Темы статей
Выбрать темы

Новая форма ТТН: что изменилось и как заполнять?

Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
Приказ Мининфраструктуры от 14.11.2024 № 1332

Потребность в новой форме ТТН. Длительное время основные вопросы обращения ТТН, ее составления, формы в том числе обязательных реквизитов ТТН, были урегулированы только Правилами № 363*. То есть подзаконным нормативным актом, необходимость в существовании которого определена ч. 3 ст. 47 Закона об автотранспорте**. При этом в самом Законе об автотранспорте ТТН упоминалась один единственный раз в перечне документов, на основании которых выполняются грузовые перевозки (см. ст. 48).

* Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Минтранса от 14.10.97 № 363.

** Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 № 2344-ІІІ.

Ситуация изменилась с 1 октября 2021 года. В Законе об автотранспорте появилось свое определение ТТН (см. ст. 1) и свой перечень ее обязательных реквизитов (см. ч. 2 ст. 48). В частности, с указанной даты в ТТН, среди прочего, обязательно следовало указывать такие параметры автомобиля, как длина, ширина, высота, общий вес (в том числе с грузом) и масса брутто. Также для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика необходимо было указывать код ЕГРПОУ (для ФЛП — идентификационный код или серию/номер паспорта, если от идентификационного кода предприниматель отказался).

В свою очередь, форма ТТН, которая содержалась в приложении 7 к Правилам № 363, эти законодательные предписания до этого времени не учитывала. На практике, чтобы их соблюдать, на основе утвержденной формы ТТН разрабатывали свою форму, в которую добавляли необходимые поля (это позволял делать п. 11.1 Правил № 363). Но такие манипуляции были доступны только для бумажных ТТН. Если же кто-то выражал желание перейти на е-ТТН (подробности — в статье «е-ТТН: добровольный эксперимент для внутренних грузовых перевозок» // «Налоги & бухучет», 2024, № 48), то для них существовал только один вариант — заложенная форма № 1-ТН. А вместить в нее любые дополнительные данные не всегда было возможно из-за ограниченного количества знаков в графах бланка.

К тому же планировалось сделать применение е-ТТН не добровольным, как сейчас, а обязательным. И хотя дата, с которой это может произойти, остается неопределенной, однако рано или поздно решать проблему несовершенства утвержденной формы ТТН все равно пришлось бы. И вот это наконец случилось.

ВЫВОД ДОКУМЕНТА

Мининфраструктуры утвердило изменения в Правила № 363, которыми, в частности, предусмотрено изложить в новой редакции форму ТТН. В ней появились габаритно-весовые параметры авто, место для внесения идентификационных данных участников грузоперевозок, а также ряд других, менее важных реквизитов

Новые реквизиты ТТН. Перечислять их все мы здесь не будем. Тем более, что не все из них являются обязательными в понимании ч. 2 ст. 48 Закона об автотранспорте. Вместо этого сосредоточимся именно на обязательном новом реквизите ТТН «Відомості про транспортний засіб (автомобіль / автопоїзд / комбінований транспортний засіб) (довжина, м) (ширина, м) (висота, м) (загальна вага/маса з вантажем та маса брутто, т)».

К сожалению, Мининфраструктуры так и не смогло привести в Правилах № 363 хотя бы минимальные инструкции по заполнению этих габаритно-весовых реквизитов авто. О существовании определенных затруднений мы предупреждали еще в статье «Новое в составлении ТТН» // «Налоги & бухучет», 2021, № 81 (ср. ). Например, где брать данные о весе и габаритах автомобиля, когда один перевозчик везет товар нескольких грузоотправителей? Ведь вес авто следует указывать вместе с грузом, а грузоотправитель, который составляет ТТН, не может знать общий вес транспортного средства вместе со своим и чужим грузами.

Кроме того, остался без ответа вопрос, какой вес указывать в случае перевозки грузов одной машиной в несколько точек? С учетом веса всего груза или груза по каждой точке отдельно (если будут разные ТТН)?

Также непонятно, указывать ли габариты и вес транспортного средства, если товар перевозится легковым авто? С одной стороны, никаких исключений здесь нет. С другой же, габаритно-весовому контролю подлежат именно тяжеловесные и/или крупногабаритные транспортные средства (см. ст. 1 Закона об автотранспорте), к которым легковые автомобили априори не относятся.

За три года существования всех этих проблем Мининфраструктуры так и не предоставило соответствующих разъяснений. Поэтому остается надеяться, что это будет сделано в ближайшее время.

Форма ТТН: постоянная или изменяемая? Суть этого вопроса объясним на конкретном примере.

В новой форме ТТН, утвержденной комментируемым приказом, появились такие реквизиты, как «Ідентифікаційний номер тварини, від якої отримано сировину» и «Вид тварини», а также «Температурний режим транспортування». При этом по Закону об автотранспорте обязательными они не являются. Согласно примечаниям к форме № 1-ТН, первые два из этих реквизитов заполняются в случае перевозки туш, полутуш, четвертин, отрубов, кусков мяса, а третий — в случае перевозки пищевых продуктов, которые требуют соблюдения температурного режима. Допустим, что грузоотправитель, в обязанности которого входит выписывание ТТН (п. 11.3 Правил № 363), не имеет дела с таким специфическим грузом, как туши животных и/или пищевые продукты? Может ли он вообще выбросить перечисленные реквизиты из формы ТТН, которой будет пользоваться?

Иначе говоря,

можно ли пользоваться самостоятельно разработанной формой ТТН с сокращенным перечнем реквизитов, однако при наличии в ней всех тех реквизитов, которые являются обязательными, или отныне следует применять именно утвержденную форму, которую можно только дополнять другими реквизитами, но не отказываться ни от одного из тех, которые содержатся в утвержденной форме?

До сих пор в первых двух абзацах п. 11.1 Правил № 363 речь шла о том, что основным документом на перевозку грузов является ТТН, форма которой приведена в приложении 7 к этим Правилам. При этом субъекту хозяйствования предоставлялось право оформлять ТТН без соблюдения утвержденной формы, при условии наличия в ней информации о:

— наименовании документа («Товарно-транспортна накладна»);

— дате и месте его составления;

— наименовании (Ф. И. О.) перевозчика и экспедитора, заказчика, грузоотправителя, грузополучателя;

— наименовании и количестве груза;

— основных характеристиках и признаках, которые дают возможность однозначно идентифицировать груз;

— марке, модели, типе, регистрационном номере автомобиля, прицепа/полуприцепа;

— пунктах погрузки и выгрузки с указанием полного адреса;

— должностях, фамилиях и подписях ответственных лиц грузоотправителя, грузополучателя, водителя и экспедитора.

То есть отсутствие остальных реквизитов, которые содержались в утвержденной форме ТТН, было некритичным. Конечно, с поправкой на габаритно-весовые реквизиты авто, которые тоже должны были быть в самостоятельно разработанной форме ТТН, поскольку этого прямо требовала ч. 2 ст. 48 Закона об автотранспорте.

После изменений, внесенных комментируемым приказом в п. 11.1 Правил № 363, его первые два абзаца звучат иначе.

ВЫВОД ДОКУМЕНТА

Основным документом на перевозку грузов является ТТН, которая содержит все обязательные реквизиты, определенные Законом об автотранспорте, форма которой приведена в приложении 7 к Правилам № 363.

В случае необходимости форма ТТН может быть дополнена другими реквизитами, с учетом особенностей перевозок, в частности условий и/или вида груза

При буквальном прочтении этих норм приходим к заключению, что просто выбросить из формы ТТН ненужные реквизиты, скажем, «Ідентифікаційний номер тварини від якої отримано сировину», «Вид тварини», «Температурний режим транспортування» вы уже не можете. Вы можете их не заполнять, поскольку не имеете для этого соответствующей информации, однако вам придется мириться с их наличием.

А вот если вам понадобится дополнить утвержденную новую форму ТТН каким-то реквизитом, которого в ней теперь нет, но он вам необходим, например, «Переадресування вантажу» или «Відпуск за довіреністю вантажоодержувача», на это вы имеете полное право.

В связи с такими новациями не исключаем, что налоговики вскоре начнут придираться к участникам грузоперевозок, если примененная ими форма ТТН отличается от утвержденной, так сказать, в меньшую сторону. Хотя как раньше, так и теперь, по нашему мнению, следует исходить из того, что большинство реквизитов ТТН, отнесенных Законом об автотранспорте к обязательным, — не бухгалтерско-налогового характера.

Отсутствие таких реквизитов не мешает классификации ваших ТТН как бухпервички

Потому что решающими в этом случае должны быть положения последнего абзаца ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете*. А он провозглашает, что несущественные недостатки в документах, которые содержат сведения о хозяйственной операции, не могут быть основанием для непризнания такой хозоперации. Но при условии, что такие недостатки одновременно:

— не препятствуют возможности идентифицировать лицо, которое участвовало в осуществлении хозоперации;

— не искажают сведения о дате составления первичного документа, названии предприятия, от имени которого составлен документ, содержании и объеме хозяйственной операции и т. п.

* Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 № 996-ХIV.

Усвоить этот тезис вам, надеемся, помогут, статьи «Значительные и незначительные ошибки в реквизитах ТТН: как определиться?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 30 и «ТТН: проверяем правильность заполнения» // «Налоги & бухучет», 2024, № 81. Только не забудьте, что их надо читать с соответствующими поправками на новации в Правилах № 363, о которых мы рассказали вам сегодня.

В конце отметим, что остальные изменения направлены в основном на максимальное сближение Закона об автотранспорте и Правил № 363. В итоге вместо двух комплектов обязательных реквизитов ТТН, которые содержались в обоих этих документах и отличались один от другого, имеем один, общий для обоих. Кроме того, определение терминов «автомобильный перевозчик», «грузоотправитель», «грузополучатель» и определение собственно ТТН в обоих этих документах привели к общему знаменателю, устранив разночтения, которые существовали раньше.

И последнее. На момент подготовки этой статьи комментируемый приказ еще не опубликован. А применять его в целом и новую форму ТТН в частности следует будет именно с момента опубликования. Поэтому у вас есть определенное время, чтобы должным образом подготовиться к будущим нововведениям.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше