Давайте сразу на берегу договоримся: если вы видите в этой статье тот или иной штраф, то это не значит, что в период военного положения он может применяться ко всем без исключения ФЛП и юрлиц. Помните: есть ряд ограничений как в отношении процесса выявления РРО/ПРРО-нарушений в этом контексте, так и, иногда, в отношении размера штрафов. Поэтому настойчиво советуем ознакомиться со статьей «РРО-нарушения: как пользоваться военными послаблениями» // «Налоги & бухучет», 2025, № 20.
О каких штрафах и нарушениях идет речь?
Итак, мы будем говорить о самых популярных штрафах в сфере кассовых аппаратов (РРО) и ПРРО. Разместим их в табличке.
Самые популярные штрафы за РРО/ПРРО-нарушения
Нарушение | Документ, которым предусмотрена санкция | Размер штрафа | На кого налагают |
— непроведение расчетной операции через РРО/ПРРО с фискальным режимом работы; — проведение расчетной операции через РРО/ПРРО или через расчетную книгу (РК) на неполную сумму стоимости проданных товаров (предоставленных услуг); — невыдача расчетного документа (в бумажной или электронной форме), который подтверждает выполнение расчетной операции. К невыдаче расчетного документа приравнивают также фискальные чеки с ошибками****; — проведение расчетной операции без использования РК на отдельном хозяйственном объекте (если ФЛП имеет право использовать Книгу учета расчетных операций (КУРО) с РК вместо РРО/ПРРО) | — совершенное впервые: 100 % суммы, на которую осуществлена продажа товаров (работ, услуг); — совершенное повторно: 150 % суммы, на которую осуществлена продажа товаров (работ, услуг)** | Налагают на ФЛП или юрлица в целом | |
— совершенное впервые: 1) от 34 до 85 грн (для лиц, которые осуществляют расчетные операции); 2) от 85 до 170 грн (для должностных лиц юрлиц); — совершенное повторно, то есть если лицо уже привлекали к этой ответственности в течение года: 1) от 85 до 170 грн (для лиц, которые осуществляют расчетные операции); 2) от 170 до 340 грн (для должностных лиц юрлиц) | Налагают на: — лицо, которое осуществляет расчетную операцию; или — должностное лицо юрлица | ||
проведение расчетных операций через РРО/ПРРО без программирования наименования каждого подакцизного товара с указанием кода УКТ ВЭД, цены товара и учета его количества | 5100 грн | Налагают на ФЛП или юрлицо в целом | |
— совершенное впервые: 1) от 34 до 85 грн (для лиц, которые осуществляют расчетные операции); 2) от 85 до 170 грн (для должностных лиц юрлиц); — совершенное повторно, то есть если лицо уже привлекали к этой ответственности в течение года: 1) от 85 до 170 грн (для лиц, которые осуществляют расчетные операции); 2) от 170 до 340 грн (для должностных лиц юрлиц) | Налагают на: — лицо, которое осуществляет расчетную операцию; или — должностное лицо юрлица | ||
неподача электронной РРО-информации | 510 грн | Налагают на ФЛП или юрлицо в целом | |
— совершенное впервые: 1) от 34 до 85 грн (для лиц, которые осуществляют расчетные операции); 2) от 85 до 170 грн (для должностных лиц юрлиц); — совершенное повторно, то есть если лицо уже привлекали к этой ответственности в течение года: 1) от 85 до 170 грн (для лиц, которые осуществляют расчетные операции); 2) от 170 до 340 грн (для должностных лиц юрлиц) | Налагают на: — лицо, которое осуществляет расчетную операцию; или — должностное лицо юрлица | ||
Несоздание или несвоевременное создание Z-отчета | ст. 1551 КУоАП***** | — совершенное впервые: 1) от 34 до 85 грн (для лиц, которые осуществляют расчетные операции); 2) от 85 до 170 грн (для должностных лиц юрлиц); — совершенное повторно, то есть если лицо уже привлекали к этой ответственности в течение года: 1) от 85 до 170 грн (для лиц, которые осуществляют расчетные операции); 2) от 170 до 340 грн (для должностных лиц юрлиц) | Налагают на: — лицо, которое осуществляет расчетную операцию; или — должностное лицо юрлица |
** Для ФЛП-единоналожников, которые НЕ являются плательщиками НДС и одновременно НЕ осуществляют продажу определенных категорий товаров (например, подакцизных товаров, лекарственных средств и др.), действуют сниженные суммы штрафов: 25 % (вместо 100 %) и 50 % (вместо 150 %) соответственно. Подробно об этом читайте в статье «РРО-нарушения: как пользоваться военными послаблениями» // «Налоги & бухучет», 2025, № 20. *** Не забывайте, что с 1.03.2025 на полную «заработал» фискальный чек с новыми реквизитами. Подробнее об этом читайте в «Налоги & бухучет», 2025, № 14. О судебной же практике в отношении штрафов, связанных с ошибками в фискальных чеках, и о том, какие ошибки судьи считают действительно фатальными для плательщика, а кокие — нет, читайте в статье «Ошибки в обязательных реквизитах чека РРО: действительные и мнимые» // «Налоги & бухучет», 2024, № 81. **** Заметьте: кроме админштрафа, нарушителю придется уплачивать еще и судебный сбор в размере 0,2 прожитминимума для трудоспособных лиц (по состоянию на 2025 год — 605 грн 60 коп). См. п. 5 ч. 2 ст. 4 Закона Украины «О судебном сборе» от 08.07.2011 № 3674-VI. ***** Именно с такой квалификацией (штрафы только по КУоАП без Закона об РРО) соглашаются налоговики (см. 109.18 БЗ). |
Заметим, что:
— штрафы по Закону об РРО налагаются налоговиками;
— в отношении штрафов по КУоАП протоколы составляют налоговики (п. 1 ч. 1 ст. 255 КУоАП), а постановления о привлечении к ответственности — суды (ст. 221 КУоАП). Это значит, что непосредственно штраф налагают именно суды.
Выявляются нарушения и применяются санкции, как правило, в рамках фактических налоговых проверок. Хотя формально выявить эти проблемы могут и в пределах документальных проверок (см. ч. 1 ст. 15 Закона об РРО). Процедура регулируется НКУ. Напомним: в период военного положения есть определенные ограничения в отношении проведения налоговых проверок. Детали см. в статье «РРО-нарушения: как пользоваться военными послаблениями» // «Налоги & бухучет», 2025, № 20 и в «Налоги & бухучет», 2024, № 105.
Сроки давности и количество штрафов за несколько нарушений
Сроки давности. Сроки давности для привлечения к ответственности зависят от типа штрафа.
1. Штрафы по Закону об РРО. Здесь имеем дело с положениями п. 102.1 НКУ. По общему правилу у налоговиков на применение штрафов по Закону об РРО есть 1095 дней, которые отсчитываются со дня совершения правонарушения.
Обратите внимание: карантин и военное положение внесли свои коррективы. Причем стоит учитывать, что последние дни карантина пришлись на военное положение. Поэтому «карантинные» и «военные» нормы наложились одна на другую. В итоге же получается следующая картина.
Срок в 1095 дней:
— приостанавливался на период с 18.03.2020 до 27.05.2022 (799 дней). Это с учетом окончания карантина 30.06.2023 и части военной приостановки сроков давности;
— запускался на период с 27.05.2022 до 24.11.2022 (181 день)*;
— приостанавливался на период с 24.11.2022 до 01.08.2023 (219 дней);
— запустился с 01.08.2023.
* Считаем, в отношении штрафов из Закона об РРО срок давности таки запускался в этот период. Все из-за того, что в п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ в существовавшей на то время редакции среди сроков, которые не останавливались, упоминались сроки определения денежных обязательств по результатам фактических проверок. Согласно же п.п. 14.1.39 НКУ под денежными обязательствами понимают, в частности, штрафные (финансовые) санкции, которые взыскиваются с плательщика в связи с нарушением им другого законодательства, подконтрольного налоговикам. Закон об РРО является именно таким законодательством.
Следовательно, если нарушение случилось, например, 04.08.2023, то у налоговиков для наложения штрафа есть время до 04.08.2026. В дальнейшем, соответственно, мы так же плюсуем 1095 дней к дате совершения нарушения.
А что если нарушение пришлось еще на период до карантина? Например, 11.11.2018? С учетом всех перипетий получается, что оштрафовать за это нарушение налоговики могли до 24.10.2024.
Почему так? Давайте считать. На карантин у нас придется в этом случае 601 день нашего срока давности (с 18.03.2020 по 11.11.2021). Дальше, поскольку на 181 день срок запускался в период военного положения (с 27.05.2022 до 24.11.2022), то остается 420 дней. Поскольку срок окончательно запустился 01.08.2023, то мы с этой даты считаем 420 дней, которые остались от нашего срока давности.
Обратите внимание: когда вы считаете сроки давности для привлечения к ответственности по Закону об РРО, то не забывайте, что в период военного положения существуют(овали) разнообразные освобождения от штрафов. Читайте об этом в статье «РРО-нарушения: как пользоваться военными послаблениями» // «Налоги & бухучет», 2025, № 20.
2. Штрафы по ст. 1551 КУоАП. Говорим о ст. 38 КУоАП. Срок привлечения к ответственности составляет 3 месяца. По общему правилу он отсчитывается со дня совершения нарушения (в отношении разовых нарушений) или со дня его выявления налоговиками (в отношении длящихся нарушений).
В большинстве случаев мы имеем дело именно с разовыми нарушениями.
Даже непроведение операции через фискализированный РРО/ПРРО и невыдача расчетного документа являются именно разовыми нарушениями
Следовательно, считаем срок давности от дня совершения нарушения. Например, если продажа по РРО/ПРРО состоялась 10.02.2025, то протокол налоговиков должен попасть в суд не позже 10.05.2025. После 10.05.2025 оштрафовать нарушителя по ст. 1551 КУоАП уже не имеют права.
Эту позицию неоднократно подтверждали и суды. См. постановления Шевченковского райсуда г. Запорожья от 03.03.2025 по делу № 336/12782/24, Ровенского городского суда Ровенской обл. от 23.01.2025 по делу № 569/160/25, Заречного райсуда г. Сумы от 29.04.2024 по делу № 3/591/1026/24, Ужгородского горрайонного суда Закарпатской обл. от 01.05.2024 по делу № 308/6922/24.
Обратите внимание: на период карантина и военного положения сроки привлечения к админответственности не приостанавливались.
Сколько штрафов будет за несколько нарушений? Чаще всего, этот вопрос возникает тогда, когда речь идет о непроведении нескольких операций через РРО/ПРРО или же выдаче нескольких фискальных чеков с дефектами. Поэтому будут ли за каждую операцию (каждый из чеков) штрафовать отдельно?
Налоговики уже достаточно давно придерживаются позиции о том, что каждый чек / каждая операция штрафуются по Закону об РРО отдельно
Причем каждая следующая операция/чек квалифицируется как повторное нарушение, даже если это выявлено во время одной проверки. См. БЗ 109.18).
Теперь суды, к сожалению, поддерживают эту позицию. Например, в свежем постановлении ВС от 06.02.2025 по делу № 120/11036/23 судьи расценили каждый фискальный чек без серии и номера марки акцизного налога как отдельное нарушение. Причем каждый следующий чек с ошибкой расценили как повторное нарушение.
Хотя раньше Верховный Суд был более благосклонен к плательщикам в этом случае. Об этом мы писали в статье «Самый распространенный РРО-штраф: как считать повторность нарушения?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 79. Позиция изменилась приблизительно в 2023 году. Об этом мы предупреждали в «Налоги & бухучет», 2023, № 24.
Если же мы говорим об админштрафе (ст. 1551 КУоАП), то здесь ситуация более снисходительна для плательщика. В частности, повторным может считаться только то нарушение, за которое в течение года виновное лицо уже привлекали к ответственности по ст. 1551 КУоАП. То есть перед применением штрафа за повторность в отношении виновника уже должно быть ранее вынесенное постановление суда с применением санкции по ст. 1551 КУоАП.
А за несколько дефектных чеков или не проведенных через РРО/ПРРО операций будет только один админштраф (по ч. 1 ст. 1551 КУоАП). Об этом свидетельствует и судебная практика (постановления Глобинского райсуда Полтавской обл. от 04.03.2025 по делу № 527/646/25, Бучацкого райсуда Тернопольской обл. от 03.03.2025 по делу № 595/201/25, Надворнянского районного суда Ивано-Франковской обл. от 21.02.2025 по делу № 348/353/25).
Выводы
- В отношении штрафов, предусмотренных в Законе об РРО, действует срок давности в 1095 дней со дня совершения РРО/ПРРО-нарушения.
- В отношении админштрафов по ст. 1551 КУоАП срок привлечения к ответственности составляет 3 месяца со дня совершения нарушения (для разовых нарушений) или со дня выявления нарушений (для длящихся нарушений).
- Большинство популярных РРО/ПРРО-нарушений являются разовыми (даже невыдача фискального чека и непроведение расчетной операции через РРО/ПРРО).
- За каждый дефектный фискальный чек и не проведенную через РРО/ПРРО операцию будут штрафовать по Закону об РРО отдельно. Причем каждый следующий выявленный «неправильный» фискальный чек / не проведенная через РРО/ПРРО операция будут считаться повторным нарушением (опять же по Закону об РРО), даже если все это было выявлено во время одной проверки.