Здесь все будет зависеть от того, по какой именно причине микропредприятие не начисляло до этого времени резерв отпусков. При этом следует рассматривать два варианта, почему мог не начисляться резерв:
— или предприятие пользовалось освобождением от начисления резерва, которое предоставляет микропредприятиям п. 7 НП(С)БУ 25 (больше деталей см. в статье «Резерв отпусков» // «Налоги & бухучет», 2023, № 30). То есть в учетной политике микропредприятие прописало, что не создает резерв отпусков. А теперь желает изменить это — и начать начислять резерв. В таком случае, чтобы начать начислять резерв, мы должны внести соответствующие изменения в учетную политику. И для учета здесь будут последствия, как при изменении в учетной политике (о чем еще пойдет речь дальше);
— или микропредприятие не пользовалось никакими освобождениями (не было прописано в учетной политике, что оно пользуется освобождениями, предусмотренными п. 7 НП(С)БУ 25) и просто не начисляло резерв. В этом случае, по сути, имеем дело с ошибкой в учете. И, соответственно, механизм действий будет, как при исправлении учетных ошибок.
В любом случае, если есть неиспользованные по состоянию на 31.12.2023 дни отпуска, то мы должны посчитать, каким бы был резерв отпусков по состоянию на 31.12.2023 (если бы мы его начисляли). В итоге в бухучете появится правильное входящее сальдо по субсчету 471.
При этом мы должны учесть и то, что резерв отпусков — это расходы, а