Темы статей
Выбрать темы

Выводим из рисковых плательщиков: реальные судебные прецеденты

Амброзяк Наталья, юрист
Подготовили для вас подборку интересной судебной практики в отношении рисковости плательщика НДС. На что обратить внимание? Какие тенденции в позициях налоговиков? Как на это смотрят суды? Поэтому мотаем на ус, как говорят ☺.

Условно судебную практику в отношении рисковости плательщика можно разделить на три группы. В частности, там, где плательщик обжалует:

— отказ в регистрации НН/РК из-за присвоения ему статуса рискового;

— непосредственно решение о соответствии/несоответствии плательщика НДС критериям рисковости (коротко будем называть его «решение о рисковости плательщика»);

— комбинация предыдущих двух групп. То есть плательщик одновременно обжалует отказ в регистрации НН/РК из-за его рисковости и решение о рисковости плательщика.

Однако чаще нам встречались интересные решения именно из категории обжалования решения о рисковости плательщика и исключении его из соответствующего перечня. Дальше разобьем эти решения по тематикам.

Налоговики нарушают процедуру принятия рискового решения

В постановлении ВС от 14.05.2025 по делу № 260/3479/24 судьи встали на сторону плательщика, отменив решение о рисковости плательщика. Основной проблемой оказалось то, что налоговики приняли решение в связи с наличием налоговой информации о накоплении остатков нереализованных товаров. Судьи отметили, что решение о рисковости было принято не по результатам подачи плательщиком НН/РК для регистрации, которая должна предшествовать мониторингу плательщика налога и мониторингу такой НН/РК. А это, как они отметили в постановлении, нарушает порядок принятия «рискового» решения. Следовательно,

только после того, как плательщик направит на регистрацию НН/РК и эти НН/РК пройдут мониторинг, фискалам можно принимать решение о рисковости плательщика

К подобным выводам Верховный Суд приходит и в постановлении от 23.06.2022 по делу № 640/6130/20. По обстоятельствам дела решение о рисковости плательщика принималось налоговиками не по результатам подачи НН/РК на регистрацию и ее мониторинга. Фактически такое решение было принято на основании предыдущего протокола заседания комиссии. В этом (предыдущем) решении плательщика уже признавали рисковым (причем еще по Порядку № 117*, который утратил силу). Заметим, что налоговики в суде утверждали, что основанием для признания плательщика рисковым было наличие налоговой информации, которая получена из баз данных ГНС во время выполнения функций контроля. А это, исходя из решений Верховного Суда, проигрышная позиция, поскольку судьи воспринимают это как нарушение процедуры принятия решения.

* Порядок остановки регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденный постановлением КМУ от 21.02.2018 № 117 (утратил силу).

Налоговики не доказали законность рискового статуса в суде

Интересным является постановление ВС от 31.03.2023 по делу № 340/3519/20. Плательщик выиграл дело, решение о его рисковости было отменено. Хозсубъект ссылался на то, что в спорном решении не было указано четких оснований для включения в «рисковый» перечень (основание — п. 8 Критериев рисковости*). И вот беда, налоговики в суде так и не привели сознательных аргументов для того, чтобы доказать правомерность рискового статуса плательщика.

* Критерии рисковости плательщика налога на добавленную стоимость, утвержденные постановлением КМУ от 11.12.2019 № 1165.

Верховный Суд согласился с тем, что форма решения непосредственно закреплена в приложении к Порядку № 1165* и она не предусматривает конкретизации оснований в случае соответствия плательщика критериям рисковости. Но

если плательщик судится с налоговиками, то они обязаны предоставить в суд доказательства правомерности принятия «рискового» решения

* Приложение 4 к Порядку остановки регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденному постановлением КМУ от 11.12.2019 № 1165.

То есть должны доказать, что оно принято обоснованно, добросовестно, рассудительно, при наличии оснований, определенных Порядком № 1165*. Ничего не поделаешь, таковы правила ст. 77 КАСУ. В свою очередь, плательщик во время судебных споров предоставил доказательства правомерности своей хозяйственной деятельности.

* Порядок остановки регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденный постановлением КМУ от 11.12.2019 № 1165.

Кстати, налоговики в этом деле сослались на справку оперативного подразделения своего главного управления. Но судьи этот документ отбросили, поскольку он был получен контролирующим органом после обжалуемого решения о рисковости плательщика.

Проблемы с доказыванием законности решения о рисковости возникли у налоговиков и в деле по постановлению ВС от 07.03.2023 по делу № 280/3639/20. Опять речь шла о п. 8 Критериев рисковости. Причина: плательщик и/или его контрагент согласно данным ЕРНН осуществил реализацию товаров/услуг, отличающихся от приобретения. Плательщик, получив спорное решение, предоставлял объяснение и подтверждающие документы на предмет его правомерной деятельности.

Верховный Суд отметил, что налоговики ни в решении, ни во время судебного процесса не предоставили подтверждающую информацию. То есть судьям не было понятно, какая это была информация, в каком виде она существовала на момент принятия комиссией решения и существовала ли она вообще. Не предоставили налоговики и результаты проверки документов, которые предоставлял плательщик (не провели сверку данных предоставленных копий и данных, которые поступают или могут быть получены фискалами из других источников информации).

Обратите внимание: в суд плательщик так же предоставил объяснение и документы в отношении правомерности его деятельности и операций. Судьи, в свою очередь, оценив их, пришли к заключению, что эти доказательства опровергают утверждение налоговиков о соответствии истца критериям рисковости плательщика.

Обязанность налоговиков доказывать правомерность своего решения в суде подчеркивалась и в постановлении ВС от 20.01.2022 по делу № 160/2840/20. Дело отправили на новое рассмотрение в суд первой инстанции, потому что судьи не обратили внимание на отсутствие таких доказательств. Ограничились лишь выводом о том, что будто решение о рисковости плательщика никоим образом не влияет на права последнего.

Рисковый контрагент = рисковость для нас?

Стоит обратить внимание и на постановление ВС от 25.07.2024 по делу № 560/21833/23. Речь шла так же о п. 8 Критериев рисковости. Причина: предприятие имело хозяйственные операции с налогоплательщиком(ами), которые, по мнению налогового органа, являются рисковыми. Суд отнесся к этому выводу критически (невзирая на то, что в Справочнике кодов налоговой информации № 17* это основание фактически прямо указано).

* Справочник налоговой информации, которая стала основанием для рассмотрения вопроса о соответствии плательщика налога на добавленную стоимость критериям рисковости плательщика налога, утвержденный приказом ГНСУ от 11.01.2023 № 17.

Судьи отметили: распространение на истца «рисковости» из-за отношений с другими «рисковыми» плательщиками противоречит базовым принципам и основам налогового законодательства. В частности, наступление определенной законом ответственности должно происходить в случае нарушения налогового законодательства непосредственно плательщиком, который привлечен к ответственности.

Кроме того, отметили судьи,

осуществление автоматического мониторинга не должно подменять по своему содержанию проведение налоговых проверок как способ реализации функций фискалов

Следовательно, говорят в Верховном Суде, неблагоприятные последствия при таких условиях не должны наступать для добросовестного налогоплательщика, поэтому, по мнению суда, обжалуемые решения не отвечают своей цели.

И опять подчеркнем: плательщик в этом деле сначала подавал объяснение и подтверждающие документы налоговикам (доказывая несоответствие критериям рисковости плательщика). По сути, он доказывал реальность хозяйственных операций с рисковыми контрагентами. Те же документы и объяснения он предоставлял и в суд. Именно это и помогло предприятию вывести себя из рисковых плательщиков.

Но если подытожить, во всех случаях расслабляться и думать, что плательщику достаточно поставить под сомнение решение фискалов, мы бы не советовали. То есть стоит подавать хотя бы объяснения и подтверждающие документы для выведения из рисковых плательщиков. Эти же документы и объяснения класть в основу своего иска во время обращения в суд. В дальнейшем же все будет зависеть от (не)профессиональности представителей со стороны налоговиков и наличия у них доказательной базы.

Выводы

  • Налоговики могут принимать решения о рисковости плательщика только на основании мониторинга посланных плательщиком на регистрацию НН/РК.
  • Фискалы должны доказать в суде правомерность решения о рисковости плательщика. Но это не снимает с самого плательщика обязанность доказывать отсутствие у него критериев рисковости.
  • Верховный Суд в одном из своих решений отнесся критически к отнесению плательщика к рисковым из-за того, что его контрагенты имеют такой статус. Но плательщик для этого доказывал правомерность операций, совершенных с такими контрагентами (подавал объяснения в региональную комиссию, предоставлял соответствующие доказательства в суд).
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с лицензионным договором и договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa ic-prostir

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше