«Если друг оказался вдруг»... под особым налоговым контролем

Печать

«Если друг оказался вдруг»… под особым налоговым контролем

 

Намерение налоговиков распространить негативные налоговые последствия не только на непосредственного нарушителя требований налогового законодательства, но и на субъектов хозяйствования, которые решились на сотрудничество с ним, присутствовало всегда. В последнее время оно приобретает все более и более конкретные формы выражения. Одна из них — создание открытой базы добросовестных и недобросовестных налогоплательщиков. Представим, что контрагент вашего предприятия оказался во второй категории. Ваши действия?

Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

На сайте ГНАУ (www.sta.gov.ua) появился раздел «Узнай больше о своем бизнес-партнере» («Дізнайся більше про свого бізнес-партнера»). Как объясняют сами налоговики, раздел должен способствовать предупреждению негативных последствий предпринимательской деятельности благодаря возможности «в открытом доступе оценить налоговые риски деятельности своего бизнес-партнера, который, возможно, не относится к плательщикам НДС, или является банкротом, или отсутствует по указанному в учредительных документах адресу».

Чтобы получить информацию о контрагенте, достаточно набрать его идентификационный код (номер) или же наименование в соответствующих полях интернет-страницы. При нажатии на «Поиск» система должна дать ответ с текстом зеленого или красного цвета с обозначениями «добросовестный плательщик» и «особый налоговый контроль» соответственно.

При этом под добросовестным плательщиком подразумевается субъект хозяйствования, который оценивается позитивно, имеет высокий уровень значения фискальной важности и больший, чем средний в группе отрасли, уровень уплаты налогов (налоговую отдачу) (см. п.п. 3.6.1 Методических рекомендаций по взаимодействию органов государственной налоговой службы при проведении проверок налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость с учетом информации расшифровок налоговых обязательств и налогового кредита по налогу на добавленную стоимость в разрезе контрагентов в редакции приказа ГНАУ от 30.12.2009 г. № 742).

Особый налоговый контроль применяется к субъекту:

— который пребывает в стадии осуществления процедуры восстановления платежеспособности должника либо признания его банкротом, или

— если согласно информации из Единого государственного реестра отсутствует подтверждение сведений о субъекте и/или о его состоянии либо же есть запись о его отсутствии по местонахождению, или

— если прекращена его государственная регистрация.

Кроме того, чтобы избежать налоговых рисков, ГНАУ по-прежнему рекомендует проверить, зарегистрирован ли контрагент в качестве плательщика НДС.

Таким образом, каждый субъект хозяйственной деятельности «имеет возможность получить информацию о предприятиях, находящихся в зоне усиленного налогового контроля, и избежать ненадежных партнеров по бизнесу».

Такова задумка ГНАУ. Предположим, что налогоплательщики вняли разумности приводимых доводов и решили убедиться в надежности своих партнеров.

Сразу же сделаем оговорку: отсутствие перечисленных выше оснований для особого налогового контроля не причисляет налогоплательщика автоматически к категории добросовестных, поскольку он не всегда будет соответствовать приведенному выше понятию такого плательщика. Поэтому в отношении него ресурс просто выдаст указание об отсутствии информации, которая давала бы основания для особого налогового контроля. Видимо, субъекту хозяйствования этого должно быть достаточно, чтобы чувствовать себя более-менее спокойно в отношении такого контрагента.

Вопрос о том, какие цели преследует налоговое ведомство и есть ли реальные основания для опасений, становится гораздо более актуальным в том случае, если информация о контрагенте помещена в раздел об особом налоговом контроле. Чем это может грозить налогоплательщику?

Подзаконные нормативные акты, которыми в своей деятельности руководствуются налоговые органы, позволяют говорить о нескольких вариантах развития событий:

1. Во время налоговой проверки установлено, что у плательщика НДС были правовые связи (были заключены хозяйственные договоры) с субъектами хозяйствования, которые не зарегистрированы как плательщики НДС, либо в отношении которых аннулировано Свидетельство о регистрации плательщика НДС, или же о которых есть информация в реестре плательщиков НДС об аннулировании Свидетельства либо об отсутствии регистрации плательщика НДС.

Согласно п. 5.2 Методрекомендаций в редакции приказа ГНАУ № 742 в этом случае сотрудниками налоговой инспекции в акте проверки фиксируются нарушения п.п. 7.2.4 п. 7.2 и п.п. 7.4.5 п. 7.4 ст. 7 Закона об НДС, на основании чего принимается уведомление-решение согласно Порядку направления органами государственной службы Украины налоговых уведомлений налогоплательщикам и решений о применении штрафных (финансовых) санкций, утвержденному приказом ГНАУ от 21.06.2001 г. № 253.

2. Установлена невозможность проведения проверок контрагента налогоплательщика в связи с его отсутствием по местонахождению.

Согласно п. 5.4 Методрекомендаций № 742 налоговым органам по месту учета контрагента такого отсутствующего по местонахождению налогоплательщика направляется информация о декларировании им отчетных показателей за определенный период деятельности, копии учредительных документов, пояснения ответственных лиц и учредителей, другая информация, полученная при проведении контрольно-проверочных мероприятий. Другими словами, для субъекта хозяйствования отсутствие его контрагента по местонахождению обернется тем, что к нему при осуществлении налоговой проверки отнесутся более внимательно, располагая некоторыми дополнительными данными, полученными из налоговой по месту регистрации контрагента.

3. Получена информация об осуществлении процедуры восстановления платежеспособности контрагента либо признания его банкротом или же об отсутствии в Едином госреестре подтверждения сведений о субъекте и/или его состоянии, или о наличии записи о его отсутствии по местонахождению, или же о прекращении государственной регистрации контрагента субъекта хозяйствования.

Наличие указанных сведений налоговые органы расценивают как основание для признания договоров с участием такого налогоплательщика противоречащими интересам государства и общества, а значит, ничтожными (см. пункты 5.8, 5.9, 6.3 Методрекомендаций № 742). Соответственно сторона-покупатель должна будет уменьшить сумму ранее задекларированного налогового кредита (см. письмо ГНАУ от 02.03.2009 г. № 4164/7/16-1517-03 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 56, с. 8), а у продавца возникает необходимость исключить из налогового учета операцию, сделка по которой является ничтожной.

Напомним, есть два вида недействительных сделок: ничтожные и оспариваемые. Ничтожные сделки являются недействительными в силу прямого указания закона, т. е. при наличии определенных названных в законодательстве оснований та или иная сделка автоматически считается недействительной без обращения в суд для установления этого факта. Наиболее часто используемым налоговыми органами основанием выступает противоречие сделки интересам государства и общества (ст. 207 Хозяйственного кодекса Украины), что свидетельствует о нарушении сторонами публичного порядка (ч. 2 ст. 228 Гражданского кодекса Украины), проявлением чего они склонны считать заключение сделки с целью уклонения от налого-обложения либо неправомерного использования налогового кредита. В таких случаях налоговикам не требуется обращаться в суд для признания сделки недействительной (более подробно см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 53) — они могут сразу подавать иск о взыскании полученного по договору в доход государства. Оспариваемая же сделка может быть признана недействительной только по решению суда (см. п. 4 постановления Пленума ВСУ от 06.11.2009 г. № 9 «О судебной практике рассмотрения гражданских дел о признании договоров недействительными»).

Итак, если налоговым органом будут установлены сведения, указывающие, по его мнению, на ничтожный характер договора, это повлечет за собой:

во-первых, снятие налогового кредита для покупателя и доначисление обязательств по НДС, исключение операции из налогового учета для продавца;

во-вторых, обращение налогового органа в суд с требованием о применении последствий заключения сделки, заведомо противоречащей интересам государства и общества. Как следствие — в доход государства по решению суда взыскивается все полученное сторонами по договору, а в случае выполнения обязательства только одной из сторон с другой взыскивается в доход государства все полученное ею, а также все причитающееся в пользу другой стороны (при установлении умысла обеих сторон договора). Если же установлено, что умысел на нарушение интересов государства и общества имела только одна из сторон договора, все полученное ею возвращается другой стороне договора, а полученное последней либо подлежащее передаче ей по договору — взыскивается в доход государства по решению суда (см. подробно «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 48, с. 38).

Следует также сказать, что наличие информации о пребывании субъекта хозяйствования во взаимоотношениях с субъектами, регистрация которых отменена, либо других данных, свидетельствующих о возможном занижении налоговых обязательств, — основание для включения такого субъекта хозяйствования в план-график налоговых проверок (см. Методические рекомендации по составлению плана-графика проведения плановых выездных проверок субъектов хозяйствования, утвержденные приказом ГНАУ от 28.03.2008 г. № 201).

Безусловно, за сам по себе факт того, что предприятие не проверило, нет ли оснований для сомнений в добросовестности своего контрагента, штрафные санкции не предусмотрены. Тут вопрос скорее в желании чувствовать себя более уверенно в случае возникновения спора с налоговиками. А он, скорее всего, возникнет, если контрагент все-таки окажется недобросовестным. Как раз для такой уверенности субъекту хозяйствования и следует запастись доказательствами того, что он действовал максимально осмотрительно и оснований не вступать в договорные отношения у него не было. Так, из практики Высшего административного суда Украины следует, что факт нарушения контрагентами субъекта хозяйствования своих налоговых обязательств может быть основанием для негативных налоговых последствий, если налоговый орган докажет, в частности, что налогоплательщик действовал без надлежащей осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, которые допускали его контрагенты, либо то, что деятельность налогоплательщика направлена на осуществление операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, которые не выполняют своих налоговых обязательств (см. постановление ВАСУ от 29.04.2010 г. № К-30777/06). При этом суды исходят из того, что налогоплательщик не может считаться недобросовестным, если на момент заключения сделки запись о его контрагенте была в ЕГР и он был зарегистрирован как плательщик НДС (см. постановление ВАСУ от 09.12.2009 г. № К-10075/07, определения ВАСУ от 29.05.2008 г. № К-18083/07, от 17.12.2009 г. № К-1035/08, от 13.10.2009 г. № К-22330/07). Нести же ответственность за допущенные контрагентом нарушения требований налогового законодательства субъект хозяйствования не должен (см. определение ВАСУ от 11.02.2010 г. № К-14008/07).

Для того чтобы заверить суд в своей добросовестности, налогоплательщик, например, может обратиться к своему возможному бизнес-партнеру с просьбой предоставить копии учредительных документов, получить выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (это можно сделать самостоятельно, обративших к госрегистратору), заверенные копии документов, подтверждающих полномочия руководителя и главного бухгалтера, копию лицензии контрагента, если деятельность, выполняемая по сделке, подлежит лицензированию, подготовить распечатки с сайта ГНАУ, подтверждающие, что контрагент не значится в перечне субъектов предпринимательской деятельности с признаками «налоговых ям», зарегистрирован как плательщик НДС, что юридический адрес контрагента не входит в перечень адресов массовой регистрации. В то же время сам ВАСУ признает, что совершать все эти действия налогоплательщик не обязан, и само по себе их несовершение еще не свидетельствует о его недобросовестности и не может быть основанием для отрицательных налоговых последствий. Доказать недобросовестность — обязанность налогового органа.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше