Темы статей
Выбрать темы

Законопроект об увеличении налогов: держим руку на пульсе

Казанова Марина, налоговый эксперт
Продолжаем следить за судьбой законопроекта № 11416-д*, которым планируются фискальные изменения в НКУ, в частности в отношении уплаты военного сбора (ВС). 17.09.2024 этот законопроект (доработанный комитетом) был принят Верховной Радой за основу и теперь готовится ко второму чтению. Предлагаем посмотреть, изменилось ли что-то в доработанном тексте.

* itd.rada.gov.ua/billInfo/Bills/Card/44809

Можно сказать, что радикальных изменений по сравнению с той информацией, которую мы приводили в предыдущем обзоре законопроекта (см. статью «Законопроект об увеличении налогов: появилась обновленная редакция» // «Налоги & бухучет», 2024, № 70), не произошло. Хотя определенные изменения все же есть. Посмотрим также, какие нормы закрепили в доработанном законопроекте касательно уплаты ВС плательщиками единого налога (ЕН). Ведь звучала разная информация, например по поводу уплаты ВС с оборота плательщиков ЕН группы 3 — юрлиц. При этом, опять же,

акцентируем внимание на том, что пока это только законопроект. Поэтому это возможны изменения, которые в процессе еще могут дорабатываться

Военный сбор

От увеличения ВС для физических лиц (в т. ч. ФЛП-общесистемщиков) с 1,5 до 5 % законодатели, к сожалению, не отказываются (то есть там, где теперь 1,5 %, будет 5 %). Планируется, что ставка 5 % будет применяться с момента вступления в силу Закона. В этой части вступление в силу запланировано на 01.10.2024. При этом из «новинок» — закрепленная норма о порядке обложения ВС доходов, которые начислены за периоды до вступления в силу Закона (за периоды до 01.10.2024), а выплачиваться будут уже после. Сказано, что

доходы, начисленные по результатам налоговых периодов до вступления в силу Закона, облагаются налогом по ставке, которая действовала до вступления в силу Закона (то есть 1,5 %) независимо от даты их фактической выплаты (предоставления)

Дальше. Вводить ВС с «оборота» для юрлиц на общей системе налогообложения — не планируется.

Что касается ВС с плательщиков ЕН, то звучали разные предложения, но доработанный текст законопроекта, размещенный на сайте Верховной Рады, свидетельствует о следующем:

— для ФЛП на ЕН групп 1, 2, и 4 планируется установить ежемесячную уплату ВС (в виде авансовых взносов) — в размере 10 % минзарплаты, установленной на 1 января отчетного года. То есть в 2024 году — это 710 грн ежемесячно. По сравнению с предыдущей версией, к плательщикам ВС опять прибавили ФЛП на ЕН группы 4;

— для плательщиков ЕН группы 3 (обращаем внимание, что в тексте законопроекта речь идет обо всех плательщиках ЕН группы 3, то есть как юрлицах, так и ФЛП) планируется установить ставку ВС в размере 1 % от ЕН-дохода (как и предусматривалось изначально).

Из интересного можно еще отметить, что ВС по ставке 5 % для физлиц (в т. ч. ФЛП-общесистемщиков), а также ВС для плательщиков ЕН планируют ввести на период с 01.10.2024 по 31 декабря года, в котором будет прекращено или отменено военное положение. А начиная с 1 января года, следующего за годом прекращения военного положения, ВС будет возвращено к сегодняшнему размеру — 1,5 % с доходов физлиц (в т. ч. ФЛП-общесистемщиков), а для плательщиков ЕН его опять не будет.

Ежемесячная отчетность по НДФЛ и ЕСВ

Здесь тоже законодатели не отказываются от этой идеи. Итак, планируется что с 01.01.2025 (начиная с отчетности за январь 2025) отчетность по НДФЛ и ВС будет ежемесячной.

Авансовый взнос и розничная торговля горючим

Как и предусматривалось, планируется установить ежемесячные авансовые взносы по налогу на прибыль для плательщиков, которые осуществляют деятельность по розничной торговле горючим. Но есть определенные изменения. Так, установлены несколько иные сроки уплаты этого авансового взноса и есть определенные уточнения в отношении размера этого авансового взноса.

Налог на прибыль для банков и небанковских учреждений

Невзирая на то, что звучала информация, что ставку 50 % налога на прибыль за 2024 для банков уберут, пока что законопроектом предусмотрено следующее:

— базовая ставка налога на прибыль для банков в 2024 году будет составлять 50 %. Кроме того, установлен запрет на перенос убытков банками до конца военного положения (п. 70 подразд. 4 разд. XX НКУ);

— в отношении финучреждений (кроме страховщиков) — не отказались от того, что базовая ставка налога на прибыль с 01.01.2025 будет составлять 25 %. Но, по сравнению с предыдущей версией, нет переходной нормы, которая бы обязывала финучреждения уплачивать уже за 2024 год налог на прибыль по этой ставке.

Перенос убытков по налогу на прибыль

В НКУ планируют прибавить новую переходную норму (п. 70 подразд. 4 разд. XX НКУ, мы о ней выше уже упоминали, фактически аналогичную п. 68 подразд. 4 разд. XX НКУ), которая как будто целиком и полностью посвящена особенностям взимания налога на прибыль банков. Но определенную обеспокоенность вызывает последний абзац этого пункта. Сформулирован он так:

«Сумма отрицательного значения объекта налогообложения прошлых налоговых (отчетных) лет, не учтенная в уменьшение объекта обложения налогом на прибыль предприятий, в том числе полученного с 1 января 2024 года, уменьшает финансовый результат до налогообложения будущих налоговых (отчетных) периодов, начиная с первого налогового (отчетного) периода, следующего за налоговым (отчетным) годом, в котором будет прекращено или отменено военное положение в Украине, в порядке, определенном подпунктом 140.4.4 пункта 140.4 статьи 140 этого Кодекса».

Фактически он устанавливает запрет на перенос убытков (возможность их учесть в уменьшение объекта налогообложения) до конца военного положения. И проблема этого абзаца в том, что он не содержит упоминания о банках.

Конечно, логика подсказывает, что поскольку этот пункт посвящен банкам, поэтому и ограничение на перенос убытков касается исключительно банков (определенные свидетельства в пользу этого дают и другие нормы этого пункта). Но законодателям не мешало бы более четко сформулировать эту норму, чтобы не создавать лишних рисков для плательщиков. Надеемся, что ко второму чтению это будет уточнено.

Ставка НДС

О повышении ставки НДС пока что в законопроекте речь не идет. Но такие изменения еще возможны.

На этом все. Продолжаем следить за законопроектом.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с лицензионным договором и договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa ic-prostir

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше