Ситуация. Предприниматель занимается производством пищевых полуфабрикатов и розничной торговлей ими. Имеет заключенный договор аренды нежилого помещения, по адресу которого подал уведомление по ф. № 20-ОПП и зарегистрировал РРО.
Решением горсовета улицу, где расположена хозяйственная единица предпринимателя, переименовали в связи с декоммунизацией. Арендодатель вносить изменения в правоустанавливающие документы на объект аренды и в договор аренды не планирует.
В связи с этим ФЛП решил выяснить у налоговиков следующее.
1. Можно ли без изменения договора аренды вносить изменения в РРО?
2. Установлена ли ответственность за несвоевременное изменение адреса хозяйственной единицы в фискальном кассовом чеке?
3. Существуют ли какие-то послабления или льготы на время военного положения по внесению изменений в РРО?
Под «внесением изменений в РРО» он, очевидно, имел в виду внесение в память РРО сведений о новом адресе хозяйственной единицы с целью должного (!) ее отражения в фискальном кассовом чеке. По крайней мере налоговики поняли его именно так.
Предыстория. Что означает надлежащее отражение в этом контексте, мы не так давно разбирались в статье «Переименование улицы и РРО» // «Налоги & бухучет», 2024, № 32. Ее изюминка заключалась в том, что субъект хозяйствования перепрограммировал в РРО адрес своей хозединицы сразу после решения горсовета о переименовании улицы. А налоговики, в свою очередь, пытались доказать, что надлежащим отражением названия улицы в чеке является ее старое название, а не новое, установленное решением горсовета. И только потому, что субъект хозяйствования не сообщил им об изменении адреса хозединицы в ф. № 20-ОПП.
Конечно, такой подход фискалов нельзя считать правильным, потому что он противоречит здравому смыслу. Однако и торопливость хозсубъекта мы тоже не одобряем, потому что он сначала должен был подать ф. № 20-ОПП, потом перерегистрировать РРО, а уже потом изменять адрес хозединицы в чеке РРО. Подробности такой процедуры, а также какие сроки отведены на нее законодательством, ищите в вышеупомянутой статье.
Что мешает изменить название улицы в чеке. Казалось бы, все прозрачно и просто. И налоговики должны были бы только похвалить вас, если вы пойдете по этому пути. Однако есть на нем один громадный камень преткновения: адрес хозяйственной единицы должен быть указан в документе на право собственности или пользования хозединицей (п. 2 разд. ІІ Положения № 13*).
И преодолеть его, как свидетельствует ситуация, описанная в комментируемом письме, удается не всегда. Ну хотя бы потому, что достаточно часто арендодатель — собственник хозединицы, не желает вносить никаких изменений в свои правоустанавливающие документы и, как следствие, в договор аренды. В итоге арендатор этой хозединицы не может выполнить вышеприведенное требование п. 2 разд. ІІ Положения № 13.
Именно на этом этапе и застрял ФЛП из комментируемого письма. А выход из такого замкнутого круга он, очевидно, тоже увидел в том, чтобы не трогая договор аренды, самому перепрограммировать в РРО старое название улицы на новое. То есть такой же, к которому прибегнул и хозсубъект из статьи «Переименование улицы и РРО» // «Налоги & бухучет», 2024, № 32.
Что сказали налоговики. Как и можно было спрогнозировать, налоговики против такого варианта решения проблемы. В комментируемом письме они настаивают на следующем.
ВЫВОД ДОКУМЕНТА
В расчетных документах должен быть указан адрес хозяйственной единицы, который указан в документе на право собственности или пользования хозяйственной единицей, и такой адрес должен корреспондировать со сведениями, поданными контролирующему органу по форме № 20-ОПП
То есть, по их мнению, плательщик сначала должен уговорить своего арендодателя внести изменения в договор аренды и только после этого подавать ф. № 20-ОПП об изменении адреса хозединицы. Причем раньше фискалы дополнительно вынуждали арендатора добиться от собственника недвижимости внесения изменений в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество в отношении объекта, который сдается в аренду (см. письмо ГНСУ от 26.12.2023 № 4884/ІПК/99-00-09-04-03). А это еще та морока...
В комментируемом письме такое требование прямо не выдвигается. Более того, фискалы вообще либерально отнеслись к своевременности внесения нового адреса хозединицы в чек РРО.
ВЫВОД ДОКУМЕНТА
Ответственности, послаблений или льгот по вопросам несвоевременного изменения адреса хозяйственной единицы, который указывается в расчетных документах, на сегодня не установлено
Иначе говоря, они склоняются к мнению, что
— с одной стороны, без изменений в договор аренды подавать ф. № 20-ОПП, перерегистрировать РРО и вносить изменения в чек нельзя,
однако
— с другой стороны, если арендодателя уговорить не удалось, можно как угодно долго не делать ничего, а, как и раньше, печатать в чеке РРО старое название улицы.
Никакой ответственности за это в настоящее время нет. Впрочем, как нет и любых послаблений в связи с военным положением. То есть когда-то это сделать все равно придется, но когда именно, фискалы не конкретизируют. Они лишь обтекаемо заявляют, что вопросы внесения изменений в правоустанавливающие документы на недвижимость или договоры аренды недвижимого имущества относятся к исключительной компетенции их собственников и сторон договорных отношений.
Такой лояльный подход, конечно, на руку плательщикам. Последние могут даже надеяться на то, что проверяющие не будут штрафовать за старое название улицы в чеке РРО. Потому что в комментируемом письме четко сказано о
ВЫВОД ДОКУМЕНТА
необходимости отличать отсутствие обязательных реквизитов от недостатков в их заполнении
А это уже больше похоже на общепринятый подход судов к этому вопросу (см. постановление Верховного Суда от 02.02.2023 по делу № 500/6845/21, постановление Шестого апелляционного админсуда по делу № 580/818/23 и т. п.), которые утверждают, что заполнение обязательного реквизита с отдельными недостатками не должно приводить к негативным последствиям.
Однако полностью расслабляться все же не следует. Должны предупредить, что это письмо является индивидуальной налоговой консультацией, которая, как и любая другая, может использоваться исключительно плательщиком, которому она предоставлена (п. 52.2 НКУ). А предоставлена она ФЛП, который занимается безлицензионной деятельностью! Именно этой причиной, считаем, и обусловлена либеральность ее выводов.
В то же время
для розничных торговцев алкогольными напитками и табачной продукцией, которая требует наличия соответствующей лицензии, эти выводы неприменимы
И в первую очередь потому, что как старое, так и новое алкотабачное законодательство одним из оснований аннулирования лицензии на розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями называет нарушение сроков обращения к органу лицензирования в отношении изменения сведений, указанных в лицензии, в частности адреса места торговли. Если изменения в лицензии не будут внесены в течение месяца после переименования улицы, возникнет определенный риск торговли в этом магазине алконапитками и табачными изделиями.
Поэтому таким плательщикам оттягивать больше чем на месяц подачу ф. № 20-ОПП о новом адресе хозединицы никак нельзя. Как быть в том случае, если арендатор откажется вносить изменения в договор аренды, читайте в статье «Замена лицензии после изменения названия улицы» // «Налоги & бухучет», 2024, № 32.