Темы статей
Выбрать темы

Форма № 3-ПН: теперь точно не обязательна

Ушакова Лилия, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
Закон Украины от 15.04.2025 № 4353-ІХ

ВЫВОД ДОКУМЕНТА

Отменена обязанность подачи в центр занятости информации о спросе на рабочую силу (вакансии). С 02.05.2025 она подается по желанию работодателя

Законодательная основа. 02.05.2025 вступили в силу изменения, внесенные комментируемым Законом в Закон Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 № 5067-VI (далее — Закон № 5067). Что имеем в итоге?

Из п. 4 ч. 3 ст. 50 Закона № 5067 исключен абзац второй, который устанавливал обязанность предоставления работодателями центрам занятости информации о спросе на рабочую силу (вакансии). Вместо этого ч. 4 ст. 50 этого Закона дополнена новым п. 11, в котором зафиксировано право работодателя информировать центр занятости о наличии должностей (рабочих мест), на которые могут быть трудоустроены лица.

Заметим, что форма отчетности № 3-ПН «Информация о спросе на рабочую силу (вакансии)» сейчас утверждена приказом Минэкономики от 12.04.2022 № 827-22.

На что повлияют изменения? Если коротко, то ни на что. Дело в том, что и раньше (до 02.05.2025), несмотря на обязательный статус такой формы, штрафы за ее неподачу не были предусмотрены. Поэтому если работодатель игнорировал форму № 3-ПН, то никаких негативных последствий от такого решения не получал.

С 02.05.2025 добровольная подача формы № 3-ПН узаконена.

Подавать дальше или нет? Если у вас есть должности (рабочие места), на которые подбор кадров будете осуществлять самостоятельно, то особого смысла в подаче формы № 3-ПН нет.

Другое дело, когда вы желаете трудоустроить зарегистрированного безработного с компенсацией за него расходов. Так, например, обычному работодателю, который по направлению центра занятости трудоустраивает сроком не менее чем:

— на 2 года граждан, указанных в пп. 1, 2, 3, 5, 7, 10 и 11 ч. 1 ст. 14 Закона № 5067, находящихся в статусе зарегистрированного безработного свыше 1 месяца, компенсируются фактические расходы в размере ЕСВ за соответствующее лицо за месяц, за который он уплачен, но не более двойного размера минимального страхового взноса. Общая продолжительность выплаты компенсации составляет 12 месяцев (ч. 1 ст. 26 Закона № 5067);

— на 1 год лиц, которым до наступления права на пенсию по возрасту осталось не более 5 лет, лиц, указанных в пп. 6 и 8 ч. 1 ст. 14 Закона № 5067 и которые находятся в статусе зарегистрированного безработного свыше 1 месяца, компенсируются 50 % фактических расходов на оплату труда, но не более размера минимальной заработной платы. Общая продолжительность выплаты компенсации составляет 6 месяцев (ч. 2 ст. 26 Закона № 5067);

— на 2 года лиц, находящихся в статусе зарегистрированного безработного свыше 6 месяцев, компенсируются фактические расходы в размере ЕСВ за соответствующее лицо за месяц, за который он уплачен, но не более двойного размера минимального страхового взноса. Общая продолжительность выплаты компенсации составляет 12 месяцев (ст. 261 Закона № 5067).

А еще работодатель, который по направлению центра занятости трудоустраивает зарегистрированного безработного, из числа лиц в возрасте до 25 лет, которые суммарно имеют страховой стаж не более 12 месяцев, или лиц в возрасте до 35 лет — на первое рабочее место, или лиц, уволенных со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы — на первое рабочее место после такого увольнения, компенсируются 50 % минимальной заработной платы за соответствующее лицо за месяц. Общая же продолжительность выплаты компенсации составляет не более 6 месяцев, при условии сохранения гарантий занятости лица в течение периода, превышающего выплаты в два раза (ч. 4 ст. 29 Закона № 5067).

Механизм выплаты таких компенсаций определен Порядком предоставления работодателям компенсаций за трудоустройство зарегистрированных безработных, утвержденным постановлением КМУ от 10.02.2023 № 124. Конечно, поскольку речь идет о трудоустройстве лиц по направлению центра занятости, то в перечисленных случаях без подачи формы № 3-ПН не обойтись.

Также рекомендуем подавать эту форму, если у вас есть потребность в работниках с инвалидностью, которые должны быть трудоустроены в счет выполнения норматива трудоустройства лиц с инвалидностью.

Учтите! Своевременное (не позднее чем через 3 рабочих дня с даты открытия вакансии) обращение в службу занятости с формой № 3-ПН в дальнейшем может помочь доказать отсутствие у работодателя нарушения законодательства по трудоустройству лиц с инвалидностью и избежать применения административно-хозяйственных санкций (далее — АХС). Дело в том, что, по мнению слуг Фемиды (см., в частности, постановления ВС от 15.06.2022 по делу № 520/2875/2020 и от 11.05.2023 по делу № 520/1450/2020), АХС не могут применяться к работодателю, который принял все зависящие от него меры, предусмотренные законодательством, по трудоустройству лиц с инвалидностью на созданные им рабочие места. Под такими мерами понимается, что работодатель:

1) создал (выделил) рабочие места для трудоустройства лиц с инвалидностью в пределах норматива;

2) проинформировал центр занятости о наличии вакансий, на которые он готов трудоустроить лиц с инвалидностью (то есть подал форму № 3-ПН с соответствующей отметкой).

Подытожим. Форма № 3-ПН никуда не исчезла. Ее и в дальнейшем можно и нужно использовать, если есть потребность в поиске лиц для трудоустройства с помощью центра занятости. Без подачи такой формы не обойтись, если работодатель желает:

— получить компенсации за трудоустройство зарегистрированных безработных;

— трудоустроить с помощью центра занятости лиц с инвалидностью в счет выполнения норматива трудоустройства таких лиц.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с лицензионным договором и договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa ic-prostir

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше