ВЫВОД ДОКУМЕНТА
Внесены изменения в постановление КМУ от 27.12.2017 № 1045, определяющее перечень государств (территорий), которые отвечают критериям, установленным п.п. 39.2.1.2 НКУ (перечень «низконалоговых» юрисдикций).
Сокращено количество юрисдикций с 78 до 46. Исключена 41 юрисдикция и добавлено 9 новых юрисдикций.
Постановление вступило в силу с 01.01.2025
Обновление Перечня № 1045 вызвано тем, что Законом № 3813* были внесенные изменения в п.п. 32.9.1.2 НКУ и установлены новые критерии для определения перечня так называемых низконалоговых юрисдикций (новые критерии применяются с 01.01.2025).
При этом Законом № 3813 Кабмину было поручено утвердить до 01.01.2025 перечень таких юрисдикций (который отвечает уже новым критериям) с целью его использования с 1 января 2025 года. Собственно постановлением от 27.12.2024 № 1505 Кабмин и утвердил такой обновленный Перечень, который применяется с 01.01.2025.
Стоит обратить внимание на то, что изменениями, внесенными Законом № 3813, предусмотрено, что Кабмин ежегодно должен предоставлять предложения в отношении Перечня государств (территорий), которые отвечают критериям «низконалоговых» юрисдикций. То есть, по сути, вводится ежегодный пересмотр этого Перечня.
Какие изменения состоялись в Перечне № 1045. Он сокращен с 76 до 48 стран. При этом:
1) добавлено 9 новых юрисдикций: (1) Американское Самоа; (2) Гуам; (3) Корейская Народно-демократическая Республика; (4) Республика Союза Мьянма; (5) Республика Намибия; (6) Нидерландские Антильские Острова; (7) Олдерни; (8) Республика Тринидад и Тобаго; (9) Республика Фиджи;
2) исключена 41 юрисдикция. В частности, из Перечня исключены: Республика Кипр, Объединенные Арабские Эмираты, Республика Молдова, Республика Узбекистан, Туркменистан, Ирландия.
Цель применения Перечня № 1045. Перечень № 1045 используется:
1) с целью применения «трансфертной» ст. 39 НКУ — при признании операции контролируемой. В частности, операция признается контролируемой, если одновременно выполняются два условия:
— годовой бухдоход плательщика от любой деятельности превышает 150 млн грн (за вычетом непрямых налогов) и
— объем хозопераций с нерезидентом, включенным в Перечень № 1045, превысил 10 млн грн.
Признание операций контролируемыми приводит к необходимости:
— подавать до 1 октября года, следующего за отчетным, отчет о контролируемых операциях;
— налогоплательщикам, которые являются участниками соответствующей международной группы компаний и в отчетном году осуществляли контролируемые операции, подавать уведомление об участии в международной группе компаний;
— составлять и хранить документацию по трансфертному ценообразованию за каждый отчетный период и предоставлять ее на запрос налоговиков;
— применять по итогу года налоговые разницы из п. 140.5.1 и п. 140.5.2 НКУ, если не соблюден принцип «вытянутой руки». Отражают такие корректировки в приложении ТЦ к декларации;
2) для применения 30 % налоговой разницы (если операция не является контролируемой). Если операция с нерезидентом из Перечня № 1045 не является контролируемой, то у высокодоходников и малодоходников-добровольцев (которые не отказались от разниц) возникает необходимость применения налоговых разниц из пп. 140.5.4 и 140.5.51 НКУ. Такие разницы возникают:
— как при приобретениях товаров (в том числе необоротных активов), работ, услуг у таких нерезидентов — тогда на 30 %, по сути, урезаются расходы;
— так и при продажах им товаров (в том числе необоротных активов), работ, услуг — тогда на 30 % увеличиваются доходы.
Подробности найдете, в частности, в статье «30 % разница по операциям с «особыми» нерезидентами: как защититься?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 58;
3) для применения норм в отношении контролируемых иностранных компаний (ст. 392 НКУ). В частности, доходы и расходы КИК по операциям с нерезидентами, которые включены в Перечень № 1045, определяются с соблюдением принципа «вытянутой руки». В отчете о КИК отражается перечень операций с такими нерезидентами (включенными в Перечень № 1045).
Что нужно учесть? Для признания операции контролируемой или применения 30 % налоговых разниц, если операция не является контролируемой, важным является то, был ли нерезидент включен в Перечень № 1045 именно на момент осуществления операции.
Если государство (территория), в котором зарегистрирован нерезидент, исключено с 01.01.2025 из Перечня № 1045 то:
1) не нужно будет по операциям, осуществленным с таким контрагентом начиная с 01.01.2025, применять 30 % корректирующие разницы при приобретении и реализации из пп. 140.5.4 и 140.5.51 НКУ;
2) операции с такими нерезидентами, осуществленные начиная с 01.01.2025, не будут признаваться контролируемыми (при условии отсутствия других оснований признания таких операций контролируемыми).
А вот по операциям, осуществленным до 01.01.2025 (когда контрагент был включен в Перечень № 1045), применяются правила, как для сотрудничества с нерезидентами из «низконалоговых» юрисдикций.
И наоборот. Если нерезидент, с которым осуществляет операцию плательщик, зарегистрирован в государстве (на территории), которое добавлено с 01.01.2025 в Перечень № 1045, то:
1) операции, осуществленные начиная с 01.01.2025 с таким контрагентом, могут признаваться контролируемыми (если операция будет отвечать критериям по объему). Это повлечет все связанные с этим последствия (подачу отчета о контролируемых операциях, составление трансфертной документации, применение налоговых разниц при несоблюдении принципа «вытянутой руки»);
2) по операциям, осуществленным начиная с 01.01.2025, которые не являются контролируемыми, нужно будет применять 30 % увеличивающие корректирующие разницы из пп. 140.5.4 и 140.5.51 НКУ, как при продаже товаров (в т. ч. необоротных активов), работ/услуг таким нерезидентам, так и при их приобретении у таких нерезидентов.