Для полноты картины заметим, что существует возможность продавать услуги без РРО/ПРРО*, однако с применением КУРО и РК. Такая возможность предусмотрена ст. 10 Закона об РРО вместе с разработанным для ее выполнения Перечнем № 1336**. Однако из-за обременительности применения этих норм (регистрация КУРО и РК, выписывание расчетных квитанций на каждую операцию), а также специфики самих услуг, которые попадают под освобождение (медицинские и ветеринарные, библиотечные, обрядовые, ритуальные и т. п.), оставим их за пределами этой статьи.
* ПРРО дальше не будем упоминать, поскольку применение РРО и ПРРО при продаже услуг, как и освобождение от их применения, урегулированы одинаково.
Сосредоточимся дальше на тех двух освобождениях, которые, бесспорно, заинтересуют подавляющее большинство предоставителей услуг.
Оплата по IBAN- реквизитам
Если принимать оплату за услуги по IBAN-реквизитам текущего счета предоставителя услуг, то такую оплату законодательство не требует проводить ни через РРО, ни через КУРО с РК.
Что для этого нужно? Предоставить клиенту реквизиты своего счета. В каком виде? Это не имеет никакого значения.
Традиционным способом является выписывание счета на оплату. Наличие таких счетов будет подтверждать, что для оплаты клиентам предоставляются именно IBAN-реквизиты. А для плательщиков единого налога (ЕН) — еще и то, что средства поступили от осуществления именно тех видов деятельности, которые заявлены ими в ЕН-реестре. Подробнее об этом читайте в статье «Обязательно ли выписывать счета заказчикам, если вы ФЛП на ЕН?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 36.
Кроме того,
можно закодировать свои платежные IBAN-реквизиты в QR-коде
Подробности — в статье «Оплата через QR-код: как не попасть в передрягу» // «Налоги & бухучет», 2025, № 20.
Что дальше делать клиенту? Ну, конечно, оплатить такой счет. Как? Любым доступным для клиента путем. Какой именно путь он выберет, предоставитель услуг идентифицировать не обязан.
Вместе с тем, чтобы не попасть в передрягу, стоит знать, что на сегодня фискалы соглашаются с освобождением торговца от РРО в случае предоставления потребителю IBAN-реквизитов текущего счета и самостоятельного осуществления оплаты потребителем с их использованием (см., например, свежее письмо ГНСУ от 10.02.2025 № 614/ІПК/99-00-07-03-01 ІПК):
— путем перевода средств с текущего счета на текущий счет через учреждение банка или
— путем внесения средств через кассу банка, интернет-банкинг, а также
— в случае проведения расчетов через платежный терминал и/или ПТКС, которые принадлежат банку.
Основание для такого освобождения они усматривают в п. 2 ст. 9 Закона об РРО, поскольку оплата будет происходить с помощью разновидности банковских операций. А вот при переводах на IBAN-реквизиты счета, открытого не в банке, а у небанковского предоставителя платежных услуг (НППУ), фискалы вынуждают торговца применять РРО (см. письмо ГНСУ от 07.01.2025 № 48/ІПК/99-00-07-03-01 ІПК).
По нашему же твердому убеждению,
освобождение от РРО при оплате по IBAN-реквизитам не зависит от того, на банковский счет или на платежный счет, открытый у НППУ, будет переводить средства потребитель. Ведь в любом случае здесь нет расчетных операций в понимании Закона об РРО
Поэтому ссылка фискалов на п. 2 ст. 9 Закона об РРО в этом контексте абсолютно безосновательная.
Специально акцентируем ваше внимание на этом моменте, поскольку в последнее время набрало оборотов открытие счетов именно у НППУ, особенно среди ФЛП после выхода постановления Правления НБУ от 23.08.2024 № 101 (наш комментарий к нему читайте в статье «Наложенный платеж через «Новую почту»: что изменилось для ФЛП?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 72). Если ваш счет открыт у НППУ, то чтобы не ставить РРО и не вступать по этому поводу в споры с фискалами, есть смысл присмотреться к специальному РРО-освобождению для услуг. Кстати, воспользоваться им могут все субъекты, которые предоставляют услуги, в том числе и те, которые имеют текущие счета в банках.
Дистанционная оплата услуг
Здесь будем говорить о норме п. 14 ст. 9 Закона об РРО, согласно которой
субъекты хозяйствования освобождены от РРО при расчетах за услуги в случае их проведения исключительно с помощью банковских систем дистанционного обслуживания и/или сервисов перевода средств
Какие услуги освобождены. Как видите, в этой норме ничего не сказано о том, какая именно услуга должна предоставляться и каким образом она заказывается. Не ограничены также и способы предоставления услуги — дистанционный или непосредственный. Главное, чтобы оплата за эти услуги была осуществлена дистанционно (об этом см. дальше).
Поэтому можем утверждать, что под это освобождение попадают все виды услуг, которые предоставляются:
— как онлайн, например, информационные услуги в электронной форме с помощью мобильного телефона, электронной почты, мессенджеров «Вайбер», «Телеграм», «Скайп» и т. п. (письмо ГНСУ от 18.11.2021 № 4415/ІПК/99-00-07-05-01-06);
— так и офлайн, например, монтаж кухонной мебели и встроенных шкафов (письмо ГНСУ от 09.11.2021 № 4242/ІПК/99-00-07-05-01-06). Кстати, в другом разъяснении (письмо ГНСУ от 28.09.2022 № 1587/ІПК/99-00-07-04-01-06) монтаж охранных систем стороннего производителя в помещении заказчика налоговики отказываются признавать услугой, классифицируя такую операцию как электромонтажные работы, что свидетельствует об отсутствии четких критериев разграничения работ и услуг (подробнее об этом скажем ниже).
Форма оплаты за услуги. Какие именно системы оплат считаются дистанционными и какие банковские сервисы относятся к сервисам перевода средств, в свое время рассказал Нацбанк в письме от 13.01.2021 № 57-0010/2314.
Если посмотреть на это письмо свежим взглядом, сразу бросается в глаза то, что регулятор сознательно разграничивает термин «банковская система дистанционного обслуживания» (продукт банка, который предоставляет возможность клиентам без физического посещения банка получать услуги банка) и термин «сервисы перевода средств» (продукт банка или небанковского финансового учреждения* (!), которое имеет лицензию на перевод средств без открытия счетов).
* В современных терминах это НППУ.
То есть сервисы перевода средств могут предоставляться как банками, так и НППУ, что, надеемся, доказывает фискалам
возможность применения услужного РРО-освобождения и тогда, когда зачисление дистанционных оплат за услуги происходит на счет торговца, открытый у НППУ, а также тогда, когда клиент воспользовался сервисом перевода средств от НППУ
Ведь ни в п. 14 ст. 9 Закона об РРО, ни в письме НБУ от 13.01.2021 № 57-0010/2314 никаких упоминаний об освобождении от РРО исключительно банковских операций нет.
Мы сознательно не будем перечислять названия банковских систем / сервисов перевода средств, которые прозвучали в том письме регулятора, а также в более поздних письмах фискалов, потому что такой перечень исчерпывающим все равно не является. Более того: вскоре их может появиться не один десяток новых.
Вместо этого сформулируем общий вывод: под дистанционной оплатой следует понимать оплату с помощью интернет-банкинга и интернет-эквайринга. С этим соглашаются и фискалы (письма ГНСУ от 13.02.2023 № 282/ІПК/99-00-07-04-01-06, от 19.05.2023 № 1224/ІПК/99-00-07-04-01-06 и т. п.).
В то же время стоит учитывать, что для получения такого РРО-освобождения при предоставлении услуг нужно, чтобы расчеты за предоставленные услуги осуществлялись не просто дистанционно, а исключительно дистанционно. Как понимать это «исключительно», узнаем из разъяснения ГНСУ от 07.11.2023:
если субъекты хозяйствования не принимают оплату за предоставленные услуги наличностью и/или с помощью электронных платежных средств (платежных карт), они освобождаются от обязательного применения РРО при приеме оплаты за услуги
То есть если торговец оплату за услуги (или ее часть) принимает не только дистанционно, но и классическим способом (наличностью или с использованием POS-терминала или его современных программных аналогов), то такой торговец рассчитывать на услужное РРО-освобождение не может (письмо ГНСУ от 22.09.2023 № 3150/ІПК/99-00-07-04-01-06).
А если торговец предоставил клиенту не IBAN-реквизиты счета, а номер карты, но клиент расплатился при этом дистанционно? По нашему мнению, РРО здесь все равно не нужен. Ведь дистанционность расчетов, которые являются главным условием применения услужного РРО-освобождения согласно п. 14 ст. 9 Закона об РРО, в этом случае не нарушена.
Однако фискалы, похоже, отрицают такую возможность (см. письмо ГНСУ от 24.12.2024 № 5854/ІПК/99-00-07-03-01 ІПК). Даже несмотря на то, что в определении расчетной операции из ст. 2 Закона об РРО речь идет о приеме карт (или реквизитов карт) покупателя, а не о переводах на карту продавца. Поэтому чтобы не попасть в передрягу, без крайней необходимости с этим лучше не экспериментировать. Иначе придется отстаивать свою правоту в суде.
Одновременная продажа товаров и услуг. С этим до недавнего времени были проблемы. Фискалы долго настаивали на том, что право на услужную льготу имеют только те, кто предоставляет исключительно услуги (см. об этом в статье «Дистанционная оплата услуг и освобождение от РРО/ПРРО» // «Налоги & бухучет», 2023, № 98). Хотя Закон об РРО не ставит услужное освобождение в зависимость от осуществления других видов деятельности, в частности торговли. Оно связано только с тем, чтобы расчеты за услуги были оплачены дистанционно или способом, который не является расчетной операцией для целей Закона об РРО.
К счастью, контролеры отступили от бывшей фискальной позиции (см. разъяснение ГНСУ от 07.11.2023). Теперь они считают, что
в случае осуществления торговли одновременно товарами и услугами, при условии приема оплаты именно за услуги исключительно с помощью банковских систем дистанционного обслуживания и/или сервисов перевода средств, субъекты хозяйствования имеют право не применять РРО
Этой позиции они придерживаются и доныне (см., например, письмо ГНСУ от 10.01.2025 № 100/ІПК/99-00-07-03-01 ІПК).
Работы и услужное РРО-освобождение. В целом фискалы были против того, чтобы это освобождение распространялось на работы (см. письма ГНСУ от 02.05.2023 № 1080/ІПК/99-00-07-04-01-06, от 05.05.2023 № 1145/ІПК/99-00-07-04-01-06 и т. п.). Ведь в п. 14 ст. 9 Закона об РРО упоминаются только услуги. В то же время в последний раз этот запрет звучал в письме ГУ ГНС в Одесской обл. от 18.12.2023 № 4697/ІПК/15-32-07-06-06. И с тех пор ни слова. Мы же дальше изложим свое отношение к этому вопросу.
Если исходить из норм ГКУ, то чтобы определить, предоставляет субъект услугу или выполняет работу, следует ориентироваться на результат осуществленной операции.
Услуга отличается от работы именно наличием результата
На этом акцентирует внимание и суд (см. постановление ВС от 03.11.2020 по делу № 920/611/19).
Так, если субъект:
— осуществляет операцию, которая потребляется в процессе предоставления (например, учит людей, размещает на сайте рекламу, предоставляет консультацию по вопросам бухучета, предоставляет доступ к информации, хостинг и т. п.), то такая операция является услугой;
— выполняет операцию, в результате чего заказчику передается материальный объект, образованный при осуществлении операции (построенный дом, произведенная мебель, нарисованная картина и т. п.), то такая операция является работой, а потому на нее вышеупомянутое освобождение не распространяется.
Вместе с тем иногда трудно сходу определиться, чем является результат той или иной деятельности: услугой или работой. Особенно если речь идет о ремонте вещи, который обычно опосредствуют договором подряда (ч. 2 ст. 837 ГКУ). А это должно было бы значить, что его следует считать работой (ч. 1 ст. 837 ГКУ).
Если же обратиться к РРО-нормативке, в частности к Перечню № 1336, то в нем ремонт квартир, бытовых машин и приборов, мебели, обуви, швейных и трикотажных изделий, изделий текстильной и кожаной галантереи, металлических изделий упоминается среди бытовых услуг.
И вообще Закон об РРО не оперирует термином «работы», в нем речь идет только о товарах и услугах. Если это толковать как освобождение от применения РРО любых расчетов за любые работы, то вряд ли с этим согласятся налоговики. Ведь они выступают за то, чтобы для целей применения РРО-норм использовать понятие услуги по НКУ, которое включает в себя также работы. Поэтому не удивительно, почему они требуют применять РРО и при выполнении работ. Но если продолжать развивать эту логику, то
на работы тоже должно распространяться услужное освобождение из п. 14 ст. 9 Закона об РРО
Тем не менее чтобы узнать сегодняшнюю позицию контролеров, лучше получить индивидуальную консультацию в свой адрес. Если сформулировать запрос наподобие «освобождаются ли от РРО услуги по ремонту», скажем, автотранспортных средств или еще чего-нибудь, есть высокая вероятность того, что они не станут отделять работы от услуг и согласятся на освобождение от использования РРО.
А вот повезет ли с либеральным ответом, если спросить о работах по рытью котлована, мы отнюдь не уверены. Поэтому лучше организуйте расчеты за работы по классической безналичной схеме через банк — и освобождение от РРО получите автоматически.
Продажа услуг и проблемы повальной терминализации
Их мы недавно со всех сторон рассматривали в статьях «Платежные терминалы — 2025: общие правила», «Терминал и льготы по РРО» и «Оплата исключительно по реквизитам IBAN. Нужен ли POS-терминал?» // все — в «Налоги & бухучет», 2025, № 14. Аккумулируем здесь главные тезисы этих статей.
1. От обязанности обеспечить потребителю возможность рассчитаться за приобретенные услуги в безналичной форме, среди прочего, с помощью POS-терминалов и/или их программных аналогов до 01.01.2026 освобождены ФЛП на ЕН группы 1. Если же такой ФЛП и начнет применять POS-терминал (не имеет значения, до или после указанной даты), это никак не повлияет на РРО-освобождение, предусмотренное п. 6 ст. 9 Закона об РРО.
ФЛП-упрощенец группы 1 в любом случае может принимать карты в оплату за услуги и при этом не пробивать их продажу через РРО
2. Право игнорировать требования об обеспечении покупателю возможности рассчитаться безналично имеют субъекты хозяйствования, которые находятся на боевых и оккупированных территориях. Такое право сохраняется за ними все время, в течение которого населенный пункт, где осуществляется деятельность, будет относиться к таким территориям, и еще в течение 3 месяцев после окончания активных боевых действий, прекращения возможности боевых действий или деоккупации территории.
3. Остальные субъекты хозяйствования, которые предоставляют услуги и не применяют РРО на основании п. 14 ст. 9 Закона об РРО, потеряют указанное освобождение, как только установят POS-терминал или программный терминал в смартфоне и начнут принимать платежные карты. Причем не только по той операции, оплата по которой прошла через POS-терминал, но и по всем остальным освобожденным операциям. Конечно, если заказчики раньше никогда не требовали расчет платежной картой и есть уверенность, что в будущем таких требований не будет, то для проформы можно запастись POS-терминалом или его программным аналогом, а РРО пока что не приобретать и не регистрировать. Но этот путь очень рискованный, если попадется назойливый заказчик или пожалуют в гости проверяющие.
4. По логике налоговиков,
если предоставитель услуг будет настаивать на безналичном расчете с помощью IBAN-реквизитов, а имеющуюся у покупателя карту принять к оплате не сможет, то будет факт нарушения терминальных требований
Единственное исключение, которое делают в своих разъяснениях налоговики, — это когда нет физического (очного) контакта с заказчиком для проведения расчетов.
5. Если же такой контакт с заказчиком есть, то:
— в случае продажи услуг субъектам хозяйствования в договоре можно оговорить исключительный способ расчетов через банковский счет. Тогда терминальной обязанности, на наш взгляд, нет;
— при продаже услуг, в частности бытовых, в розничном сегменте налоговики почти гарантированно будут настаивать на выполнении терминальных обязанностей. Следствием этого является то, что при приеме оплаты через терминал возникают расчетные операции и, соответственно, возникает необходимость проводить их через РРО.
Выводы
- Все субъекты хозяйствования, в том числе и те, которые предоставляют услуги, не обязаны использовать РРО, если они будут принимать оплату от клиентов по классическому безналичному расчету.
- Главным условием для применения услужного освобождения согласно п. 14 ст. 9 Закона об РРО является не дистанционное предоставление услуг, а дистанционная оплата за них. Причем расчеты за предоставленные услуги должны проводиться исключительно дистанционно.
- Обязанность обеспечить потребителю возможность рассчитаться за приобретенные услуги в безналичной форме, среди прочего с помощью POS-терминала, означает необходимость установки РРО.
- Уберечься от выполнения терминальных обязанностей определенное время могут ФЛП на ЕН группы 1, причем установка терминала им ничем не грозит, а также определенное время предоставители услуг, которые осуществляют деятельность (расчеты) на боевых и оккупированных территориях. Последним придется после установки терминала проводить все расчеты за услуги, кроме классических безналичных, через РРО.