Согласно постановлению № 894* торговцы должны обеспечить возможность осуществления безналичных расчетов (в том числе с использованием электронных платежных средств, платежных приложений или платежных устройств) за проданные ими товары/услуги, включая товары/услуги, реализация которых осуществляется дистанционно.
Дистанционная оплата и доставка. Интернет-магазин, как правило, продает свои товары именно дистанционно (среди видов деятельности обязательно присутствует КВЭД 47.91 «Розничная торговля, которая осуществляется фирмами почтового заказа или через сеть Интернет»). Поэтому с первого взгляда может показаться, что интернет-магазину нужно непременно обеспечить прием от покупателей платежных карточек, приобретя соответствующее оборудование или программное обеспечение.
Но давайте зададимся вопросом: а можно ли классическому интернет-магазину физически выполнить это требование? Как правило, расчет за товар происходит с помощью интернет-эквайринга, интернет-банкинга или наложенным платежом, а доставка товара — с помощью почтового оператора. Во всех этих случаях физического контакта для осуществления расчета между продавцом и покупателем нет. Иными словами, покупатель физически не может пробить свою платежную карточку через терминал классического интернет-магазина. Покупатель и продавец просто никогда не встречаются.
Благо, что налоговики понимают эту специфику. В одной из консультаций они утверждают (БЗ 109.02):
«если расчет за проданные товары/услуги осуществляется дистанционно, с возможностью заказа товаров с помощью сайта интернет-магазина, предприятие лишено возможности получать наличные и может принимать оплату за товары, работы и услуги по договору с покупателем только в безналичной форме, что по своей сути и является исполнением требований постановления № 894, в части обеспечения возможности осуществления безналичных расчетов»
То есть налоговики выдвигают такие условия:
1) расчет за проданные товары осуществляется дистанционно;
2) товар заказывается с помощью сайта интернет-магазина;
3) предприятие лишено возможности получать наличные и может принимать оплату только в безналичной форме.
Поэтому в таких случаях требование об обязательном соблюдении возможности безналичного расчета вами фактически уже выполнено. Более того, если вы принимаете оплату от покупателя через интернет-эквайера, то такой способ оплаты, по сути, не отличается от обычного расчета платежной карточкой через РОS-терминал. Только терминал этот виртуальный.
Доставка курьером. А как быть, если оплаченный товар доставляет курьер? Ведь в таком случае уже можно говорить о каком-то физическом контакте между покупателем и продавцом.
На наш взгляд, в вашем случае этот факт по сути ничего не меняет. Курьер встречается с покупателем вовсе не для того, что осуществить расчет за товар. Его миссия — просто передать уже оплаченный товар покупателю. Поэтому и в этом случае требование о безналичном расчете интернет-магазином фактически уже выполнено.
Другое дело, если курьер не просто доставляет товар покупателю, но и принимает оплату за него. Тогда вполне логично, что интернет-магазин должен обеспечить возможность покупателю оплатить товар платежной карточкой. Поэтому у такого продавца должно быть оборудование, позволяющее покупателю рассчитаться платежной карточкой.
Судя по всему, такого же мнения придерживаются и налоговики в уже упомянутой выше консультации. Единственное уточнение: в этой части налоговики немного напутали с полным и кратким ответом: они не соответствуют друг другу. Если в полном они именно так и отвечают, то из краткого может создастся впечатление, что они разделяют две ситуации: (1) когда курьер только доставляет товар и (2) когда курьер доставляет товар с расчетом в месте доставки. И в обеих ситуациях краткая версия ответа требует обеспечить расчет платежной карточкой.
Мы считаем это оплошностью авторов ответа. Ориентироваться следует на полную версию.