Темы статей
Выбрать темы

Платежные терминалы — 2025: общие правила

Казанова Марина, налоговый эксперт
В этой статье предлагаем рассмотреть общие вопросы, которые касаются применения платежных терминалов. Для кого их применение является обязательным, а кто из торговцев может продолжать пока что работать без терминалов? Обязательно ли иметь именно платежный терминал (как специальный прибор) или возможны другие способы безналичного расчета?

Обязанность обеспечить покупателям возможность рассчитаться безналично

Уже достаточно давно ст. 38 Закона о платежных услугах* требует от торговцев обеспечить покупателю возможность рассчитаться за товары/услуги не только наличность, но и в безналичной форме.

* Закон Украины «О платежных услугах» от 30.06.2021 № 1591-IX.

Закон требует от всех торговцев исполнять эту обязанность. Но постановлением № 894* был установлен поэтапный ввод выполнения этих обязанностей.

* Постановление КМУ «Об установлении сроков, до наступления которых торговцы должны обеспечить возможность осуществления безналичных расчетов (в том числе с использованием электронных платежных средств, платежных приложений или платежных устройств) за проданные ими товары (предоставленные услуги)» от 29.07.2022 № 894.

При этом с 01.01.2025 критерий численности населения (населенного пункта, где осуществляет деятельность субъект хозяйствования) перестал быть важным в вопросе обязательного выполнения требования об обеспечении покупателю возможности расчета безналично. Ведь с 01.01.2025 эту обязанность

должны выполнять уже даже те торговцы, которые работают в населенных пунктах с численностью населения меньше чем 5 тыс. человек

То есть уже не важно, какой является численность населенного пункта, где осуществляет деятельность субъект хозяйствования. Пусть даже в маленьком селе. Никаких преференций по этому критерию нет. Но еще продолжают действовать другие освобождающие критерии, о которых дальше.

Кто в 2025 году имеет освобождение?

От обязанности обеспечить прием оплаты за товары/услуги от покупателей в безналичной форме (независимо от количества населения в населенном пункте, в котором осуществляет деятельность торговец) освобождаются:

1) до 01.01.2026 (п.п. 4 п. 1 постановления № 894):

ФЛП на едином налоге (ЕН) группы 1;

— торговцы, которые осуществляют торговлю с использованием торговых автоматов;

— торговцы, которые осуществляют выездную (выносную) торговлю;

— торговцы, которые осуществляют продажу собственноручно выращенной или откормленной продукции. Стоит обратить внимание: речь идет не просто о собственно (то есть самостоятельно) выращенной или откормленной продукции, а именно о «собственноручно» выращенной или откормленной продукции. Поэтому не понятно, распространяется ли это освобождение на производителей сельскохозяйственной продукции — юридических лиц. Четких разъяснений от налоговиков в отношении этой категории продукции и до сих пор нет. Также налоговики не распространяют это освобождение на тех торговцев, которые, кроме собственно продажи собственноручно выращенной или откормленной продукции, занимаются продажей других товаров/продукции (см. разъяснение в категории 109.02 БЗ);

2) торговцы, которые «осуществляют хозяйственную деятельность на территориях территориальных громад, расположенных в районе проведения военных (боевых) действий или находящихся во временной оккупации, окружении (блокаде), перечень которых утвержден приказом Министерства по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий». Обеспечить покупателю возможность рассчитаться безналично они должны в течение 3 месяцев после прекращения проведения военных (боевых) действий на таких территориях и/или их деоккупации, освобождения от окружения (блокады).

Считаем, что здесь следует ориентироваться на территории из Перечня № 309*.

* Перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных Российской Федерацией, утвержденный приказом Минреинтеграции от 22.12.2022 № 309.

А в таком случае не применять платежные терминалы имеют право торговцы, ведущие деятельность (осуществляющие расчеты) на территориях, которые в соответствии с Перечнем № 309 отнесены к:

— территориям активных боевых действий;

— территориям активных боевых действий, на которых функционируют государственные электронные информационные ресурсы;

— территориям возможных боевых действий;

— временно оккупированным территориям.

Другими словами, следует попасть хотя бы в один раздел Перечня № 309, где бы напротив населенного пункта (где вы осуществляете деятельность) не была заполнена колонка 4 (крайняя правая). То есть эта территория еще не потеряла соответствующий статус.

Право игнорировать требования об обеспечении покупателю возможности рассчитаться безналично сохраняется все время, в течение которого населенный пункт относится к вышеназванным территориям + в течение 3 месяцев после окончания активных боевых, возможности боевых действий или деоккупации территории

Что значит обеспечить покупателю возможность рассчитаться безналично?

В Законе о платежных услугах сказано, что

«торговцы обязаны обеспечивать возможность осуществления безналичных расчетов за проданные товары (предоставленные услуги), в том числе с помощью электронных платежных средств и/или платежных приложений, и/или платежных устройств»

Конструкция «и/или» значит, что торговцу достаточно обеспечить только какой-то один из перечисленных способов безналичных расчетов для покупателя.

Впрочем, налоговики считают, что если речь идет о «физическом» магазине, в который приходят покупатели (то есть когда есть физический контакт с покупателем), то продавец должен обеспечить покупателю непосредственно в магазине возможность рассчитать картой (в т. ч. и в случае, если у покупателя есть только карта, нет смартфона или специальных приложений). Так, например, о возможности обеспечения расчета только через QR-код в письмах ГНСУ от 03.10.2024 № 4695/ІПК/99-00-07-03-01 ІПК; от 20.09.2024 № 4532/ІПК/99-00-07-03-01 ІПК налоговики говорят, что приема оплаты только с помощью QR-кода будет недостаточно для выполнения обязанностей по обеспечению покупателю возможности рассчитаться безналично. Этот способ расчета может быть только дополнительным способом безналичного расчета (подробнее см. статью «QR-код не альтернатива терминала?» // «Налоги & бухучет», 2025, № 14). А прием карт торговец должен обеспечить все равно. Фактически это значит, что в «физическом» магазине торговец в любом случае должен иметь устройство, которое обеспечивает прием карт. То есть речь идет об обязательном наличии:

1) или обычного «физического» POS-терминала,

2) или программного терминала в смартфоне, планшете и т. п.

Соответственно если у нас «физический» магазин / пункт предоставления услуг (то есть есть физический контакт с покупателем), мы не можем сказать покупателю, что у нас в магазине, например, расчеты только с помощью QR-кода и платежного приложения в смартфоне. В «физическом» магазине / пункте предоставления услуг, исходя из позиции налоговиков, торговец (кроме тех, которые подпадают под освобождение) должен обеспечить прием карт, следовательно, должен иметь терминал. При этом, учитывая то, что прием карт в понимании Закона об РРО* — это расчетная операция, соответственно прием оплаты через терминал влечет за собой необходимость установления РРО/ПРРО (подробнее см. подраздел «РРО vs терминал» этой статьи).

* Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 № 265/95-ВР.

При этом POS-терминал / программный терминал не нужно регистрировать в налоговой или каким-то образом сообщать налоговой о его наличии. Можно обратиться к любому банку (и даже не одному), заключить с ним договор эквайринга — и будем иметь POS-терминал / программный терминал. При этом банк никоим образом не контролирует наличие у субъекта хозяйствования РРО/ПРРО — это полная ответственность торговца. Банк лишь настроит терминал и обеспечит поступление денег с карт клиентов на счет субъекта хозяйствования.

О необходимости соединения/объединения РРО/ПРРО с POS-терминалом важную информацию найдете в статье «РРО/ПРРО с платежным терминалом: особенности работы» // «Налоги & бухучет», 2025, № 14.

Если торговля дистанционная

Если нет «физического» (очного) контакта с покупателем (субъект хозяйствования работает исключительно онлайн), то терминал продавцу не нужен. Ведь в таком случае торговец сам непосредственно от покупателя оплату не принимает.

То, что в этом случае терминал не нужен, подтверждают и налоговики (см. категорію 109.02 БЗ). Так, они в этом разъяснении отмечают:

«Если расчет за проданные товары (предоставленные услуги) осуществляется дистанционно, с возможностью заказа товаров с помощью сайта интернет-магазина, субъект хозяйствования лишен возможности получать наличность и может принимать оплату за товары, работы и услуги только в безналичной форме».

То есть если субъект хозяйствования работает онлайн (предоставляет услуги или продает товары в интернет-магазине), не контактирует с покупателем/заказчиком и расчеты проводит удаленно (то есть не имеет никакого физического контакта с покупателем) — то платеж для продавца и так будет безналичным. А значит, требования об обеспечении возможности осуществления безналичных расчетов выполнены автоматически.

Но будьте осторожны: если вы будете контактировать с покупателем/заказчиком, то есть отправлять товар собственным курьером или выдавать «самовывозом» и рассчитываться с ним в месте получения товара, то уже придется выполнять терминальные требования.

Подробнее об этом см. в статье «Терминал для интернет-магазина» // «Налоги & бухучет», 2025, № 14 (ср. ).

РРО/ПРРО vs терминал

Важным является то, что

терминал не может заменить РРО/ПРРО

Квитанция терминала — это не расчетный документ (из нее нельзя увидеть, какие именно товары покупал покупатель). Поэтому наличие терминала не заменит РРО/ПРРО.

В то же время прием оплаты через терминал является расчетной операцией в понимании Закона об РРО («расчетная операция — прием от покупателя наличных средств, платежных карт…»). А следовательно, при приеме оплаты через терминал возникают расчетные операции и, соответственно, возникает обязанность проводить такие расчетные операции через РРО/ПРРО.

Но допустим, юридическое лицо осуществляет, например, торговлю продукцией собственного производства. Законом об РРО (п.п. 1 ст. 9) предусмотрено освобождение для юридических лиц от применения РРО/ПРРО торговли продукцией собственного производства, если расчеты проводятся в кассе предприятия с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров (при условии, что предприятие не относится к предприятиям торговли или общественного питания и не осуществляет торговлю технически сложными бытовыми товарами, которые подлежат гарантийному ремонту, медизделиями, лекарствами и ювелиркой).

При этом такая продукция не является собственноручно выращенной или откормленной.

Отдельного освобождения от выполнения обязанностей обеспечить покупателю возможность рассчитаться в безналичной форме для таких торговцев (если они имеют «физический» контакт с покупателем) нет. То есть они тоже должны иметь терминал. В то же время если расчет будет происходить через терминал, то наличности нет, соответственно такая операция не сопровождается и оформлением приходного кассового ордера. А следовательно, не соблюдаются и условия для освобождения от РРО/ПРРО. Поэтому нужен будет и РРО/ПРРО.

Так же из-за физического приема от заказчика к оплате карт можно потерять услужную РРО/ПРРО-льготу по п. 14 ст. 9 Закона об РРО.

А вот если речь идет о ФЛП на ЕН группы 1, то если такой ФЛП захочет установить терминал (именно захочет, потому что в течение всего 2025 года он этого делать не обязан, см. выше), это не обязывает его иметь и РРО/ПРРО, поскольку такие ФЛП освобождены от применения РРО/РРО согласно п. 296.10 НКУ без каких-то дополнительных условий (подробнее об РРО-льготах и терминалах см. в статье «Терминал и льготы по РРО» // «Налоги & бухучет», 2025, № 14).

Правила, которые нужно соблюдать при работе с терминалом

В соответствии со ст. 29 Закона о платежных услугах торговцам запрещается:

1) ограничивать право держателя электронного платежного средства выбирать для осуществления расчетов любое электронное платежное средство платежных систем;

2) устанавливать любую дополнительную (сопроводительную) плату во время осуществления оплаты за проданные ими товары (предоставленные услуги) с использованием электронных платежных средств, платежных приложений или платежных устройств, в том числе плату за использование определенного электронного платежного средства, платежного приложения или платежного устройства;

3) устанавливать разные цены на те же товары или услуги в случае осуществления расчета за них в безналичной форме по сравнению с расчетом наличными средствами. Так, иногда встречаются вопросы: может ли ФЛП добавить к цене товара расходы на комиссию банка за обслуживание терминала. Закладывать в цену комиссию банка за обслуживание терминала, конечно, можно (и нужно). Но здесь главное — следовать правилу, что цена товара при расчете с помощью терминала не может быть выше, чем при расчете за наличные.

Торговцы имеют право поощрять держателя к использованию определенного электронного платежного средства для осуществления расчетов.

Выводы

  • С 01.01.2025 обеспечить покупателю возможность рассчитаться безналично должны и те торговцы, которые осуществляют деятельность в населенных пунктах с численностью населения менее 5 тыс.
  • В 2025 году работать без терминалов имеют право те, кто:
    — проводит расчеты на территориях ВБД/АБД/ВОТ;
    — осуществляют торговлю с использованием торговых автоматов, выездную (выносную) торговлю;
    — осуществляют продажу собственноручно выращенной или откормленной продукции;
    — являются ФЛП на едином налоге группы 1.
  • В «физическом» магазине / пункте предоставления услуг, в который приходят покупатели, по мнению налоговиков, продавец должен обеспечить покупателю возможность рассчитаться картой, то есть нужен терминал. Другие способы безналичного расчета (например, с помощью QR-кода) можно применять, только как дополнительные способы расчета.
  • Те, кто работает онлайн, не контактирует с покупателем и расчеты проводит только удаленно (то есть не имеет физического контакта с покупателем), считаются такими, которые и так выполнили требования о безналичных расчетах.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с лицензионным договором и договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa ic-prostir

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше