zir.tax.gov.ua/main/bz/view/?src=ques&id=41868
Вывод документа
В случае отсутствия у хозсубъекта, который реализует горючее, лицензии на оптовую или розничную торговлю горючим или хранение горючего, а также в случае отсутствия у получателя горючего — неплательщика акцизного налога лицензии на хранение горючего, в регистрации акцизной накладной (АН) на реализацию горючего такому хозсубъекту будет отказано
Разъяснения фискалов, как события в сказке: чем дальше, тем ужаснее. Комментируемая БЗ-консультация — классический тому пример. Однако этот незаконный ответ построен фискалами не на пустом месте. Фундамент для этого был заложен ГНСУ еще до полномасштабной войны — в 2021 году. Но обо всем по порядку.
Вопрос. Сначала вопрос, на который отвечали в этой консультации:
является ли основанием для отказа в регистрации АН отсутствие у лица, которое реализует горючее, лицензии на право оптовой/розничной торговли горючим (на право хранения горючего) или отсутствие у получателя горючего лицензии на право хранения горючего?
Ответ. Конечно, короткий ответ фискалов: «да». То есть такое основание есть! Но нас интересует полный ответ, чтобы понять, как авторы консультации это обосновывают. И здесь все выглядит достаточно смешно. Они сначала цитируют «прописные истины» из ст. 28 Закона № 3817: что оптовая/розничная торговля горючим / хранение горючего (в том числе — исключительно для нужд собственного потребления и/или промышленной переработки) должна осуществляться хозсубъектами при наличии соответствующей лицензии. Заодно напоминают, что хозсубъект имеет право хранить собственное горючее и горючее, которое принадлежит другому хозсубъекту, без получения лицензии в местах производства горючего или местах оптовой торговли горючим или местах розничной торговли горючим, на которые получена соответствующая лицензия.
А также напомнили, что лицензия на право хранения горючего не получается на места хранения горючего, используемые:
— предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местного бюджета;
— предприятиями, учреждениями и организациями системы государственного резерва;
— субъектами хозяйствования для хранения горючего для собственных производственно-технологических потребностей, которое используется исключительно на нефте- и газодобывающих площадках, буровых платформах и не реализуется в местах оптовой или розничной торговли.
После всех этих «новых-старых» норм из Закона № 3817** «с места в карьер» делается вывод, что в случае отсутствия у хозсубъекта, который реализует горючее, лицензии на право осуществления оптовой или розничной торговли горючим или хранения горючего, в регистрации АН на реализацию горючего такому хозсубъекту будет отказано.
** Кстати, до 2025 года в отношении лицензирования операций с горючим все еще действуют большинство норм Закона № 481 (в части, не противоречащей Закону № 3817)...
И еще один: в случае отсутствия у хозсубъекта — получателя горючего — неплательщика акцизного налога (за исключением предприятий, учреждений и организаций, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местного бюджета, и предприятий, учреждений и организаций системы государственного резерва) лицензии на хранение горючего, в регистрации АН на реализацию горючего такому хозсубъекту будет отказано...
При чем здесь Закон № 3817? Первый вопрос, который сразу возникает в отношении этого произвола фискалов: какое вообще отношение Закон № 3817 (как и Закон № 481) имеет к процессу регистрации АН в Едином реестре акцизных накладных (ЕРАН)?!
Кстати, фискалы приводят лишь общие нормы (о необходимости наличия лицензий) из Закона № 3817, а никаких норм о невозможности регистрации АН в ЕРАН при отсутствии соответствующих лицензий там нет и быть не может. Потому что подобные запреты/оговорки должны содержать исключительно НКУ и/или соответствующие нормативы, посвященные функционированию СЭАРГ и СЭ (Системе электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового), ЕРАН и «обращению» АН/РК...
Вообще нет таких ограничений! Поэтому давайте посмотрим,
содержатся ли в «профильных» нормативах хотя бы какие-то намеки на упомянутые ограничения?
1. НКУ. В «акцизном» разд. V НКУ и его нормах, посвященных АН/РК (ст. 231) и СЭАРГ (ст. 232), никаких норм и даже намеков на привязку права регистрации АН к наличию у поставщика и/или получателя соответствующих лицензий вы нигде не найдете.
2. «СЭАРГ-порядок». Нет ничего подобного и в Порядке электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового (утвержден постановлением КМУ от 24.04.2019 № 408). Там в п. 33 речь идет о праве плательщика зарегистрировать АН (и/или РК к ним) в ЕРАН. И там единственное требование для регистрации АН (РК) в ЕРАН — это наличие на момент подачи АН (РК) достаточной суммы регистрационного лимита: ∑АНаклп (объема горючего, рассчитанного по формуле, приведенной в этом п. 33 Порядка). Но, как видим, фискалы это право вызывающе и безосновательно нарушают!
3. «АН-порядок». Не находим никаких оснований для недопущения в таких случаях АН к регистрации и в Порядке заполнения акцизной накладной, расчета корректировки акцизной накладной, заявки на пополнение (корректировку) остатка горючего, заявки на пополнение (корректировку) остатка спирта этилового (утвержден приказом Минфина от 27.11.2020 № 729). Среди прямых ограничений лишь запрет (п. 7) составления АН, РК и т. п. по одной дате с одинаковым порядковым номером...
4. «ЕРАН-порядок». Но в отношении контроля «на входе» в ЕРАН тех АН (РК), которые подаются для регистрации, наиболее «профильным» является Порядок ведения Единого реестра акцизных накладных (утвержден постановлением КМУ от 24.02.2016 № 114, в редакции постановления КМУ от 19.06.2019 № 545). Подробно механизм проверки АН (РК), поданных для регистрации в ЕРАН, программным обеспечением СЭАРГ изложено в п. 10 этого Порядка. Там определено, что после поступления АН (РК) в автоматическом режиме осуществляется их расшифровка и проводится проверка ряда факторов. В частности:
— соответствия АН (РК) утвержденному формату (стандарту);
— факта регистрации АН (РК) с такими же реквизитами;
— соблюдения требований о наличии объема горючего, исчисленного в соответствии с п. 232.3 НКУ (то есть наличия необходимого объема-реглимита ∑АНаклп — см. выше);
— соблюдения требований, установленных п. 231.1 НКУ (а именно: наличия в АН обязательных реквизитов);
— действия квалифицированной электронной подписи или усовершенствованной электронной подписи, которая базируется на квалифицированном сертификате электронной подписи, порядка ее наложения и наличия права подписания должностным лицом плательщика в таких АН/РК;
— факта регистрации хозсубъекта, который послал для регистрации АН (РК), плательщиком акцизного налога на момент составления и регистрации таких АН (РК) с учетом положений п. 23 подразд. 5 разд. XX НКУ.
И только выявление автоматической проверкой несоответствия упомянутым (мы перечислили наиболее интересные нам) и другим приведенным в этом п. 10 параметрам может быть основанием для неприема АН (РК) к регистрации в ЕРАН! Все остальное — от лукавого! Тем не менее, на практике все выглядит грустно.
Откуда растут незаконные «ноги». А вот еще в 2021 году какие-то «ловкие» фискалы решили вставить плательщикам «палки в колеса» и без всяческих оснований изменить программное обеспечение СЭАРГ и СЭ, прибавив несколько не предусмотренных нормативами (!) проверок АН (РК), поданных к регистрации в ЕРАН. И, в частности, — проверку на наличие лицензий на торговлю горючим у поставщика и лицензии на хранение у получателя — неплательщика налога. См. в этой информации фискалов пп. 1 и 4 (соответственно).
Подробно об этих и других вымышленных проблемах с отказом в регистрации АН мы писали в материале «Горючий акциз: здравствуй, «блокировка» регистрации АН!» // «Налоги & бухучет», 2021, № 77 (ср. ).
И вот вместо того, чтобы прекратить такие незаконные действия, налоговики и во время войны продолжают мешать людям работать и безосновательно не допускают АН к регистрации!
Нелепость ограничений. Не говоря о явной незаконности, такие ограничения еще и достаточно бессмысленные. Ну, во-первых, какой плательщик сейчас без лицензии будет реализовывать горючее? А во-вторых, что касается выдвижения условия наличия у получателя горючего — неплательщика акциза лицензии на хранение, то соответствующая
проверка АН не учитывает, что кроме упомянутых в консультации из БЗ исключений для бюджетных предприятий, учреждений и организаций и организаций системы государственного резерва, есть еще ряд исключений, когда лицензия на хранение получателю горючего — неплательщику акциза не нужна
Наподобие: когда полученное горючее сразу разливается прямо в баки оборудования, оборудования транспортных средств и т. п. такого получателя!
Кроме того, Закон № 3817 сейчас допускает хранение горючего для собственных нужд без лицензии в канистрах до 60 л, и доставленное горючее получатель-неплательщик может запросто сливать в такие, не слишком большие канистры! Но и в таких случаях глупая и незаконная проверочная функция программного обеспечения СЭАРГ не допустит АН к регистрации... Да и вообще: какого черта поставщик горючего должен отвечать за получателя?..
Последствия и «что делать». Впрочем, нерегистрация АН в ЕРАН к негативным налоговым последствиям не приведет, даже наоборот, ведь на остатках у плательщика в СЭАРГ и СЭ будут считаться объемы горючего, которых уже нет в наличии, а горючий акциз возникает именно из отрицательных остатков...
Но за несвоевременную регистрацию / нерегистрацию АН грозят штрафы по ст. 1202 НКУ, однако, считаем, в случае применения таких штрафов их можно будет отбить, потому что нарушение состоялось не по вине плательщика, что можно подтвердить квитанцией с незаконным отказом в регистрации АН.
Кстати, в отличие от блокировки НН, в таких ситуациях с АН не понятно, какие действия должен провести плательщик, чтобы его АН зарегистрировали? Заставить получателя горючего получить лицензию на хранение горючего? А если она ему вообще не нужна? А в большинстве случаев так и есть...
Поэтому мы бы советовали в случае недопуска по таким причинам АН к регистрации подать иск в суд о незаконности действий ГНС в отказе в регистрации АН.
Конечно, плательщикам горючего акциза стоит жаловаться во все подряд инстанции (в частности, в КМУ, Минфин, Бизнесомбудсмену и др.) на незаконные вмешательства ГНС в работу СЭАРГ, которыми фискалы ограничивают права плательщиков, фактически блокируя регистрацию их АН. Фактически такими своими действиями фискалы сейчас играют на руку врагу, потому что с горючим в стране сейчас дела далеко не идеальные. А тут еще и такие «помощники»!