Нюансы расчета и уплаты штрафа
Для начала отметим: о том, как применяются штрафы за невыполнение норматива рабочих мест для лиц с инвалидностью, можно прочитать в статье «Штрафы за норматив по трудоустройству лиц с инвалидностью: какие и как?» // «Налоги & бухучет», 2025, № 23.
Для отражения в учете этого штрафа важно учесть, что с 2022 года определение суммы административно-хозяйственных санкций осуществляется без участия работодателя на основании данных Объединенных отчетов, поданных за соответствующий год. Фонд соцзащиты лиц с инвалидностью ежегодно до 10 марта:
— анализирует информацию, полученную от ПФУ, и определяет в автоматизированном режиме работодателей, которые не выполнили в предыдущем году норматив рабочих мест;
— создает Расчеты административно-хозяйственных санкций и передает их ПФУ для размещения на портале ПФУ в электронных кабинетах работодателей, которые не выполнили норматив.
Уплатить административно-хозяйственные санкции (далее — штраф) работодатели должны в срок до 15 апреля года, следующего за годом, в котором состоялось нарушение норматива (ст. 20 Закона № 875*).
То есть в отношении соблюдения норматива в 2024 году срок уплаты штрафа — до 15.04.2025.
Штрафная налоговая разница из п.п. 140.5.11 НКУ
Теперь о налоговой разнице из п.п. 140.5.11 НКУ на сумму начисленных Фондом штрафов. Она касается высокодоходников и малодоходников, которые не отказались от применения налоговых разниц (а вот у малодоходников, которые отказались от применения разниц, этой разницы не будет).
Так вот, начиная с 23.05.2020 в соответствии с п.п. 140.5.11 НКУ
финрезультат нужно корректировать (увеличивать) на сумму штрафов и пени, начисленных контролирующими органами и другими органами госвласти за нарушение требований законодательства
При этом налоговики, в частности в письме ГНСУ от 30.09.2021 № 3651/ІПК/99-00-21-02-02-06, отмечают, что штрафы за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью вписываются в штрафы, которые перечислены в п.п. 140.5.11 НКУ. То есть на сумму начисленного Фондом соцзащиты лиц с инвалидностью штрафа высокодоходники и малодоходники-добровольцы должны увеличить финрезультат.
Но в декларации какого периода нужно показать увеличивающую налоговую разницу?
Налоговики в своих письмах (в частности, в письмах ГНСУ от 20.12.2023 № 4796/ІПК/99-00-21-02-02, от 10.02.2021 № 484/ІПК/99-00-21-02-02-06) обращают внимание на то, что поскольку эта увеличивающая разница призвана устранить влияние таких расходов на финрезультат до налогообложения, то
применять штрафную разницу из п.п. 140.5.11 НКУ следует в том периоде, в котором сумма штрафа попала в бухгалтерские расходы
Поэтому нам здесь важно выяснить, в каком периоде эти штрафы попадут в бухучетные расходы.
Когда отражать штраф в бухучете
А в бухучете признание расходов по штрафам осуществляется в порядке, определенном НП(С)БУ 16. И здесь важны следующие учетные моменты:
1) согласно п. 7 НП(С)БУ 16 эти расходы должны отражаться в бухучете в периоде их осуществления, то есть именно в периоде начисления штрафа. Важен не период, за который они начислены, а период, в котором осуществлено начисление этих штрафов;
2) в бухучете расходы отражают по признанным штрафам (п. 20 НП(С)БУ 16), то есть когда предприятие соглашается с их уплатой. Для отражения расходов важен не период уплаты этих штрафов, а именно период их признания;
3) отражаются штрафы в соответствии с п. 20 НП(С)БУ 16 в составе прочих операционных расходов (Дт 948 — Кт 642).
Как мы отмечали выше, сейчас определение суммы штрафа за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью осуществляется Фондом соцзащиты лиц с инвалидностью. Расчет штрафа за невыполнение норматива за предыдущий год должен появиться на портале ПФУ в электронном кабинете работодателя до 10 марта. А уплатить штраф нужно до 15 апреля.
Соответственно если работодатель соглашается с суммой штрафов, указанных в Расчете, то, по сути, он признает сумму этих штрафов. Следовательно, в этом случае расходы по штрафу в бухучете нужно показать в периоде, в котором получен Расчет с суммой штрафа. То есть
если Расчет получен в марте 2025 года (за невыполнение норматива за 2024 год), то сумму штрафа включаем в бухучетные расходы марта 2025 года (на основании бухсправки). Соответственно они попадут в финотчетность I квартала 2025 года. А увеличивающую налоговую разницу по п.п. 140.5.11 НКУ предприятия-высокодоходники и малодоходники-добровольцы, которые отчитываются поквартально, должны отразить в налоговой декларации за I квартал 2025 года. Отражается такая разница в строке 3.1.11 приложения РІ
Если же предприятие не соглашается с суммой штрафа, указанной в Расчете, и планирует тем или иным способом (например, в ходе судебного взыскания Фондом штрафа) отменять начисление, то в бухучете штраф отражается в периоде, когда он будет признан предприятием (в частности, в периоде вступления в силу негативного для работодателя решения суда). Соответственно именно в декларации этого периода будет и отражена налоговая разница по п.п. 140.5.11 НКУ. Подробнее о том, что делать, если предприятие не соглашается с суммой штрафа, определенной Фондом соцзащиты лиц с инвалидностью в Расчете, см. в статье «Штрафы за норматив по трудоустройству лиц с инвалидностью: какие и как?» // «Налоги & бухучет», 2025, № 23.
Выводы
- На сумму начисленных Фондом соцзащиты лиц с инвалидностью штрафов высокодоходники и малодоходники-добровольцы должны показать увеличивающую налоговую разницу из п.п. 140.5.11 НКУ.
- Показать такую увеличивающую разницу нужно в том периоде, в котором сумма штрафа попала в бухгалтерские расходы.
- В бухучете расходы по штрафам являются текущими расходами. Расходы отражают по признанным штрафам (важным является момент признания, а не уплаты). Если предприятие соглашается с суммой штрафа, определенной Фондом в Расчете, то в бухучете эти штрафы отражаются в периоде получения от Фонда Расчета (а это происходит до 10 марта текущего года). Соответственно налоговая разница по п.п. 140.5.11 по штрафам, начисленным Фондом за 2024 год, будет отражена в декларации по налогу на прибыль за I квартал 2025 года.