Все сайты
Создавать обеспечение на оплату отпусков своих работников (так называемый резерв отпусков) обязывают нормы одновременно двух бухстандартов — п. 12 НП(С)БУ 11 «Обязательства» и п. 7 НП(С)БУ 26 «Выплаты работникам». И в общем случае — это обязанность предприятия, а не его право (см. письма Минфина от 23.01.2014 № 31-08410-07-10/1550, от 20.08.2009 № 31-34000-20-5/22614 и от 09.06.2006 № 31-34000-20-25/12321).
Не рассчитывать резерв отпусков п. 7 разд. I НП(С)БУ 25 «Упрощенная финансовая отчетность» позволяет только микропредприятиям и непредпринимательским обществам. Свое решение об этом следует зафиксировать в приказе об учетной политике. Какие именно юрлица относятся к микропредприятиям, узнаете из статьи «Определяем категорию предприятия для финотчетности за 2025 год» // «Налоги & бухучет», 2025, № 13. А о том, как микропредприятию начать начислять отпускной резерв, см. статью «Микропредприятие начинает создавать резерв отпусков» // «Налоги & бухучет», 2024, № 6.
Согласно п. 7 НП(С)БУ 26 обеспечение создают на выплаты за неотработанное время, которые подлежат накоплению. То есть выплаты за неотработанное время, право на получение которых работником может быть использовано в будущих периодах (п. 3 НП(С)БУ 26).
В то же время резервировать п. 13 НП(С)БУ 11 требует только те обязательства:
— возникновение которых можно предусмотреть;
— сумму которых можно определить расчетным путем;
— погашение которых вероятно приведет к уменьшению ресурсов.
Поэтому обеспечения создают на оплату предсказуемых отпусков — ежегодных (основного и дополнительных), а также дополнительных отпусков «на детей»
А вот в отношении отпусков, вероятность предоставления которых спрогнозировать обычно не возможно (например, дополнительного учебного, творческого, в связи с усыновлением ребенка и т. п.), резерв не формируют (см. табл. 1).