Все сайты
Такое развитие событий было вполне предсказуемым. Более того, главные фискалы откровенно предупреждали, что именно так и будет. В разъяснении ГНСУ от 02.04.2025 речь шла, в частности о том, что с 1 марта текущего года установлен контроль не только за обычными «физиками» (о них мы рассказывали в статье «Продал вещи через Интернет и получил письмо от налоговиков: что делать?» // «Налоги & бухучет», 2025, № 43), но и за физлицами — предпринимателями, которые получают средства на свои счета в качестве наложенного платежа за товары, проданные через Интернет, однако не имеют зарегистрированных РРО/ПРРО.
Чисто технически такой контроль осуществляется через небанковских предоставителей платежных услуг (НППУ). Заметьте, что они делают это не по своей воле, а потому, что законодательство заставляет их это делать. После последних изменений, внесенных Минфином в форму и содержание расчетных документов, информацию о зачислении интернет-торговцам наложенного платежа за отгруженный ими товар налоговики получают из фискальных чеков по форме № ФКЧ-3. Их НППУ обязаны выдавать по каждой операции и одновременно отправлять на сервер ГНСУ. При этом такой чек содержит сумму перевода, а также информацию о его получателе, то есть о продавце: фамилию, имя, отчество и налоговый номер.
Это позволяет налоговикам идентифицировать ФЛП, торгующих через Интернет, и выяснить, есть у них РРО/ПРРО или нет. Если нет, то, по мнению фискалов, такие ФЛП нарушают порядок проведения расчетов. Но так ли это на самом деле?
Для большей конкретики будем говорить о ФЛП, продающих товар по наложенному платежу с привлечением в качестве перевозчика «Новой почты». При этом наложенный платеж от покупателя получает и перечисляет продавцу NovaPay — финансовый партнер «Новой почты». Соответственно, налоговая благодаря описанному выше механизму получает информацию о каждой такой транзакции.