Все сайты
Необходимость создавать обеспечение на оплату отпусков своих работников (так называемый резерв отпусков) определяют нормы одновременно двух бухгалтерских стандартов — п. 12 НП(С)БУ 11 «Обязательства» и п. 7 НП(С)БУ 26 «Выплаты работникам». И в общем случае — это обязанность предприятия, а не его право (см. письма Минфина от 23.01.2014 № 31-08410-07-10/1550, от 20.08.2009 № 31-34000-20-5/22614 и от 09.06.2006 № 31-34000-20-25/12321).
Не рассчитывать резерв отпусков п. 7 разд. И НП(С)БУ 25 «Упрощенная финансовая отчетность» позволяет только микропредприятиям и непредпринимательским обществам. Свое решение об этом им следует зафиксировать в приказе об учетной политике. Какие именно юрлица относятся к микропредприятиям, узнаете из статьи «Определяем категорию предприятия для финотчетности за 2025 год» // «Налоги & бухучет», 2025, № 13.
Цель создания резерва отпусков — равномерно распределить расходы на оплату отпусков работников между периодами в течение отчетного года (см. письмо Минфина от 10.11.2006 № 31-34000-207-10/23936). А согласно п. 7 НП(С)БУ 26 обеспечения создают на выплаты за неотработанное время, которые подлежат накоплению. То есть выплаты за неотработанное время, право на получение которых работником может быть использовано в будущих периодах (п. 3 НП(С)БУ 26).
В то же время резервировать п. 13 НП(С)БУ 11 требует только те обязательства:
— возникновение которых можно предусмотреть;
— сумму которых можно определить расчетным путем.
Поэтому резерв создают на оплату предсказуемых отпусков — ежегодных (основного и дополнительных), а также дополнительных отпусков «на детей»
А вот в отношении отпусков, вероятность предоставления которых спрогнозировать обычно не возможно (например, дополнительного учебного, творческого, в связи с усыновлением ребенка и т. п.), резерв не формируют (см. табл. 1).