ВЫВОД ДОКУМЕНТА
Наличие ТТН является обязательным при получении услуг по перевозке груза на договорных началах от другого юридического лица.
Если перевозка груза для собственных нужд юридического лица осуществляется водителем такого юридического лица, состоящим с ним в трудовых отношениях, документом, подтверждающим перевозку, могут служить другие надлежащим образом оформленные первичные документы (накладная, другой определенный законодательством документ на груз)
У налоговиков спросили, является ли обязательным оформление ТТН, если перевозка товаров (грузов) осуществляется для собственных нужд и собственным или арендованным транспортом, при этом отсутствует сторонний перевозчик, а перевозчиком является водитель предприятия? С учетом того, что ответственность перевозчика за отсутствие ТТН при проверке уполномоченным органом (терорганами Укртрансбезопасности) — 17000 грн (абзац третий ч. 1 ст. 60 Закона об автотранспорте*), ответ на этот вопрос интересует многих.
* Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 № 2344-ІІІ.
Позиция Минразвития. В свое время в письме Мининфраструктуры от 28.05.2014 № 5615/25/10-14 указывалось, что обязанность составлять ТТН возникала, только если перевозку груза осуществляли автомобильным транспортом с привлечением сторонних лиц (перевозчиков) на договорных условиях.
А вот перевозить свой груз своим транспортом и для собственных нужд разрешалось без ТТН. Достаточно было иметь в наличии документ, подтверждающий право собственности на перевозимый груз (накладные, акты, доверенности и т. п.). Такая позиция базировалась на нормах действующего тогда Перечня № 207, который уже утратил силу. Поэтому в относительно свежем письме Мининфраструктуры от 08.03.2024 № 4454/40/10-24 ссылок на него уже нет. Однако и четкого ответа на вопрос, сформулированный выше, в нем нет тоже.
Что ответили налоговики. Раньше они упорно отказывались говорить хоть что-то об оформлении ТТН, вместо этого отправляя плательщиков в Минразвития (Мининфраструктуры) и Минфин (см., например, письма ГНСУ от 18.10.2024 № 4912/ІПК/99-00-21-02-02 ІПК, от 05.06.2024 № 3087/ІПК/99-00-21-02-02 ІПК, ГУ ГНС в г. Киеве от 01.11.2024 № 5100/ІПК/26-15-07-05-07-07 и т. п.).
В комментируемом же письме есть конкретный ответ (см. выше в рамочке). По мнению ГНСУ, при грузоперевозках своим транспортом для собственных нужд без ТТН можно обойтись. Впрочем, этот тезис довольно спорный. Почему. Объясняем.
Наше мнение. Если груз перевозится в пределах одного субъекта им самим (например, с одного склада на другой), на первый взгляд может показаться, что ТТН в таком случае не нужна, поскольку имеем дело с сугубо внутренней операцией.
Однако в ситуации, когда за собственные средства на собственном авто покупатель перевозит товар от продавца на собственный склад или продавец доставляет товар с собственного склада покупателю, необязательность составления ТТН не так уж и очевидна. Поскольку хоть при этом договор перевозки не заключается (отсутствует заказчик перевозки), есть другие участники грузоперевозок, в частности грузополучатель, а также:
— грузоотправитель, на которого возлагается обязанность составления ТТН (это прописано в определении грузоотправителя из ст. 1, а также в ч. 3 ст. 48 и ч. 2 ст. 511 Закона об автотранспорте),
и
— перевозчик, которым является физическое или юридическое лицо, осуществляющее на коммерческой основе или за собственные средства (!) перевозку грузов транспортными средствами (ст. 1 Закона об автотранспорте).
При этом с 01.10.2021 ТТН — единый для всех участников транспортного процесса документ, который разрешено не составлять на перевозку для собственных нужд только физическим лицам (см. определение ТТН из ст. 1 Закона об автотранспорте). На субъектов хозяйствования (ФЛП и юридических лиц) разрешение не использовать ТТН при собственных перевозках для собственных нужд с указанной даты не распространяется. И никаких исключений из этого правила нет, в том числе и в той простейшей ситуации, с которой мы начали, — если груз перевозится в пределах одного субъекта. Таким образом,
если перевозку осуществляет юрлицо или ФЛП, пусть даже на собственном транспорте и для собственных нужд, то ТТН нужна в любом случае
Вы спросите, почему же тогда ГНСУ в комментируемом письме пришла к противоположному выводу? Можем предположить, потому, что все это письмо базируется на консультации из БЗ 109.02, в которой у главных фискалов спрашивали совсем другое, а именно: учитываются ли при определении объекта обложения налогом на прибыль расходы по договорам о предоставлении автотранспортных услуг (!) в случае отсутствия ТТН?
С учетом этого нюанса их ответ в целом укладывается в их же логику:
1) есть договор перевозки со сторонним перевозчиком, но нет ТТН — нет расходов. Это сказано в первом предложении вывода письма;
2) нет договора перевозки, то есть перевозим товар сами — тогда зачем та ТТН вообще. Ведь подтверждать получение услуг по перевозке груза в таком случае не нужно. А сам факт САМОперевозки действительно можно подтвердить другим документом (например, накладной или актом на внутреннее перемещение). И списать израсходованное горючее и начислить зарплату своему водителю — тоже (например, на основании путевого листа). Об этом идет речь во втором предложении вывода комментируемого письма.
И главные фискалы, похоже, не осознают, что
отсутствие ТТН прежде всего будет основанием для привлечения перевозчика к ответственности, установленной абзацем третьим ч. 1 ст. 60 Закона об автотранспорте,
то есть во время рейдовой проверки на дороге терорганом Укртрансбезопасности. Поэтому лучше не ведитесь на вывод этого письма и не ленитесь выписывать ТТН при перевозках для собственных нужд.
Позиция судов. Она довольно прогнозируемая. Так, Верховный Суд единственным исключением из общего правила об обязательности составления ТТН называет лишь случаи, если перевозка осуществляется физическим лицом за счет собственных средств и для собственных нужд (см., в частности, постановления ВС от 31.10.2023 по делу № 440/17062/21 и от 13.03.2025 по делу № 140/6098/22). То есть он беспрекословно признает обязательным применение ТТН субъектами хозяйствования (юрлицами и ФЛП) при перевозках для собственных нужд.
Одним словом, если не имеете желания испытывать на себе благосклонность Фемиды, есть смысл оформлять ТТН при любых перевозках, в том числе за собственные средства для собственных нужд. И не обращать внимания на уж слишком либеральный вывод комментируемого письма. Иначе окажется себе дороже.
Кстати, не забудьте, что с 03.01.2025 форма ТТН изложена в новой редакции, поэтому пользоваться следует именно ею. О самых важных изменениях в форме ТТН можно узнать из статьи «Новая форма ТТН: что изменилось и как заполнять?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 104, а саму новую форму можно отыскать в статье «Новая форма ТТН: бланк для скачивания» // «Налоги & бухучет», 2025, № 4. О правилах заполнения новой ТТН от Минразвития см. здесь и здесь, а также в статье «Правила заполнения новой ТТН: рекомендации Минразвития» // «Налоги & бухучет», 2025, № 23.