков давности).
Поэтому возникает закономерный вопрос: когда следует исполнить такую обязанность?
По разъяснениям из БЗ 106.07,
в случае изменения ставок, введения/отмены льгот, иных случаев изменения базы налогообложения уточняющая декларация (УД) должна предоставляться в течение 30 календарных дней со дня изменения базы налогообложения
Налоговики незаконно распространяют на все перечисленные случаи нормы абзаца второго п.п. 266.7.5 НКУ, где речь идет о декларировании вновь созданного (вновь введенного) объекта недвижимости. Поэтому, считаем, права наложить штраф, предусмотренный п. 120.1 НКУ (340 грн за каждую неподачу или несвоевременную подачу УД и 1020 грн за повторное нарушение в течение года), они не имеют.
В таком случае вы можете без проблем уточниться до даты уплаты обязательств за ІІ квартал (29.07.2024), и тогда не придется платить лишнего в бюджет.
К счастью, с этим на сегодня никаких проблем. Вы знаете, что п. 50.1 НКУ требует
подавать УД по форме, действующей на время подачи
А какая сейчас форма недвижимой декларации действует? Та, по которой вы отчитывались на текущий год.
Напомним, что начиная с 2024 года для подачи отчетности по налогу на недвижимое имущество следует применять форму декларации, утвержденную приказом Минфина от 10.04.2015 № 408, с изменениями, внесенными приказом Минфина от 26.09.2023 № 519. Она состоит из собственно декларации (код формы J0302107) и приложений 1 (код формы J0312107) и 2 (код формы J0312207), в которых приводят сведения об имеющихся объектах жилой и нежилой недвижимости соответственно.
Поэтому для уточнения налоговых обязательств в связи с введением местной льготы следует взять именно ее.
Начнем с шапки декларации.
Порядковый номер. На сегодня строка «порядковий №» налоговой декларации по налогу на недвижимое имущество заполняется так (БЗ 106.07):
— декларация с типом «звітна», которую вы подавали на текущий год не позже 20.02.2024, должна иметь номер «01»;
— порядковый номер декларации с типом «звітна нова», которую при необходимости можно было подать не позже 20 февраля, должна быть «02»;
— порядковый номер первой декларации с типом «уточнююча», которая подается сейчас, должен быть «03», если перед этим были уже поданы отчетная и отчетная новая декларации.
Если же в текущем году подавали только отчетную, то первая уточненка будет иметь номер «02»
После этого проставьте в ячейке «уточнююча» строки 1 шапки декларации отметку «Х» и укажите «Реєстраційний номер декларації в контролюючому органі, яка уточнюється».
Регистрационный номер. Здесь указываете номер, под которым была зарегистрирована в ГНИ та декларация, показатели которой вы сейчас уточняете, то есть последняя поданная декларация в текущем году. Отыскать такой номер можно в меню «Перегляд звітності» частной части Электронного кабинета, которое предоставляет возможность просмотра ранее поданной налоговой отчетности независимо от способа ее подачи, включая и поданную на бумажных носителях (БЗ 106.07).
Одноименное поле есть также в шапках приложений 1 и 2. В нем проставляете тот же регистрационный номер, что и в УД.
Налоговый период. Строка 2 «податковий період» шапки декларации состоит из строк 2.1 и 2.2. Вместе с тем в случае подачи УД заполняют только строку 2.2 (БЗ 106.07). В ней указываете уточняемый налоговый период (в нашем случае — «2024») и заполняете поле «з урахуванням уточнень з» (число/месяц) (в нашем случае — «01/04», поскольку стартом льгот, введенных решением № 564/24, мы считаем 01.04.2024).
Аналогично заполняют поле 1.2 «рік, що уточнюється» в шапке приложений 1 и/или 2. При этом следует иметь в виду, что:
в случае одновременной корректировки налогового обязательства по налогу на недвижимое имущество как по жилой, так и по нежилой недвижимости подают одну УД с отдельными уточняющими расчетами для разных типов объектов (приложения 1 и 2 к УД)
Если же вы уточняете налоговое обязательство только по жилой или нежилой недвижимости, заполняете один уточняющий расчет / приложение.
Остальные реквизиты шапки УД и приложений к ней заполняете так, как это было сделано в уточняемой декларации.
Приложения 1/2. Общие правила их заполнения описаны в БЗ 106.07. Например, для уточнения показателей декларации по жилой недвижимости заполняют приложение 1 к УД.
В разделе I «Розрахунок податкового зобов’язання» этого приложения приводят исправленную (правильную) информацию. В разделе II «Уточнення податкового зобов’язання» — информацию, которая подлежит уточнению. Для этого:
— в строке 4 указывают сумму налогового обязательства из строки 3 приложения 1 к уточняемой декларации;
— строку 5 заполняют в случае, если в результате исправления ошибки возникла недоплата. Он вас теперь не интересует, поскольку вы проводите уточнение годовой суммы налога в сторону уменьшения в связи с введением местной льготы;
— строку 6 заполняют в случае, если в результате исправления ошибки возникла переплата. Здесь указываете сумму начисленных к уменьшению налоговых обязательств, исчисленную по формуле: строка 4 - строка 3. Показатель строки 6 приложения 1 переносите в строку 5.3 табличной части УД;
— строку 7 оставляете пустой, поскольку при уменьшении налогового обязательства никаких штрафов быть не может.
Аналогично заполняете уточняющее приложение 2 к УД для объектов нежилой недвижимости (только при их наличии).
Все это, так сказать, общий каркас УД. А теперь его надо наполнить конкретным содержанием, то есть разобраться с тем,
как же провести расчет налогового обязательства в разделе І каждого приложения к УД в случае применения местной льготы?
На ваш выбор, как всегда, ☺ несколько вариантов. Потому что фискалы, к сожалению, никак не могут определиться с тем, какому отдать предпочтение. Опишем сжато каждый из них.
1. Двумя строками. Этот вариант изложен в консультации из БЗ 106.07 с прицелом только на нежилую недвижимость, однако он вполне применим и для жилой. Его мы подробно анализировали в статье «Местная льгота по налогу на недвижимость для киевлян» // «Налоги & бухучет», 2023, № 80 (ср. ).
По этому варианту для уточнения налогового обязательства по каждому объекту нежилой недвижимости придется заполнять две строки в разд. І приложения 2 к УД. Однако о льготе в этом случае речь вообще не идет, поскольку вариант заточен для случаев любого изменения ставки налога в сторону увеличения или уменьшения, но не обязательно к нулю, как это было сделано решением № 564/24.
2. Одной строкой. Этот вариант главные налоговики предложили в разъяснении от 19.12.2023. Наши рекомендации, как им воспользоваться, найдете в статье «Местная льгота по налогу на недвижимость для киевлян глазами ГНСУ» // «Налоги & бухучет», 2024, № 6. Его преимущество — заполнение по каждому объекту недвижимости одной строки. А недостаток в том, что он тоже не предусматривает отражения в УД суммы льготы.
Почему, по нашему мнению, это так важно? Потому что
решение № 564/24 было принято с условием, что правительство будет компенсировать местному бюджету недополученные средства из государственного бюджета вследствие введенных налоговых льгот
А для этого, очевидно, нужен строгий учет таких средств. Самый простой способ достичь этого — взять информацию о суммах льгот, полученных плательщиками в разрезе каждого из налогов, из соответствующей налоговой отчетности. Поэтому допускаем, что в нашем случае фискалы будут склоняться к третьему варианту ее заполнения, который мы дальше и предложим.
3. Одной строчкой с указанием льготы. Объясним его на примере.
Пример. По состоянию на 1 января 2024 года в собственности предприятия находилось офисное помещение, расположенное на территории г. Харькова, общей площадью 700 кв. м. Согласно решению ХГС от 22.02.2017 № 542/17 в отношении такого объекта недвижимости была установлена ставка налога на недвижимость в размере 1,0 % МЗП за 1 кв. м. Предприятие подало отчетную декларацию по налогу на недвижимость на весь 2024 год с применением этой ставки.
Теперь следует провести уточнение годовой суммы налога на недвижимость за 2024 год исходя из того, что согласно решению № 564/24 ставка налога стала (в процентах МЗП) 0 % с 01.04.2024 до 30.06.2023 включительно.
Для этого в разделе І приложения 2 к УД, в котором рассчитывается налог с применением льготы, в частности, указываете:
— в графах 10 — 13 — количество месяцев пребывания в собственности, в кварталах (в каждой графе — 3);
— в графе 14 — ставку налога на недвижимость, которую применяли ранее (1 %);
— в графе 16 — годовую сумму налога по состоянию на 1 января отчетного года до применения льготы. Ее рассчитываете по формуле:
(площадь объекта налогообложения х ставка в процентах х 7100 (минимальная заработная плата по состоянию на 01.01.2024) : 100) х количество месяцев пребывания в собственности : 12 (общее количество месяцев в календарном году)
— в графе 17 — код льготы «18010402» согласно действующему Справочнику налоговых льгот № 123/1 по состоянию на 27.03.2024;
— в графе 18 — размер льготы в процентах в соответствии с решением № 564/24 (100 %, поскольку льгота предоставлена путем установки нулевой ставки налога);
— в графах 19 («дата початку користування») и 20 («дата закінчення користування») — срок пользования налоговой льготой в отчетном периоде в формате «дд.мм.гггг». Согласно решению № 564/24 это будет «01.04.2024» и «30.06.2024» соответственно;
— в графе 21 — сумму льготы, то есть сумму налога на недвижимость, от уплаты которой вы освобождены. Ее придется посчитать вручную путем деления годовой суммы налога, исчисленной в графе 16, на 4 (количество кварталов в календарном году) и умножения на 1, поскольку льгота пока что предоставлена на ІІ квартал текущего года. На сумму льготы, указанную в графе 21, уменьшают годовую сумму налогу;
— в графе 22 — годовую сумму налога на недвижимость, которая должна быть уплачена в бюджет после применения льготы. Чтобы рассчитать размер налога, из показателя графы 16 (годовой размер налога) вычитаете показатель графы 21 (сумму налоговой льготы). Годовую сумму налога, которая указана в этой графе, подытоживаете по всем объектам недвижимости в строках 2.0 и 3. А в графах 23 — 26 поквартально разбиваете ее по каждой из строк на равные части, однако не на 4, а на 3 квартала, поскольку ІІ квартал попал под 100 % местную льготу.
Дальше в строку 4 раздела ІІ переносите начисленные ранее суммы налога из строки 3 раздела II приложения 2 к уточняемой декларации. И наконец, разницу, которая возникнет по алгоритму, прописанному в приложении 2 к УД, показываете в соответствующих графах строки 6 «Нараховано до зменшення податкового зобов’язання на 20__ рік (р. 4 - р. 3)». Строку 7 не заполняете, поскольку при уменьшении налогового обязательства о штрафах речь не идет.
Заполнение такой УД покажем на рисунке ниже.
И последнее. ГНСУ в разъяснении от 19.12.2023 утверждает, что обязательной к заполнению является строка 8 декларации, в которой указываются основания для уменьшения налоговых обязательств. И хотя такое требование при подаче УД не выдвигается, считаем, будет не лишним привести в этой строке что-то наподобие «Податкові зобов’язання уточнено у зв’язку з прийняттям рішення Харківської міської ради «Про пільги з місцевих податків» від 30.04.2024 № 564/24».