Темы статей
Выбрать темы

Простой и ф. № 20-ОПП

Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
Предприятие временно приостановило хозяйственную деятельность. Есть основные средства (ОС), собственные и арендованные, ни одно из которых в этот период не будет использоваться. Надо ли в связи с этим подавать ф. № 20-ОПП?

Невзирая на то что ф. № 20-ОПП недавно изменила как свое название, так и внешний вид (об этих новациях см. в статье «Как заполнить ф. № 20-ОПП в отношении объекта, который не имеет адреса» // «Налоги & бухучет», 2025, № 5), на ответ на вопрос, заданный читателем, это никак не повлияло: ф. № 20-ОПП при простое предприятия подать придется. При этом новые графы, предназначенные для отражения информации о местонахождении объекта, следует заполнять по-новому. Подробности — дальше.

Общие правила. Прямая норма, которая требует подачи ф. № 20-ОПП в рассматриваемом нами случае, содержится в п. 8.5 Порядка № 1588*.

* Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом Минфина от 09.12.2011 № 1588.

«В случае изменения сведений об объекте налогообложения, а именно: изменения типа, наименования, местонахождения, вида права или состояния объекта налогообложения, налогоплательщик предоставляет в контролирующий орган по основному месту учета заявление по форме № 20-ОПП с обновленной информацией об объекте налогообложения, в отношении которого произошли изменения, в таком же порядке и сроки, как и при регистрации, создании или открытии объекта налогообложения»

То есть в течение 10 рабочих дней после его регистрации, создания или открытия (п. 8.4 Порядка № 1588). Только в случае временной приостановки деятельности отсчитывать эти 10 дней для подачи ф. № 20-ОПП следует с даты принятия решения о начале простоя.

При этом в ф. № 20-ОПП указывается обновленная информация об объекте налогообложения, в отношении которого произошли изменения, и в графу 2 «Код ознаки надання інформації» вносится значение «3 — зміна відомостей про об’єкт оподаткування». Такие рекомендации приведены в Памятке для заполнения раздела 3 ф. № 20-ОПП (далее — Памятка), которая является приложением к Заявлению по ф. № 20-ОПП.

В одной ф. № 20-ОПП можно отразить информацию об изменении состояния из-за приостановки деятельности по всем объектам налогообложения, которые есть у предприятия. Хотя не будет ошибкой, если оформить несколько ф. № 20-ОПП.

Собственные ОС. Одним из состояний объекта налогообложения, которые указываются в графе 14 ф. № 20-ОПП, согласно Памятке является состояние «3 — тимчасово не експлуатується». Очевидно, что когда предприятие временно приостанавливает деятельность, ему нужно подать ф. № 20-ОПП с информацией именно об этом состоянии его объектов налогообложения. Но только в отношении собственного движимого и недвижимого имущества.

Арендованные ОС. С ними ситуация немного другая. Поскольку при взятии того или иного имущества в аренду предприятие было обязано подать ф. № 20-ОПП с информацией о его состоянии «8 — орендується», теперь логично будет

подать новую ф. № 20-ОПП с признаком 6 «Закриття об’єкта оподаткування» в графе 2 и состоянием «6 — об’єкт відчужений / повернутий власнику» в графе 14. Но только в том случае, если такой возврат действительно произошел

При этом 10-дневный срок для подачи такой ф. № 20-ОПП следует, по нашему мнению, отсчитывать от даты фактической передачи объекта арендодателю.

Вместе с тем далеко не всегда временная приостановка деятельности сопровождается расторжением договора аренды и возвратом арендованного имущества собственнику. Иногда значительно выгоднее оставить договор аренды действующим (например, аренды земли госкоммунсобственности) и продолжать уплачивать арендную плату, чем потом возобновлять его заново. В таком случае, считаем, можно об изменении состояния таких объектов налоговую не информировать, поскольку их состояние фактически не изменилось — он как был, так и остался тем же, то есть «8 — орендується».

Обратите внимание! Перед тем как информировать налоговиков о любых изменениях в отношении ваших собственных или арендованных объектов налогообложения, а также об их закрытии, стоит убедиться в том, что ранее уже была подана первичная информация о таких объектах. Почему это важно? Потому что

подать ф. № 20-ОПП можно только для объекта налогообложения, который до этого находился на учете в контролирующем органе

Налоговики отмечают это в БЗ 116.11. Информацию обо всех объектах налогообложения, заявленных плательщиком, можно просмотреть в режиме «Учетные данные плательщика» в частной части Электронного кабинета (ЭК).

Если первичную ф. № 20-ОПП не подавали. При отсутствии в ЭК соответствующей информации о том или ином объекте налогообложения следует действовать так.

Сначала подать первичную ф. № 20-ОПП, чтобы объект появился в информационных базах ГНС. В отношении собственных ОС указать в ней признак 1 «Первинне надання інформації про об’єкти оподаткування» в графе 2 и состояние «2 — експлуатується»* в графе 14. В отношении взятых в аренду ОС — так же с признаком 1 в графе 2, но состоянием «8 — орендується» в графе 14.

* Хотя можно и сразу указать состояние «3 — тимчасово не експлуатується», и тогда вторую ф. № 20-ОПП о собственных объектах не подавать.

Сведения из этой формы должны попасть в Единый банк данных юридических лиц или Реестр самозанятых лиц не позже следующего дня после получения ф. № 20-ОПП, поданной в электронной форме, или не позже 10 рабочих дней от дня поступления ф. № 20-ОПП в бумажной форме (п. 8.6 Порядка № 1588).

После этого надо подать еще одну ф. № 20-ОПП, которой проинформировать об изменении состояния в связи со временной приостановкой деятельности. Как ее заполнить по собственным и арендованным ОС, мы обсуждали в первой части статьи.

При этом плательщик должен понимать, что

за несвоевременную подачу первичных форм № 20-ОПП может грозить штраф согласно п. 117.1 НКУ

Подробности о его размере — в БЗ 116.12.

В конце отметим следующее. После того как предприятие возобновит свою работу, придется опять подать ф. № 20-ОПП с информацией о том, какие объекты начали использоваться в деятельности предприятия. Заполняется в этом случае ф. № 20-ОПП по тому же принципу, что и при временной приостановке деятельности. Разница только в том, что в графе 14 указывают состояние «2 — експлуатується» для собственных ОС. А вот о тех объектах, которые будут арендоваться заново, следует будет проинформировать повторно, указав признак 1 в графе 2 и состояние «8 — орендується» в графе 14. При этом идентификатор объекта налогообложения в графе 5, очевидно, должен быть другим, чем был до этого.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с лицензионным договором и договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa ic-prostir

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше