Темы статей
Выбрать темы

Как штрафуют за отсутствие платежного терминала?

Амброзяк Наталья, юрист
Многим из тех, кто продает товары, предоставляет услуги или выполняет работы, теперь нужно иметь платежный терминал. То есть речь идет о предоставлении возможности для их клиентов рассчитываться картой или другим устройством. Об этом можно прочитать в статье «Платежные терминалы — 2025: общие правила» // «Налоги & бухучет», 2025, № 14. И, безусловно, там, где есть обязанность — есть и ответственность. Поэтому к чему готовиться ФЛП или юрлицу, которое не установит (несвоевременно установит) платежный терминал? Каков размер штрафов? Какие сроки давности для наложения этих санкций? Какой орган занимается их применением? Должно ли учитываться наличие/отсутствие вины? Ответы на эти и другие вопросы в этом материале.

Основными являются два вида штрафов. Это те, которые предусмотрены в:

ст. 16315 КУоАП (административный штраф);

п. 12 ч. 1 ст. 23 Закона о защите прав потребителей* (финансовая санкция).

* Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 № 1023-XII.

Сразу заметим: речь идет об обеспечении права потребителя на расчеты за товары (услуги) с использованием электронных платежных средств. То есть говорим об отказе в приеме безналичной оплаты (то ли банковской картой, то ли другим устройством) из-за отсутствия POS-терминала* или из-за нежелания его использовать по различным причинам.

Дальше рассмотрим подробнее каждую из санкций.

* Обратите внимание: речь идет не только о классическом POS-терминале. Это может быть и платежный терминал в смартфоне. Но в статье будем для удобства употреблять термин «POS-терминал» или «платежный терминал».

Админштраф

Размер штрафа. Если ФЛП или юрлицо не установит платежный терминал и это выявят контролирующие органы впервые, то штраф составит от 1700 до 3400 грн (ч. 1 ст. 16315 КУоАП). Если это нарушение было совершенно повторно в течение года после применения штрафа по ч. 1 ст. 16315 КУоАП, то — от 8500 до 17000 грн (ч. 2 ст. 16315 КУоАП).

Что такое «повторно»? Речь идет о ситуации, когда ФЛП / должностных лиц юрлица оштрафовали за отсутствие платежного терминала по ч. 1 ст. 16315 КУоАП, но нарушители в дальнейшем так этот терминал и не установили. Потом, в течение года после наложения предыдущего штрафа, контролеры опять обнаруживают, что POS-терминал все еще не установлен. Само нарушение, которое выявили опять, в таком случае и будет повторным.

На кого налагается? Штрафуют ФЛП и виновных должностных лиц юрлица-нарушителя.

Как правило, виновным должностным лицом оказывается руководитель предприятия

Хотя и этот факт должны установить налоговики во время привлечения к ответственности (см. постановление Третьего апелляционного админсуда от 29.02.2024 по делу № 201/9603/23).

Заметим: работник, который стоит на кассе, обычно не является должностным лицом. Для того, чтобы продавец получил этот статус, на него должны возложить организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Ну и, конечно, налоговики обязаны установить, что продавец действительно является должностным лицом юрлица (см. то же постановление Третьего апелляционного админсуда от 29.02.2024 по делу № 201/9603/23).

Кто и как налагает? Санкции применяют налоговики. То есть и протоколы об административном правонарушении, и постановления о привлечении к ответственности составляют именно они (ст. 2342 КУоАП, п. 1 ч. 1 ст. 255 КУоАП).

Как правило, налагают штрафы во время фактической проверки

Хотя формально это может быть и плановая или внеплановая документальная проверка. Конечно, если речь идет, например, о выявлении недостоверных данных в налоговой декларации как основании для внеплановой документальной проверки (п.п. 78.1.4 НКУ), то копать в сторону наличия/отсутствия POS-терминалов не имеют права. Но вполне может подойти внеплановая проверка по п.п. 78.1.1 НКУ (налоговики имеют информацию о нарушении — посылают запрос плательщику — если плательщик не отвечает, то проводят проверку). Однако поскольку методы документальных проверок в отношении POS-терминалов не всегда эффективны на практике, то чаще речь идет о фактических проверках.

Напомним: на период военного положения есть ограничения на проведение налоговых проверок. Их не так уж и много, но знать о них стоит.

Поэтому настойчиво советуем почитать об этом вопросе статью «Налоговые проверки, штрафы и Ко: итоги 2024-го, прогнозы для 2025-го» // «Налоги & бухучет», 2024, № 105 (ср. ).

Сроки давности. Мы считаем, что у налоговиков есть 2 месяца со дня выявления ими факта отсутствия POS-терминала.

Почему так? По нашему мнению, отсутствие POS-терминала является длящимся правонарушением (ч. 1 ст. 38 КУоАП). И это ключевой момент в ситуациях, когда ФЛП или юрлицо должны были установить платежный терминал, например, еще в 2023 или 2024 годах, но теперь так этого и не сделали*. То есть, например, к ФЛП или юрлицу с фактической проверкой пришли 20.02.2025 и выявили, что POS-терминала нет. В таком случае вынести постановление о привлечении к админответственности они могут до 20.04.2025.

* Напомним: введение обязательных POS-терминалов происходило постепенно: с 01.01.2023, 01.01.2024, теперь с 01.01.2025 и т. п. Безусловно, есть исключения и свои особенности. Об этом читайте в статье «Платежные терминалы — 2025: общие правила» // «Налоги & бухучет», 2025, № 14.

Хотя нам удалось найти несколько судебных решений, где придерживаются другого мнения. В частности, что отсутствие платежного терминала является разовым правонарушением. Мотивируют судьи это тем, что если плательщик отказывается принять банковскую карту для расчетов во время проверки из-за отсутствия терминала, то такое правонарушение не имеет длящегося характера и завершается в момент осуществления расчета. См. постановление Шестого апелляционного админсуда от 09.06.2021 по делу № 756/960/20 и решение Ровенского горсуда Ровенской обл. от 18.01.2022 по делу № 569/18484/21.

А достаточно часто именно так налоговики и обнаруживают, что POS-терминал отсутствует — делают контрольную закупку во время фактической проверки и получают отказ в приеме банковской карты. Следовательно, исходя из этих решений фискалы должны составить протокол и вынести постановление в течение 2 месяцев со дня, когда получен отказ в расчетах банковской картой (ч. 1 ст. 38 КУоАП). И если мы говорим о выявлении факта неприменения платежного терминала из-за его отсутствия во время фактической проверки, то как будто ощутимой разницы для ФЛП или юрлица почти нет. Потому что отказ в расчетах картой и момент выявления правонарушения (в понимании длящихся нарушений) могут совпадать.

Однако если речь идет о внеплановой документальной проверке, то разница таки будет более заметной. Смотрите: допустим, налоговики в этом случае будут давить на то, что нарушение совершено было еще в 2023 году. И если вооружиться позицией, что это нарушение разовое, то сроки давности давно уже истекли. Так как отсчитывать 2 месяца тогда придется с того же 2023 года.

Но мы призываем быть осторожными с аргументами судей, которые мы привели выше. Как минимум потому, что это не позиция Верховного Суда. То есть гарантий никаких пока.

А что если платежный терминал не установили, например, в 2023 году, а теперь — установили?

Считаем, что в этом случае имеем дело с несвоевременным установлением POS-терминала. То есть нарушение, которое длилось, было прекращено. А это свидетельствует о разовом правонарушении. И в этом случае применить штраф налоговики могут в течение 2 месяцев со дня установления платежного терминала. Именно день установления терминала является моментом совершения правонарушения.

Заметим, что сроки привлечения к админответственности по ст. 38 КУоАП на период военного положения не приостанавливались.

Могут ли освободить от админштрафа? Обратите внимание: поскольку речь идет об административной ответственности, то право оштрафовать у контролеров появляется тогда, когда есть полный состав нарушения. А одним из элементов состава правонарушения является вина (в нашем случае ФЛП или должностного лица юрлица). Поэтому нет вины — нет и нарушения. В отношении неустановки POS-терминала отсутствие вины достаточно сложно доказать. А вот если он есть, но через него не провели расчет, например из-за аварийного отключения света, то это уже другое дело. О таком случае вы можете прочитать в статье «Терминал временно не работает: будет ли штраф?» // «Налоги & бухучет», 2025, № 14.

Конечно, не забываем: отсутствует обязанность использовать платежный терминал — отсутствует и право применить административный штраф. О том, кому теперь необязательно использовать POS-терминал, читайте в статье «Платежные терминалы — 2025: общие правила» // «Налоги & бухучет», 2025, № 14.

В какие сроки надо уплатить штраф? У нарушителя на уплату штрафа 15 дней со дня вручения постановления о наложении санкции (ч. 1 ст. 307 КУоАП).

Что если не уплатить? Нарушителя, который не уплатил штраф, ждут два последствия (ст. 308 КУоАП):

— штраф придется уплачивать в двойном размере;

— сумма санкции будет взиматься в принудительном порядке через исполнительную службу. А для виновного лица (ФЛП / должностного лица юрлица) это грозит арестом средств на банковском счету или имущества и др.

Штраф по Закону о защите прав потребителей

Размер штрафа. Сумма составляет 8500 грн (500 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан).

На кого налагается? Финансовую санкцию применяют к ФЛП и юридическим лицам в целом. То есть санкцию не применяют к руководителям, продавцам, главбухам и др.

Кто и как налагает? Штрафовать уполномочены представители Госпродпотребслужбы.

По большому счету, выявить отсутствие платежного терминала могут как во время внеплановых, так и во время плановых проверок. Причем наибольший риск в случае с POS-терминалами — это внеплановые проверки по жалобам потребителей. Обратите только внимание:

в период военного положения у Госпродпотребслужбы есть ограничения по проведению проверок

Такие ограничения установлены, в частности, в постановлении КМУ от 13.03.2022 № 303 (далее — постановление № 303). Плановые проверки этим документом вообще запрещены (см. п. 1 постановления № 303). То есть применить штраф во время этих проверок в настоящее время представители Госпродпотребслужбы не могут.

А вот выявить нарушение во время внеплановых мероприятий вполне могут, потому что такие мероприятия разрешены по решению центрального органа, который формирует государственную политику в соответствующей сфере — Минэкономики (п. 2 постановления № 303). Да, можно поспорить с тем, является ли отсутствие POS-терминала угрозой, которая имеет негативное влияние на права, законные интересы, жизни и здоровье человека или обеспечение безопасности государства или выполнение международных обязательств Украины. Хотя, по нашему мнению, это слабоватый аргумент, чтобы обиться от штрафа по Закону о защите прав потребителей.

Следовательно,

Госпродпотребслужба во время войны может применить штраф за отсутствие POS-терминала по результатам внепланового мероприятия контроля

Напомним: перечень оснований для внеплановых проверок Госпродпотребслужбы в отношении защиты прав потребителей следует искать в ч. 1 ст. 6 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 № 877-V. Наиболее вероятным и рисковым основанием теперь является жалоба потребителя.

Порядок наложения штрафов предусмотрен в Порядке наложения взысканий за нарушение законодательства о защите прав потребителей, утвержденном постановлением КМУ от 17.08.2002 № 1177 (далее — Порядок № 1177).

Сроки давности. Законодатель не установил сроков давности в отношении применения финансовых санкций из Закона о защите прав потребителей. Но само постановление о привлечении к ответственности имеет свой «срок годности» — 1 год со дня ее принятия. То есть если постановление не было обращено к исполнению (а если нарушитель не выполнил постановление, то его передают в исполнительную службу) в этот срок, то его выполнять уже не надо (п. 7 Порядка № 1177).

Могут ли освободить от штрафа? Скорее — нет, чем да. Все зависит от конкретной ситуации. Посмотрим на варианты.

1. Отсутствие вины. Полагаться на отсутствие вины в случае с отсутствием платежного терминала — дело достаточно спорное. Вменяемые и работающие аргументы в этом случае найти будет сложно, если не сказать — невозможно. Но если речь идет о сломанных POS-терминалах или о случаях аварийного отключения света, то шансы отбиться есть (см. статью «Терминал временно не работает: будет ли штраф?» // «Налоги & бухучет», 2025, № 14).

2. Выполнение предписания Госпродпотребслужбы. Помним, что Госпродпотребслужба во время проверок в отношении защиты прав потребителей в целом и в отношении POS-терминалов в частности должна руководствоваться Законом № 877* (кроме случаев, когда речь идет о рыночном надзоре и контроле непищевой продукции). Об этом указано в ч. 2 ст. 2 Закона № 877.

А в ч. 11 ст. 7 Закона № 877 есть следующее правило: в случае выполнения в полном объеме и в установленный срок предписания, распоряжения, решения, другого распорядительного документа об устранении нарушений, выявленных во время проверки, финансовые и административные санкции, мероприятия реагирования к субъекту хозяйствования, его должностным лицам не применяются.

* Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 № 877-V.

Теоретически, этой нормой можно воспользоваться. Но на практике возникают вопросы к тому, можно ли вообще выполнить предписание, если дело касается отказа в приеме банковской карты из-за отсутствия POS-терминала. Однако большую роль в этом случае играет текст самого предписания. Поэтому можно попробовать поспорить.

И повторим: отсутствует обязанность использовать платежный терминал — отсутствует и право у Госпродпотребслужбы штрафовать. О том, кому теперь необязательно использовать POS-терминал, читайте в статье «Платежные терминалы — 2025: общие правила» // «Налоги & бухучет», 2025, № 14.

В какие сроки надо уплатить штраф? У нарушителя на уплату штрафа 15 дней со дня получения постановления (п. 6 Порядка № 1177). В течение 3 дней после уплаты следует сообщить соответствующее управление Госпродпотребслужбы в письменном виде (в письме следует указать номер и дату платежного поручения). Об этом так же указано в п. 6 Порядка № 1177.

Что если ни уплатить? Если нарушитель не уплатит штраф, то представители Госпродпотребслужбы ждут 18 дней со дня получения этим нарушителем постановления, а потом передают дело в исполнительную службу (ч. 3 ст. 23 Закона о защите прав потребителей). А здесь, опять же, риск ареста средств на счету нарушителя или же ареста имущества и другие последствия исполнительного производства.

Выводы

  • За отсутствие платежного терминала (POS-терминала), когда ФЛП или юрлицо обязаны его использовать, могут грозить админштрафы (по КУоАП) и финсанкции (по Закону о защите прав потребителей).
  • Административный штраф применяется к ФЛП или виновным должностным лицам юрлица. Продавец-кассир по общему правилу не является должностным лицом.
  • Если юрлицо или ФЛП не установили платежный терминал в 2023 или 2024 году, хотя должны были это сделать тогда, но не сделали этого до сих пор, то риск применения финсанкции остается. В отношении админштрафа могут быть нюансы.
  • Административный штраф применяют налоговики, а финансовую санкцию по Закону о защите прав потребителей — представители Госпродпотребслужбы.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с лицензионным договором и договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa ic-prostir

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше