* См. статью «Льготы по местным налогам для харьковчан: второе дыхание» // «Налоги & бухучет», 2024, № 36.
Суть местных земельных льгот
Вы помните, что на момент выхода предыдущей статьи не было ни текста, ни реквизитов решения Харьковского городского совета (ХГС), которым вводились местные льготы. Поэтому сейчас заметим, что речь идет о решении ХГС от 30.04.2024 № 564/24 (далее — решение № 564/24). И заодно немножко подкорректируем то, что было написано нами раньше со слов пресслужбы ХГС.
Земельный налог. Здесь все в порядке. Согласно решению № 564/24
ставка земельного налога за земельные участки, которые находятся в собственности или пользовании физических лиц, юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (ФЛП), будет составлять в течение ІІ квартала текущего года 0 % их нормативной денежной оценки
При этом обычным физлицам (не ФЛП) беспокоиться не о чем. Их налоговые обязательства за текущий год с учетом предоставленной льготы должны рассчитать налоговики (п. 286.5 НКУ). Налоговое уведомление-решение (НУР) о внесении налога они направят до 1 июля текущего года, а уплатить его надо в течение 60 дней со дня вручения НУР (п. 287.5 НКУ). При этом подавать заявление на пользование льготой, о которой идет речь в п. 281.5 НКУ, не нужно. Указанная льгота автоматически должна распространяться на все физлица — плательщиков земельного налога.
О ФЛП отдельно заметим, что они в общем случае должны уплачивать плату за землю по правилам для физлиц (подробности найдете в статье «Подавать ли ФЛП декларации по имущественным налогам в феврале?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 12. Если же кто-то из ФЛП все же отчитался по плате за землю на 2024 год, теперь им, как и юрлицам, чтобы получить льготу, придется подавать уточняющую декларацию (УД) с соблюдением правил п. 50.1 НКУ.
Арендная плата за землю. В отношении этой составляющей платы за землю стоит уточнить, что решением № 564/24 предусмотрено
«предоставить с 01 апреля 2024 года по 30 июня 2024 года физическим лицам, юридическим лицам и физическим лицам — предпринимателям льготу в размере 100 процентов путем уменьшения налогового обязательства после начисления арендной платы за пользование земельными участками коммунальной формы собственности»
То есть предыдущее наше предположение, что арендованные коммунальные земли следует считать не являющимися объектами налогообложения, не подтвердилось.
Попутно заметим, что в отличие от предыдущего решения ХГС от 14.07.2023 № 403/23 (о нем речь шла в статье «Новые льготы по плате за землю для харьковчан на 2023 год» // «Налоги & бухучет», 2023, № 62), в этот раз обращаться в горсовет для заключения дополнительного соглашения к договору аренды земли, чтобы получить право на местную льготу, арендаторам не нужно. Такое право автоматически получат плательщики арендной платы из числа юрлиц (и ФЛП — см. выше), которые уточнят поданную ранее годовую земельную отчетность за 2024 год. Как это сделать, расскажем дальше.
Срок действия местных льгот
По нашему мнению, об этом никаких вопросов быть не должно. Ведь в решении № 564/24 четко прописано, что земельные льготы введены на срок с 1 апреля по 30 июня 2024 года, то есть пока что лишь на ІІ квартал. При этом решение № 564/24 вступает в силу со дня его опубликования и, как следует из информации на официальном сайте ХГС, оно на сегодня действует.
Казалось бы, ну чего еще надо? Имеем
решение местной власти об установлении льгот по плате за землю, которое является обязательным для выполнения всеми расположенными на соответствующей территории органами исполнительной власти, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами
Поэтому ну-ка его все выполнять, поскольку это прямо предусмотрено частями первой и третьей ст. 73 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 № 280/97-ВР. Но нет!
В предыдущей статье мы уже упоминали о консультации в БЗ 106.07, где сказано, что на период действия военного положения решение, принятое местным советом об установлении ставок и льгот по местным налогам/сборам и/или о внесении изменений в такое решение применяется со дня его официального обнародования, а если в решении определен более поздний срок введения его в действие, — то с определенной в решении даты.
Сегодня стоит вспомнить еще об одной консультации в БЗ 111.04 с ответом на вопрос:
с какого периода применяются льготы по земельному налогу, установленные решением органа местного самоуправления, если такое решение (изменения в решение) принято и обнародовано в течение года?
Фискалы отмечают, что право на применение льгот по земельному налогу у юридических лиц возникает с учетом сроков, определенных таким решением, а освобождение от уплаты земельного налога — начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло это право. Похоже на какую-то казуистику, не так ли?
При этом авторы консультации ссылаются на п. 284.2 НКУ, согласно которому если право на льготу у плательщика возникает в течение года, то он освобождается от уплаты земналога начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло это право. По нашему мнению, приведенная норма не имеет никакого отношения к тем случаям, когда срок действия льготы четко прописан в решении местного совета. Однако не исключено, что фискалы будут привлекать обе упомянутых консультации, чтобы отобрать у плательщиков по крайней мере один льготный месяц ІІ квартала.
А пока отношение фискалов к тому, с какой даты должны стартовать харьковские земельные льготы, точно не известно, будем считать ею первое число квартала.
Порядок заполнения УД
Для упрощения будем рассматривать порядок уточнения годовой (!) отчетной декларации, которую вы должны были подать не позже 20.02.2024. А для тех, кто до этой даты подал новую отчетную декларацию и/или после этой даты уже корректировал отчетную / новую отчетную декларацию по причинам, не связанным с наличием других льгот, заметим, что в общем случае теперь им следует уточнять последнюю поданную в этом году отчетность по плате за землю. В любом случае будем исходить из того, что в декларации, которая подлежит уточнению в связи с принятием решения № 564/24, плата за землю на текущий год была начислена в полном размере.
Для плательщиков земельного налога. Чтобы уточниться по этому налогу, следует правильно заполнить шапку декларации, а также разд. І и ІІІ.
Из особенностей заполнения шапки УД выделим следующие:
— при уточнении земельного налога отметку «Х» проставляете напротив этой разновидности платы за землю (то есть напротив поля «Земельний податок»), а также в поле 03 «Уточнююча»;
— рядом с полем «Реєстраційний номер декларації в контролюючому органі, яка уточнюється» указываете номер, под которым было зарегистрировано в налоговой ту декларацию, показатели которой уточняются, то есть последнюю поданную декларацию за 2024 год. Найти его можно в меню «Просмотр отчетности» частной части Электронного кабинета, которое предоставляет возможность просмотра ранее поданной налоговой отчетности независимо от способа ее подачи, включая и поданную на бумажных носителях (БЗ 111.05);
— в поле «Порядковий номер за рік за видом декларації» строки 1 шапки на сегодня налоговая желает видеть номер декларации с отметкой «земельний податок» независимо от типа деклараций (отчетная, новая отчетная, уточняющая), поданных с начала года в соответствующий территориальный орган ГНС, а не как раньше — в разрезе отдельного вида деклараций (БЗ 111.05). То есть
если после подачи годовой отчетной декларации с отметкой «земельний податок» сейчас вы впервые уточняете ее и при этом новой отчетной декларации не подавали, то номер такой первой УД должен быть «2»
— в поле «за 20__ рік» строки 1.1 шапки указываете период, за который подаете декларацию. То есть в случае уточнения годовой декларации за этот год здесь следует проставить «2024» и, кроме того, в поле «з урахуванням уточнень з» строки 1.1 шапки указать число и месяц, когда состоялись изменения (БЗ 111.05). В нашем случае здесь должно быть «01.04», поскольку решением № 564/24 земельные льготы предоставлены с 01.04.2024.
Заполнение остальных реквизитов шапки УД не отличается от того, как это было сделано в уточняемой декларации.
После этого переходите к заполнению основной части УД, а именно разд. І, в котором рассчитываете земельный налог с применением льготы. Для этого, в частности, указываете:
— в графе 16 — ставку земельного налога, которую применяли раньше;
— в графе 17 — годовую сумму земельного налога по состоянию на 1 января отчетного года. Ее исчисляете по формуле, приведенной в названии графы;
— в графе 18 — код льготы «18010510» согласно действующему Справочнику налоговых льгот № 123/1 по состоянию на 27.03.2024;
— в графе 19 — размер льготы в процентах в соответствии с решением № 564/24 (100 %, поскольку льгота предоставлена путем установки нулевой ставки налога);
— в графах 20 («дата початку користування») и 21 («дата закінчення користування») — срок пользования налоговой льготой в отчетном периоде в формате «дд.мм.гггг». Согласно решению № 564/24 это будет «01.04.2024» и «30.06.2023» соответственно;
— в графе 22 — сумму льготы, то есть сумму земельного налога, от уплаты которой вы освобождены. Ее придется посчитать вручную путем деления годовой суммы налога, исчисленной в графе 17, на 12 и умножения на 3, поскольку льгота пока что предоставлена на ІІ квартал текущего года. На сумму льготы, указанную в графе 22, уменьшают годовую сумму земельного налога;
— в графе 23 — годовую сумму земельного налога, который должен быть уплачен в бюджет после применения льготы. Чтобы рассчитать размер налога, от показателя графы 17 (годовой размер земельного налога) вычитаете показатель графы 22 (сумму налоговой льготы). Размер годовой суммы налога, которая указана в этой графе, подытоживаете по всем земельным участкам в строке 2 разд. І УД и переносите в графу 3 строки 3 разд. ІІІ.
Потом в графах 4 — 15 строки 3 разд. ІІІ эту сумму разбиваете на равные части, однако не на 12, а на 9 месяцев, поскольку апрель — июнь попали под 100 % местную льготу. Дальше в строку 4 разд. ІІІ переносите начисленные ранее суммы земельного налога из строки 3 разд. III той декларации, которая уточняется. И наконец, разницу, которая возникнет по алгоритму, прописанному в УД, показываете в соответствующих графах строки 6 «Нараховано до зменшення податкового зобов’язання (позитивне значення (р. 4 — р. 3))». Строку 7 не заполняете, поскольку при уменьшении налогового обязательства никаких штрафов быть не может.
Заполнение такой УД покажем на рисунке ниже.
Возможен также другой вариант заполнения УД — без отражения льготы. Тогда в разд. І следует, в частности, указать:
— в графе 8 — количество полных месяцев, которое равно 9, поскольку в течение 9 месяцев текущего года земельный налог подлежит начислению в полном размере;
— в графе 16 — ставку земельного налога, которую применяли ранее;
— в графах 17 и 23 — сумму земельного налога за 9 месяцев по формулам, приведенным в названии этих граф, при этом льготные графы 18 — 22 заполнять не надо.
Раздел ІІІ в таком случае заполняется так же, как и в предыдущем варианте. К какому из вариантов будут склоняться харьковские налоговики, теперь не известно, поэтому вы можете выбрать любой на свое усмотрение.
Для плательщиков арендной платы. Заполнение шапки УД в этом случае будет отличаться тем, что отметку «Х» следует проставить напротив поля «Орендна плата». Остальные поля шапки заполняете так, как описано выше для плательщиков земельного налога.
После этого переходите к заполнению основной части УД, а именно разд. ІІ, в котором рассчитываете арендную плату с применением местной льготы. Особенность заполнения этого раздела заключается в том, что он вообще не содержит льготных граф, аналогичных тем, о которых мы рассказывали выше для плательщиков земельного налога. Объяснение здесь простое: льгот по арендной плате за землю до недавнего времени не было совсем. Поэтому чтобы корректно заполнить разд. ІІ УД, вам следует действовать так, как во втором варианте заполнения УД по земельному налогу. То есть привести:
— в графе 9 — количество полных месяцев, которое равно 9, поскольку в течение 9 месяцев текущего года арендная плата за землю подлежит начислению в полном размере, а в апреле — марте отменяется вообще в связи со 100 % льготой согласно решению № 564/24;
— в графе 17 — ставку арендной платы, которую применяли ранее;
— в графе 18 — годовую сумму арендной платы после применения льготы по формуле, приведенной в тексте графы.
Раздел ІІІ заполняется так же, как и в случае уточнения земельного налога.
В завершение обратим ваше внимание на то, что при условии поступления дополнительной дотации из государственного бюджета в бюджет Харьковской городской ТГ льготы будут продлевать на каждые три следующих месяца. Наверное, для этого ХГС придется ежеквартально или принимать новое решение, или продлевать срок действия решения № 564/24. Поэтому не забывайте в течение года отслеживать нормотворческую деятельность местных депутатов и своевременно подавать уточняющие декларации по плате за землю.
Выводы
- Решением № 564/24 предусмотрены льготы для плательщиков земельного налога и арендной платы за землю, земельные участки которых расположены в г. Харькове. Льготы будут действовать в течение ІІ квартала 2024 года.
- Чтобы воспользоваться льготами по плате за землю, плательщики должны подать в налоговую УД за 2024 год. При этом вносить соответствующие изменения в договор аренды земли плательщикам арендной платы не придется.
- Подать уточняющую декларацию необходимо в течение 20 календарных дней месяца, следующего за месяцем, в котором состоялись изменения, повлиявшие на размер налогового обязательства по плате за землю.
- При условии уточнения земельной отчетности за 2024 год не позже 30 мая (предельного срока уплаты налоговых обязательств по плате за землю за апрель) очередной платеж в бюджет можно будет не вносить.