ВЫВОД ДОКУМЕНТА
В 2025 году применяется обновленный Перечень «низконалоговых» юрисдикций, то есть Перечень из постановления КМУ № 1045, с учетом изменений из постановления КМУ от 27.12.2024 № 1505
О внесении изменений в Перечень № 1045 (далее — Перечень) постановлением КМУ от 27.12.2024 № 1505 мы писали в статье «Обновленный Перечень «низконалоговых» юрисдикций» // «Налоги & бухучет», 2025, № 3. Этим постановлением сокращено количество юрисдикций с 78 до 46. При этом исключена 41 юрисдикция и добавлены 9 новых. Но главное в этих изменениях даже не количество исключенных стран, а их качество. В частности, среди тех, кто «покинул» нас, есть такие знакомые имена, как Кипр, Гонконг, Ирландия, Объединены Арабские Эмираты. Кроме того, исключили Туркменистан, Узбекистан, Киргизстан, Молдову и Черногорию.
Коротко напомним, для чего вообще нужен этот Перечень.
Во-первых, он определяет, является ли операция контролируемой для целей трансфертного ценообразования. Конечно, это касается тех, у кого годовой доход превышает 150 миллионов гривень, а объем операций с нерезидентом из этого списка — 10 миллионов. В таком случае нужно и подавать Отчет о контролируемых операциях, и готовить документацию по трансфертному ценообразованию.
Поэтому исключение нескольких десятков юрисдикций фактически будет означать окончание истории трансфертного ценообразования для тех, кто имеет связи именно с исключенными странами. Конечно, это справедливо, если нет других признаков контролируемости операций. Например, если контрагент из исключенной из Перечня страны является связанным лицом, то контролируемость операций никуда не денется. Кстати, обращаем внимание, что с 1 января 2025 года изменились критерии для признания лица связанным. То есть сейчас уже не обязательно иметь долю в уставном капитале, нерезидент может оказаться связанным лицом только благодаря существенной доле операций с ним в наших общих поставках или приобретениях. Подробнее смотрите статью «Новые критерии связанности с нерезидентом» // «Налоги & бухучет», 2025, № 7.
Во-вторых, мы можем работать с нерезидентами из стран из Перечня, но не дотягивать до стоимостных критериев трансфертного ценообразования. То есть доход может быть меньше 150 миллионов гривень в год или объем операций с нерезидентом из таких стран — меньше 10 миллионов гривень. Тогда операция не является контролируемой, но у плательщиков, которые используют налоговые разницы, возникает своя головная боль. Для избежания 30 % налоговой разницы надо доказывать реальность цен, причем делать это, по сути, с использованием арсенала трансфертного ценообразования через подготовку соответствующей документации.
То есть такие масштабные изменения Перечня для некоторых плательщиков действительно очень важны.
В профессиональных кругах сразу возникла дискуссия: когда именно начинать применять изменения в Перечне — с 2025 или с 2026 года? Звучали некоторые аргументы в пользу того, что изменения должны заработать лишь с 2026 года. Нашу позицию вы знаете, в частности, из статьи «Обновленный Перечень «низконалоговых» юрисдикций» // «Налоги & бухучет», 2025, № 3.
Мы утверждали, что если государство (территорию), в котором зарегистрирован нерезидент, исключено из Перечня, то в таком случае:
1) операции с такими нерезидентами, осуществленные начиная с 01.01.2025, не будут признаваться контролируемыми (при условии отсутствия других оснований контролируемости);
2) не нужно будет по операциям, осуществленным с таким контрагентом, начиная с 01.01.2025 применять 30 % налоговую разницу при приобретении и реализации (пп. 140.5.4 и 140.5.51 НКУ).
Такая же логика работает и в обратном направлении, то есть в отношении юрисдикций, которые были добавлены в Перечень. Мы смотрим на дату операции: если операция происходит уже в 2025 году, то наступают соответствующие последствия (то есть операция при некоторых условиях может быть признана контролируемой или могут возникать соответствующие налоговые разницы).
ГНСУ фактически поддерживает эту позицию и отмечает, что начиная именно с 01.01.2025 года налогоплательщики для целей п.п. «в» п.п. 39.2.1.1 НКУ должны использовать обновленный Перечень, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2017 № 1045, в редакции постановления КМУ от 27.12.2024 № 1505.
Кроме упомянутых в комментируемой налоговой консультации аргументов, приведем, на наш взгляд, самый весомый. Изменения в Перечень были внесены во исполнение Закона от 18.06.2024 № 3813-IX, который определил следующее: «Обеспечить утверждение до 01.01.2025 перечня для целей подпункта «в» п.п. 39.2.1.1 НКУ с целью его использования с 1 января отчетного 2025 года».
То есть в этом случае воля законодателя, которая нашла отражение непосредственно в тексте закона, абсолютно очевидна: сделать эти изменения такими, которые должны «использоваться с 1 января отчетного 2025 года». Если считать, что изменения в Перечень должны заработать с 2026 года, а не с 2025, то прямая специальная норма, которая касается именно обсуждаемых изменений в Перечень, не выполняется.
Так или иначе, мы уже имеем прямое письменное подтверждение от ГНСУ о возможности применения Перечня в 2025 году.