Темы статей
Выбрать темы

Единоналожники! Для финотчетности — ориентируйтесь на категорию предприятия

Войтенко Татьяна, налоговый эксперт
Постановление Кабмина от 29.11.2022 № 1327*

* Вступило в силу с 02.12.2022.

Изменения в Порядок № 419* вызваны, прежде всего, коррективами Закона о бухучете**, которым он подвергся вследствие принятия Закону Украины от 19.07.2022 № 2435-IX. Подробно см. статью «Первичка, обнародование, консолидирована финотчетность, таксономия — с 10.08.2022 по-новому» // «Налоги & бухучет», 2022, № 61.

Внимания заслуживают две правки. Все остальные — дублируют нормы Закона о бухучете или являются сугубо техническими.

* Порядок подачи финансовой отчетности, утвержденный постановлением Кабмина от 28.02.2000 № 419.

** Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 № 996-XIV.

вывод документа

Единоналожники группы 3 по ставкам 3 и 5 % должны подавать финансовую отчетность в зависимости от того, к какой бухгалтерской категории относится предприятие

Подкорректирован в унисон с Законом о бухучете абзац шестнадцатый п. 2 Порядка № 419 теперь не содержит норму, которая раньше позволяла предприятиям, ведущим упрощенный бухучет доходов и расходов в соответствии с налоговым законодательством, подавать сокращенную по показателям годовую финансовую отчетность в составе Баланса и Отчета о финансовых результатах. То есть единоналожники группы 3 по ставкам 3 и 5 % отныне прямо не названы среди счастливчиков, которые могут подавать упрощенную годовую финотчетность.

Так неужели им придется отчитываться по полным формам? Совсем нет! Просто сейчас такие единоналожники-юрлица (по ставкам 3 и 5 %, как, собственно, и по ставке 2 % и сельхозЕН) должны отчитываться в зависимости от своей бухгалтерской категории, а не по факту пребывания в рядах упрощенцев. Поскольку Закон о бухучете не выделяет единоналожников в отдельную классификационную группу предприятий.

В общем случае единоналожники по ставкам 3 и 5 % относятся к микропредприятиям. В отдельных случаях — даже к категории малых предприятий. Следовательно, по большому счету,

для единоналожников-микропредприятий ничего не изменилось

Ведь и после внесения правок в абзац шестнадцатый п. 2 Порядка № 419 сокращенную годовую финотчетность подают:

микропредприятия и

непредпринимательские общества.

Под исключение из этого правила и в дальнейшем подпадают предприятия, которые обязаны составлять финансовую отчетность по МСФО.

Напомним: по нормам п.п. 2 п. 2 разд. І НП(С)БУ 25 «Упрощенная финансовая отчетность» микропредприятия и непредпринимательские общества составляют Финотчетность микропредприятия в составе Баланса (ф. № 1-мс) и Отчета о финансовых результатах (ф. № 2-мс). Подают такие предприятия только годовую микрофинотчетность (п. 2 Порядка № 419). Правда, если микропредприятие является высокодоходником, ему придется с квартальными декларациями по налогу на прибыль подавать и промежуточную финотчетность (п. 46.2 НКУ).

Заметьте! От неприбыльщиков, которые не являютсямикро- или малыми предприятиями, налоговики вопреки Порядку № 419 и НП(С)БУ 25 требуют подавать полную финотчетность — то есть все пять форм (см. БЗ 102.20.02). При этом, по мнению фискалов, только малыши могут обойтись сокращенной по показателям годовой финотчетностю — в составе всего лишь двух форм: Баланса и Отчета о финрезультатах (формы № 1-м, № 2-м или № 1-мс, № 2-мс).

Если юрлицо — единоналожник группы 3 относится к малым предприятиям, тогда такое предприятие тоже подает сокращенную финотчетность (ч. 3 ст. 11 Закона о бухучете), но не только годовую, но и промежуточную. По требованиям п.п. 1 п. 2 разд. І НП(С)БУ 25 малые предприятия составляют Финотчетность малого предприятия в составе Баланса (ф. № 1-м) и Отчета о финансовых результатах (ф. № 2-м).

Что касается единоналожников группы 3 по ставке 2 %, то если такой упрощенец относится к средним предприятиям, он подает полноформатную финотчетность, а если — к большим, тогда вообще отчитывается по МСФО.

вывод документа

Уточнить финотчетность можно по результатам (1) аудиторской проверки, (2) самостоятельно выявленных ошибок, (3) по другим причинам

Отныне формулировка абзаца девятнадцатого п. 2 Порядка № 419 в отношении причин подачи уточненной финансовой отчетности один в один совпадает с ч. 6 ст. 14 Закона о бухучете. А следовательно, подать уточненную финансовую отчетность и уточненную консолидированную финотчетность на замену ранее поданной можно по таким трем причинам:

1) по результатам проведения аудиторской проверки;

2) вследствие исправления самостоятельно выявленных ошибок;

3) по другим причинам.

До этого буквальное прочтение абзаца девятнадцатого п. 2 Порядка № 419 можно было трактовать так: чтобы уточнить финотчетность с целью исправления самостоятельно выявленных ошибок или по другим причинам, следует провести аудиторскую проверку. Теперь это противоречие устранено и Порядок № 419 полностью отвечает предписаниям Закона о бухучете.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше