Темы статей
Выбрать темы

Переименование улицы и РРО

Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
Магазин в фискальных чеках печатает свой актуальный адрес, однако для налоговой эту информацию не обновляли (после переименования улицы ни ф. № 20-ОПП с новым адресом магазина, ни ф. № 1-РРО с отметкой «Перереєстрація» не подавали). Сейчас проверяющие расценивают это как указание неправильных реквизитов в фискальном чеке и угрожают штрафом из расчета всей выручки с 01.10.2023 по настоящее время. Можно ли считать их претензии обоснованными?

Предварительный анализ ситуации

Странная ситуация, не так ли? Какие вообще здесь могут быть претензии?! Ведь с позиции здравого смысла всем должно быть очевидно: если какой-то объект топонимики получил новое название, то в дальнейшем его следует именовать по-новому. То есть правильным будет новое название улицы.

Но, как видите, иногда фискалы действуют вопреки здравому смыслу и заявляют, будто правильное название улицы не то, которое теперь установлено решением горсовета, а то, о котором их когда-то, еще до переименования, уведомили формой № 20-ОПП. И пока они не получат от плательщика актуальную информацию о факте переименования, в чеке РРО должно оставаться старое название.

Мотивы фискалов понятны. Согласно п. 2 разд. ІІ Положения № 13*

«адрес хозяйственной единицы — это адрес, который указан в документе на право собственности или пользования хозяйственной единицей (название населенного пункта, название улицы, номер дома/офиса/квартиры) и сообщен ГНС формой 20-ОПП»

* Положение о форме и содержании расчетных документов / электронных расчетных документов, утвержденное приказом Минфина от 21.01.2016 № 13.

При этом Положение № 13 расценивает адрес хозяйственной единицы как один из обязательных реквизитов фискального чека. А при отсутствии хотя бы одного из обязательных реквизитов такой документ не считается расчетным (абзац второй п. 3 разд. І Положения № 13). Что, в свою очередь, дает проверяющим шанс применить к плательщику штрафные санкции за невыдачу соответствующего расчетного документа.

Конечно, можно настаивать на том, что необходимый реквизит в чеке есть, но он содержит определенные недостатки. И ссылаться на мнение судов (см. постановление ВС от 02.02.2023 по делу № 500/6845/21, постановление Шестого апелляционного админсуда по делу № 580/818/23 и т. п.), которые утверждают, что

заполнение обязательного реквизита с отдельными недостатками не должно приводить к негативным последствиям

Однако не будем спешить ставить на этом точку, а проанализируем ситуацию глубже. И для начала обратимся к процедурам регистрации РРО и его перерегистрации в связи с переименованием улицы, на которой размещена хозяйственная единица. А для обобщения наших выводов привлечем также соответствующие нормы, которые регулируют эти процедуры в случае использования ПРРО.

Регистрационно-перерегистрационные нюансы

Регистрация по старому адресу. Чтобы зарегистрировать классический РРО, субъект хозяйствования должен был обратиться в орган ГНС по основному месту своего учета с регистрационным заявлением по ф. № 1-РРО (п. 3 гл. 2 разд. ІІ Порядка № 547*). Форма заявления приведена в приложении 1 к Порядку № 547. Раздел 3 этого заявления содержит данные о хозяйственной единице, в частности ее адрес.

* Порядок регистрации и применения регистраторов расчетных операций, которые применяются для регистрации расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом Минфина от 14.06.2016 № 547.

Опуская остальные подробности этой процедуры (ищите их в статье «Регистрация и разрегистрация РРО/ПРРО» // «Налоги & бухучет», 2021, № 40), отметим лишь, что в итоге субъект хозяйствования получит регистрационное удостоверение РРО по ф. № 3-РРО (приложение 3 к Порядку № 547). В нем будут содержаться те же данные о хозяйственной единице, которые были указаны в регистрационном заявлении.

Главных нюансов здесь несколько.

Во-первых, адрес хозяйственной единицы, указанный в регистрационном удостоверении РРО, будет печататься в фискальном чеке.

Во-вторых,

о хозяйственной единице, где будет использоваться РРО, необходимо заранее сообщить орган ГНС как об объекте налогообложения путем подачи ф. № 20-ОПП

Иначе контролирующий орган непременно откажет плательщику в регистрации РРО. Основания для этого дает абзац шестой п. 8 гл. 2 разд. ІІ Порядка № 547.

При этом следует иметь в виду, что обновленная информация об объекте налогообложения появится в базе данных ГНСУ уже на следующий день после получения электронной ф. № 20-ОПП. Если же подать ее на бумаге, для этого понадобится 10 рабочих дней от дня поступления в контролирующий орган (п. 8.6 Порядка № 1588*).

* Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом Минфина от 09.12.2011 № 1588.

И в-третьих, согласно предписаниям п. 2 разд. ІІ Положения № 13 (см. выше) адрес хозединицы везде (и в ф. № 20-ОПП, и в ф. № 1-РРО, и в регистрационном удостоверении РРО, и в фискальном чеке) должен быть тот, который указан в документе на право собственности или пользования хозяйственной единицей.

Возвращаясь к нашей ситуации, изложим предположение, что плательщик сделал все именно так, и до переименования улицы старый адрес хозединицы его РРО печатал корректно. Поэтому на этом этапе у проверяющих претензий быть не должно.

Если же речь идет о программном РРО, то для его регистрации в контролирующий орган по основному месту учета подают заявление по ф. № 1-ПРРО (п. 3 разд. II Порядка № 317*). Форма заявления приведена в приложении 1 к Порядку № 317. Как его правильно заполнить, читайте в статье «Регистрируем ПРРО: нюансы заполнения заявления» // «Налоги & бухучет», 2023, № 76.

* Порядок регистрации, ведения реестра и применения программных регистраторов расчетных операций, утвержденный приказом Минфина от 23.06.2020 № 317.

Подтверждением регистрации ПРРО является получение квитанции с присвоенным ему фискальным номером. То есть регистрационное удостоверение на ПРРО не выдается. Вместе с тем

проинформировать налоговиков о хозяйственной единице, где будет использоваться ПРРО, путем подачи уведомления по ф. № 20-ОПП, все равно надо

Если этого не сделать, ПРРО не зарегистрируют на основании абзаца пятого п. 6 разд. ІІ Порядка № 317.

Обратите внимание! Требования об идентичности написания адреса хозединицы здесь еще более строгие, особенно в ф. 20-ОПП и в ф. № 1-ПРРО. Иначе могут возникнуть проблемы при регистрации ПРРО (БЗ 109.20). Ну и, конечно, стоит проследить, чтобы так же печатался адрес и в чеке ПРРО.

Перерегистрация по новому адресу. Если местонахождение/местожительство плательщика не изменилось, а изменилось лишь название улицы, на котором расположена хозединица*, перерегистрация РРО/ПРРО однозначно нужна. С этим мы не спорим.

* Ограничимся здесь только этим случаем. Остальное найдете в статье «Изменились данные о кассовом аппарате или КУРО: что делать?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 58.

Для перерегистрации классического РРО нужно подать в налоговую:

— регистрационное заявление с отметкой «Перереєстрація»;

— регистрационное удостоверение.

После получения такого заявления контролирующий орган выдает новое регистрационное удостоверение с новым названием улицы, где размещена хозединица (п. 2 гл. 3 разд. ІІ Порядка № 547). Подробности этой процедуры описаны в БЗ 109.06.

Для перерегистрации программного РРО в налоговую подается заявление по ф. № 1-ПРРО с отметкой «Перереєстрація» (п. 8 разд. ІІ Порядка № 317).

В любом случае

перед перерегистрацией РРО/ПРРО в связи с переименованием улицы, где размещенная хозединица, плательщик должен уведомить контролирующий орган по основному месту учета об обновленном адресе хозединицы

Как отмечают налоговики, такое уведомление по ф. № 20-ОПП подается с целью избежания расхождений между сведениями о местонахождении этой хозяйственной единицы (БЗ 116.11).

Согласны, если бы в рассматриваемой ситуации плательщик пошел именно по этому пути, расхождений между названием улицы в учетных данных плательщика в базе данных ГНС и тем названием, которое прописано в решении местного совета, действительно не было бы. То есть после этого плательщик с чистой душой мог бы обновить на своем кассовом аппарате адрес хозединицы и печатать его в фискальных чеках. И проверяющие не имели бы никаких оснований, чтобы придраться к нему, угрожая штрафными санкциями за несоответствие адреса в чеке данным, приведенным в ф. № 20-ОПП, которая подавалась еще во время регистрации РРО.

Но плательщик этого, к сожалению, не сделал. Похоже, что он решил ограничиться общедоступной информацией о переименовании улицы, обнародованной на сайте местного совета, и не тратя попусту время перепрограммировал свой кассовый аппарат. А подачу ф. № 20-ОПП, которая должна была бы предшествовать перерегистрации кассового аппарата, и собственно перерегистрацию проигнорировал. Являются ли такие его действия/бездеятельность штрафоопасными?

Начнем с самого простого.

Штраф за неперерегистрацию РРО/ПРРО

К счастью, его можно не бояться, потому что такого штрафа в Законе об РРО не существует. Более того,

РРОшная нормативка не устанавливает конкретных сроков, в которые субъект хозяйствования должен подать соответствующие документы для перерегистрации РРО в связи с переименованием районов в городах, улиц и других объектов топонимики

(см. абзац пятый п. 2 гл. 3 разд. ІІ Порядка № 547). В свою очередь, ПРРОшная нормативка тоже не определяет конкретного срока, в течение которого нужно подать заявление в случае перерегистрации ПРРО, в том числе и в связи с изменением адреса хозяйственной единицы, где используется ПРРО (см. п. 8 разд. ІІ Порядка № 317).

Оснований считать неперерегистрированный РРО/ПРРО таким, который не переведен в фискальный режим работы, и штрафовать именно за это нарушение у налоговиков тоже нет. Как нет оснований для отмены регистрации неперерегистрированных РРО/ПРРО, поскольку такой случай отсутствует в исчерпывающих перечнях из п. 1 гл. 4 разд. ІІ Порядка № 547 и п. 3 разд. ІІІ Порядка № 317. Поэтому объявить неперерегистрированный кассовый аппарат вообще незарегистрированным и, как следствие, налагать штраф за невыдачу соответствующего расчетного документа фискалы тоже не могут. Причем ни задним числом, ни в будущем.

Штраф за неподачу ф. № 20-ОПП

Эта угроза значительно более реальна, но и здесь не все так просто.

Выше мы выяснили, что в случае переименования названия улицы, где размещен тот или иной объект налогообложения, плательщик должен подать ф. № 20-ОПП с обновленной информацией о таком объекте налогообложения. При этом за ее неподачу (несвоевременную подачу) предусмотрены финсанкции согласно п. 117.1 НКУ. Грозят ли они в рассматриваемой нами ситуации?

Пунктом 8.5 Порядка № 1588 установлено, что в случае изменения сведений об объекте налогообложения, в частности, его местонахождении, налогоплательщик предоставляет в контролирующий орган ф. № 20-ОПП в таком же порядке и сроки, как и при регистрации, создании или открытии объекта налогообложения.

О каких сроках здесь идет речь? Фискалы в этом контексте отмечают следующее (БЗ 116.11):

«В случае внесения изменений в правоустанавливающие документы (свидетельство о праве собственности, свидетельство о праве на наследство, договор купли-продажи, договор мены, договор дарения и т. п.) в связи с переименованием улиц, на которых находится объект недвижимого имущества, и внесения изменений в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество (далее — ГРВП) в связи с изменением названия или переименованием улицы, налогоплательщик подает уведомление по ф. № 20-ОПП в течение 10 рабочих дней со дня внесения изменений в Реестр»

То есть отправной точкой для подачи ф. № 20-ОПП они считают дату внесения изменений в ГРВП, однако сроков внесения этих изменений не называют. Да и вообще из вышеприведенной цитаты не усматривается обязанность плательщика вносить изменения в ГРВП после переименования улицы. Следовательно, в рассматриваемой ситуации плательщик не нарушил срок подачи ф. № 20-ОПП. И штрафовать его на основании п. 117.1 НКУ не за что. Тем не менее, чтобы не подвергать себя лишний раз штрафу по п. 117.1 НКУ,

есть смысл подать ф. № 20-ОПП средствами электронной связи в электронной форме. Подавать при этом еще какие-то дополнительные документы, которые подтверждали бы изменение адреса хозяйственной единицы, не нужно

Правда, есть риск, что налоговики сверят данные ф. № 20-ОПП об адресе хозединицы со сведениями ГРВП и при наличии расхождений откажутся перерегистрировать РРО/ПРРО. В таком случае плательщику, скорее всего, придется обращаться к госрегистратору. Подробнее на этом остановимся ниже.

К сожалению, в рассматриваемой ситуации плательщик ф. № 20-ОПП не подал, и фискалы решили, что его чеки в связи с этим не являются расчетными. Насколько это правомерно?

Штраф за нерасчетность фискального чека

Должны отметить, что формальное прочтение п. 2 разд. ІІ Положения № 13 (см. выше) может навести на мысль о правильности подхода фискалов. Ведь, напомним, согласно этой норме адрес хозяйственной единицы как обязательный реквизит фискального чека должен быть сообщен ГНС формой № 20-ОПП. Рассуждая от обратного, можно допустить, что любой другой адрес в чеке является недопустимым.

Однако, по нашему твердому убеждению, считать правильное название улицы, то есть то название, которое она получила после переименования, неправильным только на том основании, что субъект хозяйствования не проинформировал налоговую об этом, и налагать штраф согласно п. 1 ст. 17 Закона об РРО за невыдачу соответствующего расчетного документа — это полный абсурд! Потому что

правильность названия улицы не должна зависеть от того, знает о ее новом названии налоговая или нет. Название улицы определяется исключительно решением местной власти — и точка!

К сожалению, это не все, к чему могут цепляться фискалы при проверках. Есть еще и второе требование, которое п. 2 разд. ІІ Положения № 13 выдвигает к адресу хозяйственной единицы как к обязательному реквизиту. Такой адрес, повторим, должен быть указан в документе на право собственности или пользования хозединицей.

Если вы пользуетесь объектом недвижимости, скажем, на основании договора аренды, проблем быть не должно. После принятия и обнародования местным советом решения о переименовании улицы стороны договора путем заключения дополнительного соглашения к нему могут внести соответствующие изменения в отношении объекта аренды, в том числе его нового адреса. Хотя и здесь фискалы вставляют палки в колеса арендаторам и вынуждают их добиться от собственника недвижимости внесения изменений в ГРВП по объекту, который сдается в аренду (подробности — в письме ГНСУ от 26.12.2023 № 4884/ІПК/99-00-09-04-03 и статье «Замена лицензии после изменения названия улицы» // «Налоги & бухучет», 2024, № 32).

А как быть в том случае, если объект недвижимости является вашей собственностью? Надо ли обязательно вносить изменения в правоустанавливающие документы на такой объект и/или в ГРВП? И возможно ли это вообще? С этим все намного сложнее и запутаннее.

Изменения в правоустанавливающие документы/ГРВП

Позиция фискалов. Еще в начале первой волны переименований, обусловленных декоммунизацией объектов топонимики, фискалы заявляли, что (см. письма ГФСУ от 21.03.2016 № 6117/6/99-99-22-07-03-15 и от 06.04.2016 № 7654/6/99-99-11-02-02-15):

выдача расчетного документа, в котором указан адрес хозяйственного объекта, не совпадающий с адресом хозяйственного объекта, который указан в документе на право собственности, является нарушением требований п. 1 ст. 17 Закона об РРО

Для устранения этого нарушения они требовали от собственника помещения привести в соответствие документы на хозяйственную единицу, а потом внести изменения в документ на право собственности или другой документ, который дает право на размещение хозяйственной единицы, провести перерегистрацию РРО. Дополнительно для тех плательщиков, которые имеют алкотабачные розничные лицензии, фискалы указывали: информация об адресе хозединицы, отраженная в таких лицензиях, должна совпадать с данными об адресе, который печатается в расчетном документе РРО.

Правда, на то время без подачи в налоговую документов на право собственности или пользования хозяйственной единицей перерегистрировать РРО и переоформить алкотабачные лицензии было невозможно. На сегодня же необходимости подавать такие документы больше нет, вместо них подают лишь ф. № 20-ОПП. Однако требование о соответствии адреса хозяйственной единицы правоустанавливающим документам в п. 2 разд. ІІ Положения № 13 осталось. И выполнить это требование куда сложнее, чем просто подать ф. № 20-ОПП.

Наше мнение. Его мы имели раньше и с определенными оговорками (о которых — ниже) продолжаем придерживаться сейчас:

после переименований объектов топонимики собственники недвижимости не обязаны вносить никаких правок в отношении нового адреса в правоустанавливающие документы и в ГРВП

Базируется оно на разъяснении Минюста (см. письмо от 21.06.2016 № 21413/677-0-2-16/8), где сказано, что:

— во-первых, указание в правоустанавливающих документах адресов объектов недвижимого имущества, которые существовали до переименования объектов топонимики населенных пунктов, не влияет на содержание права собственности и действие этих документов;

— во-вторых, Закон № 1952* не содержит императивных требований о внесения изменений в ГРВП в связи с переименованием адресов регистрации недвижимого имущества.

* Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» от 01.07.2004 № 1952-IV.

Кстати, есть и более свежие разъяснения по этому вопросу с такими же выводами (см. разъяснение от 13.05.2022 на Правительственном портале и разъяснение от 27.06.2022 на Официальном портале Киева).

Фискалы не сдаются. К сожалению, в их глазах эта взвешенная позиция Минюста оказалась неубедительной. И они в который раз завели старую песню о необходимости внесения соответствующих изменений в правоустанавливающие документы об адресе объекта недвижимого имущества (см. вышеупомянутое письмо ГНСУ от 26.12.2023 № 4884/ІПК/99-00-09-04-03). Но что бы ГНСУ там не пела, изменить адрес в правоустанавливающих документах (свидетельстве о праве собственности, свидетельстве о праве на наследство, договорах купли-продажи, мены, дарения и т. п.) априори не возможно. Это вам подтвердит любой нотариус. Поэтому вместо этого главные фискалы требуют изменить сведения об объекте, которые содержатся в ГРВП. А в подтверждение правомерности своих требований ссылаются на действующую редакцию абзаца второго ч. 2 ст. 26 Закона № 1952 (вступила в силу 26.07.2022), согласно которой

в случае, если состоялось, в частности, изменение адреса объекта недвижимого имущества, ведомости исправляются государственным регистратором прав на недвижимое имущество на основании заявления лица, ведомости о вещных правах которого содержат такие сведения

Вместе с тем, даже после этого в правоустанавливающих документах будет оставаться старое название улицы. Поэтому буквально удовлетворить требование п. 2 разд. ІІ Положения № 13 в случае переименования улицы все равно не удастся. Подведем итоги всего вышесказанного.

Выводы

  • Адрес хозяйственной единицы, который печатается в чеке РРО/ПРРО, должен быть указан в документе на право собственности или пользования хозединицей и сообщен ГНС формой № 20-ОПП. Вместе с тем не существует ни обязанности, ни возможности внести информацию о переименовании улицы непосредственно в правоустанавливающие документы. Поэтому налоговики требуют внести изменения в ГРВП.
  • Если изменилось название улицы, на котором расположена хозяйственная единица, необходимо позаботиться о перерегистрации РРО/ПРРО. Конкретных сроков, в которые следует это сделать, нормативка не устанавливает. Однако перед этим надо сообщить контролирующий орган по основному месту учета об обновленном адресе хозединицы путем подачи ф. № 20-ОПП.
  • Десятидневный (в рабочих днях) срок подачи ф. № 20-ОПП налоговики привязывают к дате внесения изменений в ГРВП, однако сроков внесения этих изменений не называют. Поэтому оштрафовать за ее неподачу (несвоевременную подачу) согласно п. 117.1 НКУ, по нашему мнению, не могут. Однако и перерегистрировать РРО/ПРРО без нее не удастся.
  • Подавать ф. № 20-ОПП лучше всего средствами электронной связи в электронной форме. Уже на следующий день обновленная информация об адресе хозединицы должна попасть в базы данных ГНСУ. Прилагать при этом еще какие-то документы, которые подтверждали бы изменение адреса хозяйственной единицы, не нужно.
  • Нельзя исключать, что налоговики проведут проверку предоставленной им информации и выявят несоответствие между сведениями в ф. № 20-ОПП и ГРВП, после чего откажут в перерегистрации РРО/ПРРО. Тогда придется обращаться к госрегистратору с заявлением о внесении изменений в ГРВП.
  • В случае отказа в удовлетворении такого заявления плательщику не останется ничего другого, как самостоятельно внести изменения в настройку своего РРО/ПРРО, чтобы напечатанные им чеки содержали правильное название улицы, на которой расположена хозединица. Никаких штрафов при этом, по нашему мнению, быть не должно.
  • К сожалению, по этому пути можно пойти, только если на такую хозединицу не нужно оформлять алкотабачную лицензию. Иначе фискалы угрожают ее аннулированием.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше