Юрлица-единоналожники и упрощенная финотчетность
На сегодня Закон о бухучете* вообще не выделяет единоналожников в отдельную категорию предприятий и не позволяет им вести бухучет и подавать финансовую отчетность в порядке, установленном законодательством об упрощенной системе учета и отчетности. Поэтому юрлица — плательщики ЕН группы 3 должны вести бухгалтерский учет и составлять финансовую отчетность по общим правилам.
* Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 № 996-XIV.
Подавно теперь единоналожники группы 3 по ставкам 3 % и 5 % прямо не названы ни в п. 2 Порядка № 419*, ни в п.п. 2 п. 2 разд. I НП(С)БУ 25 «Упрощенная финансовая отчетность» среди тех, кто может составлять сугубо финотчетность микропредприятия в составе форм № 1-мс и № 2-мс (см. статью «Единоналожники! Для финотчетности — ориентируйтесь на категорию предприятия» // «Налоги & бухучет», 2022, № 93).
* Порядок подачи финансовой отчетности, утвержденный постановлением Кабмина от 28.02.2000 № 419.
Следовательно, на сейчас все юрлица-единоналожники группы 3 по ставкам 3 % и 5 % должны отчитываться в зависимости от своей бухгалтерской категории, а не по факту пребывания в рядах упрощенцев. Поскольку, повторим, Закон о бухучете не выделяет единоналожников в отдельную классификационную группу предприятий. Поэтому
юрлица, которые находятся на ЕН группы 3, должны вести бухучет и подавать финотчетность в обычном порядке — в зависимости от того, к какой категории предприятий они относятся: микро- или малых
Ведь в подавляющем большинстве именно к этим двум классификационным группам (микро- и малых предприятий) относятся юрлица-единоналожники группы 3.
А это значит, что микро- и малые юрлица-единоналожники (кроме МСФО-обязанных) могут составлять и подавать сокращенную финотчетность согласно НП(С)БУ 25 (ч. 3 ст. 11 Закона о бухучете, п. 2 Порядка № 419, п. 2 разд. ІІ НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности») (см. табл. 1).
В то же время юрлица-единоналожники, признанные в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете микро- и малыми предприятиями, могут применять упрощенный План счетов, утвержденный приказом Минфина от 19.04.2001 № 186. Однако при условии, что составляют финотчетность по НП(С)БУ 25.
А микроединоналожники, которые отчитываются по НП(С)БУ 25, могут воспользоваться учетными послаблениями, предусмотренными п. 7 разд. I НП(С)БУ 25 (о них дальше), и подавать упрощенную финансовую отчетность исключительно за год — не позже 28 февраля года, следующего за отчетным (п. 2 Порядка № 419).
Вместо этого по желанию и микро-, и малые предприятия могут составлять полную финотчетность (п. 2 разд. ІІ НП(С)БУ 1). Свой выбор такие предприятия обязательно закрепляют в приказе об учетной политике (см. статью «Учетная политика предприятия — 2024: определяем, пересматриваем, изменяем» // «Налоги & бухучет», 2024, № 4). И если решено отчитываться по полной форме, тогда во всем придется подчиняться требованиям НП(С)БУ 1. То есть составлять годовую финансовую отчетность в составе пяти форм и ежеквартально подавать промежуточную финотчетность в составе двух форм (п. 2 Порядка № 419, п. 2 разд. II НП(С)БУ 1). А микропредприятия при таких обстоятельствах теряют все привилегии, установленные для них п. 7 разд. I НП(С)БУ 25. И вкупе с малыми не могут применять упрощенный План счетов.
Напомним, что промежуточную финансовую отчетность (за I квартал, первое полугодие, девять месяцев) подают не позже 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 5 Порядка № 419).
И еще! Юрлица, которые находятся на ЕН группы 3, подают финансовую отчетность только органам статистики (см. табл. 1). Подавать финотчетность в налоговую предприятиям — плательщикам ЕН не нужно. Ведь — это обязанность сугубо плательщиков налога на прибыль.
Таблица 1. Юрлица-единоналожники — предоставители упрощенной финотчетности
Вид предприятия-единоналожника | Форма финотчетности | Отчетный период | Сроки подачи в статистику |
Микропредприятие, которое признано таковым в соответствии с Законом о бухучете | Финансовая отчетность микропредприятия (формы № 1-мс и № 2-мс) | год | не позже 28 февраля |
Малое предприятие, которое признано таковым в соответствии с Законом о бухучете | Финансовая отчетность малого предприятия (формы № 1-м и № 2-м) | год | не позже 28 февраля |
квартал | не позже 30-го числа |
Как определить категорию предприятия?
Критерии деления предприятий по их величине — микро-, малые, средние и крпные — установлены ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете (см. статью «Определяем категорию предприятия для финотчетности за 2025 год» // «Налоги & бухучет», 2025, № 13).
Для отнесения предприятия к той или иной категории достаточно отвечать двум критериям из трех (ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете). Критерии, определенные в евро, пересчитывают по среднему за период курсу НБУ (см. bank.gov.ua/ua/markets/exchangerate-chart).
Для предприятий, которые работают не один год, порядок перехода из одной группы в другую установлен ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете. Главное правило:
предприятие меняет группу пребывания, если два года подряд не отвечает критериям ранее установленной категории
Если двухгодичного несоответствия нет, то предприятие остается в составе ранее выбранной группы — категорию не меняет.
Переходить из группы в группу в течение года нельзя. Для анализа критериев потенциальной группы перехода используют показатели именно годовой финотчетности за год, предшествующий отчетному. А это значит, что попрощаться со старой категорией можно только с начала следующего года, то есть с 1 января. Конечно, при условии, что два года подряд предприятие не отвечает старым критериям.
Что касается финотчетности-2025, то на несоответствие критериям группы пребывания следует протестировать показатели годовой финотчетности за 2023 и 2024 годы (см. табл. 2). И только при двухгодичном несоответствии изменить свой статус.
Таблица 2. Классифицируем микро- и малое предприятие по итогам 2023 и 2024 лет
Критерии оценки | Категория предприятия | |||
микро- | малое | |||
2023 год | 2024 год | 2023 год | 2024 год | |
Балансовая стоимость активов | до 13846 тыс. грн включительно (350 тыс. евро х 39,56 грн/евро*) | до 15207,5 тыс. грн включительно (350 тыс. евро х 43,45 грн/евро*) | до 158,24 млн грн включительно (4 млн евро х 39,56 грн/евро*) | до 173,8 млн грн включительно (4 млн евро х 43,45 грн/евро*) |
Чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) | до 27692 тыс. грн включительно (700 тыс. евро х 39,56 грн/евро*) | до 30415 тыс. грн включительно (700 тыс. евро х 43,45 грн/евро*) | до 316,48 млн грн включительно (8 млн евро х 39,56 грн/евро*) | до 347,6 млн грн включительно (8 млн евро х 43,45 грн/евро*) |
Среднее количество работников | до 10 человек включительно | до 10 человек включительно | до 50 человек включительно | до 50 человек включительно |
* Средний курс НБУ за 2023 год — 39,56 грн/евро, за 2024 год — 43,45 грн/евро (см. bank.gov.ua/ua/markets/exchangerate-chart). |
Тогда здесь срабатывает второе правило:
группу перехода определяют по показателям годовой финансовой отчетности за год, предшествующий отчетному
То есть для финотчетности за 2025 год следует ориентироваться на данные финансовой отчетности за 2024 год (см. табл. 3).
Предприятия, которые созданы в 2023 и 2024 годах, в 2025 году сохраняют первоначально установленную размерность. Ведь вновь образованные предприятия для установления своей категории применяют показатели на дату составления первой годовой финотчетности. То есть те, кто создан в 2023/2024 году, берут данные финотчетности за 2023/2024 год, а кто в отчетном 2025 году — возьмут показатели из финотчетности за 2025 год.
Таблица 3. Статус предприятия для финотчетности-2025
2022 год | 2023 год | 2024 год | 2025 год (изменение статуса) | Каким предприятие является в 2025 году и будет в 2026 году |
Отвечает критериям | Финотчетность подает как малое, но отвечает критериям | Финотчетность подает как | ||
микро- | малое | микро- | микро- | За 2025 год отчитывается как микропредприятие по формам № 1-мс и № 2-мс. Поскольку нет два года подряд несоответствия категории микро-. Может выбрать полноформатную финотчетность. Если по данным годовой финотчетности за 2025 год снова будет отвечать критериям малого, то за 2026 все равно будет отчитываться как микро- |
микро- | микро- | малое | микро- | За 2025 год отчитывается как микропредприятие по формам № 1-мс и № 2-мс. Поскольку нет два года подряд несоответствия категории микро-. Может выбрать полноформатную финотчетность. Если по данным годовой финотчетности за 2025 год будет отвечать критериям малого, то в 2026 году будет отчитываться как малое по формам № 1-м и № 2-м |
микро- | малое | малое | малое | С 2025 года переходит в категорию малых предприятий, поскольку два года подряд не отвечает критериям микрогруппы. Финотчетность за 2025 год подает как малое в составе форм № 1-м и № 2-м. Может выбрать полноформатную финотчетность. Малым остается и в 2026 году |
малое | микро- | микро- | микро- | С 2025 года — переходит в группу микропредприятий и отчитывается по формам № 1-мс и № 2-мс, поскольку два года подряд не отвечает категории малых. Может выбрать полноформатную финотчетность. Микро- остается и в 2026 году |
малое | малое | микро- | малое | За 2025 год отчитывается как малое предприятие по формам № 1-м и № 2-м, поскольку не имеет два года подряд несоответствия категории микро-. Может выбрать полноформатную финотчетность. Если по данным годовой финотчетности за 2025 год снова будет отвечать критериям микро-, то и за 2026 будет отчитываться как микро-. А вот если по показателям финотчетности за 2025 год будет малым, то в 2026 году будет отчитываться как малое |
малое | микро- | малое | малое | За 2025 год отчитывается как малое предприятие по формам № 1-м и № 2-м, поскольку не имеет два года подряд несоответствия категории микро-. Может выбрать полноформатную финотчетность |
Поэтому подытожим: с целью составления финотчетности за отчетный 2025 год предприятию следует проверить на соответствие критериям группы пребывания показатели годовой финотчетности за 2023 и 2024 годы. И только в случае, когда предприятие два года подряд (и 2023, и 2024 год) не отвечало критериям выбранной категории, изменить свой статус. Принадлежность предприятия устанавливаем исходя из показателей категории второго года несоответствия. А таким является 2024 год.
Для финотчетности за 2026 год на предмет несоответствия следует будет проанализировать данные годовой финотчетности за 2024 и 2025 годы.
О последствиях потери и приобретения микростатуса читайте в статье «Из микро- в малые и наоборот: мигрируем из группы в группу» // «Налоги & бухучет», 2022, № 7 (ср. ).
Преференции для микропредприятий по НП(С)БУ 25
По нормам п. 7 разд. I НП(С)БУ 25 микропредприятия могут:
1) учитывать необоротные активы только по первоначальной стоимости (без учета уменьшения полезности и переоценки до справедливой стоимости);
2) не создавать обеспечение будущих расходов и платежей (на выплату следующих отпусков работникам, выполнение гарантийных обязательств и т. п.), а признавать соответствующие расходы в периоде их фактического понесения;
3) включать текущую дебиторскую задолженность в итог Баланса по ее фактической сумме, то есть без расчета резерва сомнительных долгов.
А поскольку у микропредприятия есть право выбора, то оно должно решить — применять положения п. 7 разд. I НП(С)БУ 25 или действовать как все. Соответственно
свой выбор следует закрепить в приказе об учетной политике
Если, скажем, микропредприятие решило не создавать обеспечение на выплату отпусков работникам (резерв отпусков), то в приказе об учетной политике должно так и записать: «не создаем обеспечение на выплату следующих отпусков работникам». Учтите! По умолчанию учетные упрощения из п. 7 разд. I НП(С)БУ 25 не действуют.
Подробно об учетной политике читайте в статье «Учетная политика предприятия — 2024: определяем, пересматриваем, изменяем» // «Налоги & бухучет», 2024, № 4.
Выводы
- Теперь все юрлица — единоналожники группы 3 по ставкам 3 % и 5 % должны отчитываться в зависимости от того, к какой категории предприятий они относятся — микро- или малых, а не по факту пребывания в рядах упрощенцев.
- Микроединоналожники, которые отчитываются по НП(С)БУ 25, могут воспользоваться учетными послаблениями, предусмотренными п. 7 разд. I НП(С)БУ 25, и подавать упрощенную финансовую отчетность исключительно за год.
- Для финансовой отчетности — 2025 на несоответствие критериям группы пребывания следует протестировать показатели годовой финотчетности за 2023 и 2024 годы. И только при двухгодичном несоответствии единоналожнику следует изменить статус предприятия — с микро- на малое или с малого на микро-.