Куда можно использовать доходы?
Правила использования доходов для НПО определены п. 133.4 НКУ. Им установлено, на что разрешено и запрещено использовать доходы (см. таблицу).
Правила использования доходов НПО
НПО использовать доходы: | Норма НКУ | Направления использования: |
разрешено | — для реализации целей (задач) и направлений деятельности, определенных учредительными документами НПО; — для финансирования расходов на содержание НПО | |
запрещено | — распределять полученные доходы (прибыль) среди учредителей (участников), членов НПО, работников (кроме оплаты их труда и ЕСВ), членов органов управления и других связанных лиц |
Следовательно, НПО разрешено использовать полученные доходы (прибыли) сугубо по двум направлениям:
1) на осуществление уставной деятельности и
2) на свое содержание.
А вот распределять доходы среди своих учредителей/членов/работников НПО нельзя. Иначе за несоблюдение таких требований и осуществление расходов на другие цели (в частности, распределение доходов между участниками/членами/работниками) неприбыльную организацию могут лишить НПО-статуса и исключить из Реестра НПО (и перевести при этом в плательщики налога на прибыль). В дополнение НПО-нарушителям в таком случае с нецелевого использования доходов придется заплатить налог на прибыль (пп. 133.4.3, 133.4.4 НКУ).
Дальше — подробнее об основных расходах НПО.
Расходы на уставные целые НПО
Неприбыльные организации в своей деятельности должны руководствоваться профильным законодательством — законом, который регулирует деятельность соответствующей НПО. Поэтому, прежде всего,
НПО имеет право тратить доходы на цели, закрепленные в учредительных документах, — ради которых, собственно, и создавалась НПО
Так, в частности:
— благотворительные организации могут осуществлять благотворительную совместную деятельность с медзаведениями (клиниками), которым будут передаваться лекарства и медизделия для дальнейшей безвозмездной передачи в виде благотворительной помощи конечным бенефициарам — физлицам-пациентам (см. письмо ГНСУ от 13.02.2023 № 281/ІПК/99-00-21-02-02-06), а также проводить обучениеу работников НПО за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений (см. письмо ГНСУ от 14.11.2024 № 5253/ІПК/99-00-21-02-02);
— коммунальные некоммерческие предприятия (КНП) в пределах уставной деятельности могут обеспечивать работников спецодеждой и спецпитанием, оплачивать медосмотры и вакцинацию работников, информационно-консультационные услуги, связанные с направлением деятельности НПО, услуги по проведению инструктажей, обучений по охране труда, предоставлению первой медицинской помощи, проводить медосмотры своих работников на безвозмездной основе с привлечением собственных трудовых ресурсов (см. письма ГНСУ от 18.10.2024 № 4916/ІПК/99-00-21-02-02, от 19.03.2021 № 1071/ІПК/99-00-21-02-02-06, от 06.04.2021 № 1402/ІПК/99-00-21-02-02-06);
— общественные объединения (ОО) могут оплачивать обучение (повышение квалификации) работника, который находится в штате такой НПО, и такое обучение проводится с учетом нужд собственной уставной деятельности ОО (см. письмо ГНСУ от 31.10.2024 № 5093/ІПК/99-00-21-02-02);
— профсоюзы могут приобретать или арендовать спортинвентарь, если это предусмотрено уставом (см. письмо ГУ ГФС в г. Киеве от 12.12.2018 № 5204/ІПК/26-15-12-03-11).
Наряду с этим некоторые НПО (общественные организации, религиозные организации, кооперативы, профсоюзы) во время ведения своей деятельности для выполнения уставных целей могут быть учредителями других предприятий (см. письма ГНСУ от 28.11.2023 № 4402/ІПК/99-00-21-02-02 ІПК, от 23.10.2023 № 3692/ІПК/99-00-21-02-02-06, ГФСУ от 15.08.2019 № 3807/6/99-99-15-02-02-15/ІПК, от 22.08.2019 № 3955/6/99-99-15-02-02-15/ІПК). А также
для НПО не будет нарушением приобретение в пределах ведения уставной деятельности услуг других хозсубъектов и предоставление возвратной и безвозвратной финансовой помощи
(см. письмо ГНСУ от 28.11.2023 № 4402/ІПК/99-00-21-02-02 ІПК). Однако предоставление неприбыльщиком безвозвратной финпомощи связанным лицам (п.п. 14.1.159 НКУ) будет противоречить НПО-требованиям (см. письмо ГНСУ от 25.09.2023 № 3160/ІПК/99-00-21-02-02-06).
Расходы на содержание НПО
Разрешенными для НПО являются расходы, связанные с обеспечением деятельности, в частности:
— расходы на оплату труда работников;
— коммунальные расходы;
— расходы на аренду, охрану, уборку помещений;
— расходы на услуги связи и
— прочие административные расходы. Однако для благотворительных организаций (БО) установлен лимит админрасходов — не больше 20 % дохода БО в текущем году (ч. 3 ст. 16 Закона Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 05.07.2012 № 5073-VI). Указанный критерий по размеру админрасходов рассчитывают по итогам соответствующего календарного года (см. письмо ГНСУ 02.09.2024 № 4291/ІПК/99-00-21-02-02). Подробнее читайте в статье «Когда админрасходы не могут превышать 20 % дохода благотворительной организации?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 13.
Матпомощь. Поскольку НПО разрешены зарплатные расходы, то никакого нарушения не возникнет при выплате НПО своим работникам матпомощи, которая включается в фонд оплаты труда (то есть систематического характера, см. письма ГНСУ от 24.05.2022 № 626/ІПК/99-00-21-02-02-06, от 05.12.2019 № 1736/6/99-00-07-02-02-15/ІПК). Правда, в отдельных консультациях налоговики признают НПО и возможность выплаты матпомощи не систематического (разового) характера (по семейным обстоятельствам, на лечение, оздоровление детей, погребение, см. письма ГУ ГНС в Запорожской обл. от 21.11.2024 № 5402/ІПК/08-01-04-04-09, ГНСУ от 25.05.2023 № 1271/ІПК/99-00-21-02-02-06, от 10.11.2023 № 4073/ІПК/99-00-21-02-02-06). Впрочем здесь имеет смысл получить аналогичную позволяющую ИНК в свой адрес. Подробнее о матпомощи см. статьи «Оказать материальную помощь и остаться неприбыльщиком: миссия выполнима?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 13 и «Неприбыльная организация и матпомощь работникам: как не лишиться неприбыльности?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 50.
Компенсации и другие выплаты. Связанными с деятельностью НПО налоговики также считают расходы на выплату работникам компенсации за использование личного автотранспорта для служебных (уставных) целей (в сумме амортизации согласно ст. 125 КЗоТ; см. письмо ГНСУ от 24.10.2023 № 3753/ІПК/99-00-21-02-02-06). Поэтому нарушения НПО-условий в этом не видят. А
с 30.12.2024 новый п.п. 133.4.41 НКУ прямо позволяет благотворительным организациям без риска потери НПО-статуса выплачивать своим работникам компенсации и осуществлять другие выплаты (включая те, которые являются дополнительным благом)
Но при условии, что размер таких выплат не превышает 25 % от общей суммы админрасходов такой благотворительной организации за год (см. разъяснение ГНСУ от 30.01.2025).
Выплата среднего заработка мобилизованным. По мнению налоговиков, выплата неприбыльщиком среднего заработка мобилизованным работникам является нарушением абзаца третьего п.п. 133.4.1 НКУ в отношении пребывания в Реестре НПО, если иное не предусмотрено коллективным договором (см. письмо ГНСУ от 01.11.2024 № 5101/ІПК/99-00-21-02-02). Хотя, по нашему убеждению, средний заработок, который работодатель выплачивает мобилизованным работникам, остается заработной платой независимо от наличия у НПО коллективного договора. И угрожать потерей НПО-статуса из-за осуществления такой выплаты налоговики не имеют права. Подробности см. в статье «Выплата среднего заработка мобилизованным и неприбыльный статус» // «Налоги & бухучет», 2024, № 94 (ср. ).
Однако не можем не предупредить, что в более поздних ИПК, предоставленных обычным работодателям, ГНСУ вообще приходит к выводу, что средний заработок, выплачиваемый работодателями на добровольной основе мобилизованным работникам, не является зарплатой в понимании КЗоТ, Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата от 13.01.2004 № 5 и НКУ (см. письма ГНСУ от 16.01.2025 № 184/ИПК/99-00-24-03-03 ИПК и № 186/ИПК/99-00-24-03-03 ИПК и статью «Добровольные выплаты мобилизованным: ВС 5 %, а ЕСВ нет....» // «Налоги & бухучет», 2025, № 9).
Поэтому прежде чем производить такую выплату, рекомендуем получить собственную ИПК.
Ну и в любом случае в 2025 году не следует забывать о льготах, установленных п. 63 подразд. 4 разд. ХХ НКУ о предоставлении благотворительной помощи, в том числе участникам боевых действий. Также для благотворительных организаций может быть интересен новый п.п. 133.4.41 НКУ о выплате дополнительного блага наемным работникам без потери неприбыльного статуса. Подробно – в статье «Заплатил «своим» – потерял неприбыльный статус» // «Налоги & бухучет», 2025, № 12.
Выплаты по ГПД
НПО могут осуществлять выплаты своим членам/учредителям/работникам по гражданско-правовым договорам (ГПД). Но только при условии, если такие выплаты осуществляются по двум разрешенным направлениям — то есть связаны (1) с расходами на содержание НПО и/или (2) с осуществлением уставной деятельности. Тогда такие ГПД-выплаты распределением доходов и нарушением НПО-условий не считаются (см. БЗ 102.04).
Следовательно, НПО может приобрести у члена/участника/работника товар или какие-то работы/услуги (например, арендовать имущество или оплатить предоставленные участником услуги, связанные с ведением уставной деятельности, (см. письмо ГНСУ от 08.09.2023 № 2910/ІПК/99-00-21-02-02-06), если такие расходы отвечают целям, определенным в п.п. 133.4.2 НКУ (то есть идут на содержание НПО и ведение ее уставной деятельности).
Арендная плата и передача товара учредителю
Однако учтите, что угроза потерять НПО-статус может появиться при аренде, если НПО будет получать от арендатора всю сумму «распределяемой» арендной платы и будет распределять ее самостоятельно, направляя часть в местный бюджет. Поскольку такое самостоятельное распределение арендной платы контролеры считают распределением полученных доходов и, как следствие, нарушением норм п. 133.4 НКУ и условий пребывания неприбыльной организации в Реестре НПО (см. письмо Минфина от 20.07.2020 № 11210-09-10/21871, БЗ 102.04). Поэтому
арендатор должен самостоятельно распределять плату за аренду и направлять соответствующие ее части непосредственно НПО (балансодержателю) и в соответствующие местные бюджеты или органам местного самоуправления — учредителям НПО
(см. ОНК, утвержденную приказом Минфина от 19.01.2021 № 23, статьи «Распределение платы за аренду: как не потерять НПО-статус?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 13 и «КНП сдает в аренду: как остаться неприбыльщиком» // «Налоги & бухучет», 2021, № 12).
Еще фискалы усматривают нарушение требований абзаца третьего п.п. 133.4.1 НКУ в отношении пребывания НПО в Реестре в операции по передаче товаров (в частности, автомобильных шин) в пользу органа местного самоуправления (городского совета), который является учредителем такого неприбыльщика (см. письмо ГНСУ от 18.11.2024 № 5294/ІПК/99-00-21-02-02).
Облигации, депозиты
Также заметьте, что, по мнению налоговиков:
— приобретение НПО облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) является нецелевым использованием полученных доходов и приводит к потере неприбыльного статуса и исключению из Реестра НПО (см. письма ГНСУ от 05.01.2024 № 44/ІПК/99-00-21-02-02 ІПК, ГУ ГНС в г. Киеве от 03.01.2020 № 12/ІПК/26-15-04-04-11), в то время как
— размещение временно свободных средств на депозит и получение пассивных доходов (в виде процентов по депозитному счету) для НПО нарушениям не является (см. письма ГНСУ от 29.08.2023 № 2725/ІПК/99-00-21-02-02-06, от 07.04.2023 № 840/ІПК/99-00-21-02-02-06). Подробнее см. «Может ли неприбыльная организация приобретать ОВГЗ?» // «Налоги & бухучет», 2020, № 9.
В то же время на ВП для НПО действуют военные особенности для помощи военным и гражданским.
Военные особенности для НПО
Военные послабления до 30.12.2024. На период действия ВП для НПО сделано исключение из правил использования полученных доходов (прибылей). И предусмотрено, что
в течение ВП НПО могут предоставлять помощь для обеспечения обороны страны без ограничений
и осуществлять расходы, не связанные с уставными целями и направлениями деятельности, которые не предусмотрены учредительными документами НПО (п. 63 подразд. 4 разд. ХХ НКУ).
Следовательно во время военного положения НПО может использовать доходы (прибыли) / передавать имущество / предоставлять услуги (п. 63 подразд. 4 разд. ХХ НКУ):
— армии (ВСУ), Нацгвардии, СБУ, Службе внешней разведки, Государственной пограничной службе, воинским формированиям, их соединениям, воинским частям, добровольческим формированиям территориальных громад (теробороне) и другим структурам, перечисленным в п. 63;
— учреждениям или организациям, которые содержатся за счет средств государственного бюджета;
— силам гражданской защиты и/или заведениям здравоохранения государственной/коммунальной собственности или структурным подразделениям по вопросам здравоохранения областных/городских госадминистраций, а также
— перечислять денежные средства на спецсчета для сбора средств, открытые НБУ;
— предоставлять благотворительную помощь физлицам (которые не являются учредителями/участниками НПО или связанными с ними лицами), которые проживают (проживали) на территории населенных пунктов, где проводятся (проводились) боевые действия, и/или вынужденным переселенцам.
Дополнительные возможности с 30.12.2024. Законом Украины от 17.12.2024 № 4143-ІХ (который вступил в силу 30.12.2024) внесены изменения в п. 63 подразд. 4 разд. XX НКУ. Вследствие этого расширен перечень счетов НБУ для перечисления денежных средств и лиц, в пользу которых НПО (в период действия ВП) позволяется предоставлять благотворительную помощь без риска потери НПО-статуса.
А именно с 30.12.2024 в придачу к ранее действующим военным послаблениям обновленный п. 63 подразд. 4 разд. XX НКУ позволяет НПО (см. разъяснение ГНСУ от 30.01.2025):
1) перечислять денежные средства, на открытые НБУ счета госорганов, предназначенные для финансового обеспечения мероприятий по отпору вооруженной агрессии и ликвидации ее последствий, национальной безопасности и обороны, восстановления, поддержки и развития Украины, предоставления гуманитарной помощи, а также для привлечения средств в поддержку ВСУ и/или
2) предоставлять благотворительную помощь физлицам (кроме учредителей/участников таких НПО или связанных с ними лиц) из числа:
— участников боевых действий, военнослужащих и сотрудников силовых структур, которые принимают (принимали) непосредственное участие в отпоре вооруженной агрессии и обеспечении нацбезопасности в период действия ВП, находясь непосредственно в районах осуществления указанных мероприятий, или в пользу членов семей (в понимании п.п. 165.1.54 НКУ) военных, которые погибли, умерли вследствие ранения, контузии или увечья. Поэтому
после 30.12.2024 предоставление НПО помощи военнослужащим не должно грозить потерей неприбыльного статуса. Однако должны выполняться условия о непосредственном участии и непосредственном пребывании
Раньше, напомним, налоговики здесь усматривали нарушение требований п. 133.4 НКУ. Поскольку среди возможных получателей помощи в п. 63 подразд. 4 разд. ХХ НКУ военнослужащие отдельно не упоминались (см. письма ГНСУ от 11.11.2024 № 5213/ІПК/99-00-21-02-02, от 31.10.2024 № 5090/ІПК/99-00-21-02-02, от 16.01.2024 № 238/ІПК/99-00-21-02-02 ІПК, от 18.10.2023 № 3647/ІПК/99-00-21-02-02-06). А вот против предоставления благотворительной помощи в виде средств радиоэлектронной борьбы и автомобиля, что связано с выполнением военных заданий для содействия обороноспособности и мобилизационной готовности страны, в пользу соответствующего воинского формирования налоговики не отрицали (см. письмо ГНСУ от 05.11.2024 № 5134/ІПК/99-00-21-02-02). Также и до 30.12.2024, и сейчас для НПО по п. 63 подразд. 4 разд. XX НКУ разрешено перечислять в течение ВП денежные средства для обеспечения обороны страны, в частности, непосредственно ВСУ, другим воинским формированиям и их объединениям, воинским частям, подразделениям. Причем периодичность и ограничение по сумме благотворительной помощи п. 63 не установлены (пп. 2.3, 2.4 информписьма № 7/2022);
— работников предприятий сил гражданской защиты, которые принимают или принимали непосредственное участие в мероприятиях по обеспечению нацбезопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии рф, находясь непосредственно в районах боевых действий и в период осуществления боевых действий или в пользу членов их семей (в понимании п.п. 165.1.54 НКУ).
Следовательно, перечисленные в п. 63 подразд. 4 разд. XX НКУ расходы, осуществленные НПО в течение ВП, не будут считаться нарушением НПО-условий из п. 133.4 НКУ и не приведут к потере неприбыльного статуса — из-за них не исключат из Реестра НПО
В частности, в течение ВП не считаются нарушением НПО-условий (по п. 63 подразд. 4 разд. XX НКУ):
— передача НПО транспортных средств ВСУ, Нацгвардии, Нацполиции, СБУ, силам территориальной обороны, органам государственной власти и местного самоуправления (см. п. 2.2 информписьма № 7/2022*);
* Информационное письмо ГНСУ от 08.11.2022 № 7/2022.
— добровольное перечисление ОСМД средств или передача другого имущества (за счет взносов, которые поступили от совладельцев) для ВСУ при условии принятия соответствующего решения общим собранием совладельцев (см. письмо ГНСУ от 18.10.2023 № 3647/ІПК/99-00-21-02-02-06);
— передача общественной организацией воинской части программного обеспечения и услуг по доступу к информационным ресурсам, приобретенным общественной организацией у нерезидента. Правда, если нерезиденту при этом платятся роялти, придется удержать налог на репатриации (см. письмо ГНСУ от 07.08.2023 № 2307/ІПК/99-00-21-02-02-06);
— передача одной больницей (КНП) другой больнице (КНП) лекарственных средств, медизделий, детского питания, основных средств, запасов для предоставления помощи больным детям (см. письмо ГНСУ от 23.11.2023 № 4272/ІПК/99-00-21-02-02 ІПК);
— осуществление КНП (зарегистрированной получателем гуманитарки) операций с гуманитарной помощью: ее получение и дальнейшее распределение по целевому назначению — в пользу лиц, которые являются ВПЛ (см. письмо ГНСУ от 21.12.2023 № 4810/ІПК/99-00-21-02-02 ІПК);
— предоставление общественным союзом финансовой помощи получателям (физлицам и юрлицам), перечисленным в п. 63 подразд. 4 разд. XX НКУ (письмо ГНСУ от 19.01.2024 № 323/ІПК/99-00-21-02-02 ІПК).
Документирование помощи армии
Однако для того, чтобы воспользоваться военными послаблениями из п. 63 подразд. 4 разд. ХХ НКУ, неприбыльщик должен иметь первичный документ, в котором был бы зафиксирован факт принятия соответствующим получателем переданного имущества. Ведь на НПО как на юридические лица в полной мере распространяются требования Закона о бухучете* (см. письмо Минфина от 27.04.2022 № 41020-06-5/8479). Причем для НПО должным образом оформленная первичка имеет решающее значение. Поскольку это непосредственно отражается на сохранении НПО-статуса.
* Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 № 996-ХIV.
Налоговики требуют, чтобы добровольную передачу активов на нужды ВСУ оформляли (см. БЗ 102.05):
1) приказом по предприятию с решением руководства о добровольной передаче имущества и
2) актом приема-передачи, который содержит обязательные реквизиты первичного документа, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете.
То есть у НПО должен быть именно двусторонний акт приема-передачи имущества, оформленный в соответствии с требованиями Закона о бухучете. Поскольку согласно ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете первичный документ наряду с другими обязательными реквизитами должен содержать:
— должности и фамилии (кроме первичных документов, требования к которым устанавливаются НБУ) лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления;
— личную подпись или другие данные, дающие возможность идентифицировать лицо, которое участвовало в осуществлении хозоперации.
А можно ли НПО самостоятельно оформить первичные документы на выполнение требований п. 63 подразд. 4 разд. ХХ НКУ?
К сожалению, нет. Без первички, которая бы подтверждала получение имущества ВСУ и другими аналогичными структурами, сохранить НПО-статус не удастся. То есть односторонними (внутренними) первичными документами (составленными и подписанными только НПО) здесь не обойтись. Вышеприведенная позиция фискалов об этом ярко свидетельствует (см. БЗ 102.05). И хотя касается это разъяснение амортизации в налоговом учете принудительно отчужденных, изъятых, добровольно переданных на нужды ВСУ в условиях ВП основных средств, — это вовсе не имеет никакого значения. Сохранить НПО-статус без двустороннего акта приема-передачи (который подтверждает, с одной стороны, передачу имущества НПО, а с другой, — получение соответствующим получателем из п. 63 подразд. 4 разд. ХХ НКУ), не получится. То есть подпись получателя в акте приема-передачи — обязательна.
Понятно, можно задокументировать передачу имущества внутренним самоактом и на этом основании списать активы с баланса. Однако таким документом лишь закрывается вопрос, куда делось имущество. Но самоакт не заменит главного документа — двустороннего акта приема-передачи имущества, переданного на нужды армии, оформленного в соответствии с Законом о бухучете. Ведь задача НПО — не просто отразить хозяйственную операцию в бухучете, а обосновать факт получения имущества именно ВСУ и/или другими получателями из п. 63 подразд. 4 разд. ХХ НКУ, чтобы не лишиться НПО-статуса. Иначе без должным образом оформленной первички, которая бы подтверждала, что соответствующие воинские структуры приняли переданное имущество, НПО-статус окажется под угрозой.
Выводы
- Чтобы не потерять неприбыльный статус, НПО может использовать доходы (прибыли) сугубо по двум направлениям: (1) на содержание НПО и (2) на осуществление деятельности, определенной ее учредительными документами.
- В течение ВП для НПО также разрешены расходы, не связанные с уставными целями, — помощь армии, заведениям здравоохранения, переселенцам. Они не приведут к потере НПО-статуса. А с 30.12.2024 НПО получили дополнительные возможности для помощи военным и гражданским.