Темы статей
Выбрать темы

Неосновное место учета налогоплательщика

Редакция НК
Ответы на вопросы

НЕОСНОВНОЕ МЕСТО УЧЕТА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

У предприятия на общей системе налогообложения (плательщика налога на прибыль и НДС) фактическое местонахождение не совпадает с официальным (юридическим адресом), информация о котором содержится в ЕГРПОУ. Кроме того, в собственности предприятия находятся объекты недвижимости, один из которых располагается в другом районе города, а еще два — вообще в другом городе. Нужно ли в таком случае становиться на учет в налоговой инспекции по фактическому местонахождению и по местонахождению объектов недвижимого имущества?

 

Вопросам учета налогоплательщиков посвящена

глава 6 раздела II Налогового кодекса Украины (далее — НК). Первое, что обращает на себя внимание, — появление новых терминов: «основное место учета» и «неосновное место учета». Соответствующие определения можно найти в п. 63.3 НК:

«С целью проведения налогового контроля плательщики налогов подлежат регистрации или постановке на учет в органах государственной налоговой службы по местонахождению юридических лиц, обособленных подразделений юридических лиц, месту жительства (основному месту учета), а также по месту нахождения (регистрации) их подразделений, движимого и недвижимого имущества, объектов налогообложения или объектов, которые связаны с налогообложением или посредством которых осуществляется деятельность (неосновное место учета)».

Как следует из текста вопроса, предприятие имеет определенные проблемы и с основным местом учета, и с неосновным.

 

Об основном месте учета налогоплательщиков

 

Итак, НК установил, что для предприятия основным местом учета является его местонахождение. И здесь возникает вопрос: а что подразумевается под местонахождением юридического лица? Вопрос обусловлен тем, что определение местонахождения содержится и в Гражданском кодексе Украины (далее — ГК), и в Законе Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV. Разница достаточно наглядна:

 

ст. 93 ГК

абз. 6 ч. 1 ст. 1 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей»

Местонахождением юридического лица является фактическое место ведения деятельности или размещения офиса, из которого проводится ежедневное управление деятельностью юридического лица (преимущественно находится руководство) и осуществление управления и учета

Местонахождение юридического лица — адрес органа или лица, которые в соответствии с учредительными документами юридического лица или с законом выступают от его имени (далее — исполнительный орган)

 

Как видим,

ГК, в отличие от указанного Закона, позволяет определить местонахождение не только по адресу расположения руководства юридического лица (его исполнительного органа), но и в соответствии с фактическим местом осуществления деятельности. При этом ГНАУ, очевидно*, не разделяет мнение о том, что применению подлежит Закон «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» как более специальный нормативно-правовой акт, и применяет ГК. Но тревожит не это, а желание налоговиков непременно видеть должностных лиц налогоплательщика по официальному месту нахождения**.

* См. хотя бы п. 25 Памятки об административных процедурах выписки, выдачи и получения налоговых накладных (приложение к письму ГНАУ от 06.04.2011 г. № 9497/7/16-1517).

** См. п. 1.8 Методических рекомендаций о порядке организации и проведения проверок плательщиков налогов (приложение 1 к приказу ГНАУ от 14.04.2011 г. № 213).

Но в любом случае налоговики будут проверять «наличие» предприятия именно по тому адресу, который указан в ЕГРПОУ***. И если по каким-либо причинам**** фактическое местонахождение предприятия не будет отвечать официальному (указанному в ЕГРПОУ), то конечно, такому налогоплательщику следовало бы рекомендовать сначала внести соответствующие изменения в свои уставные документы (указать «фактический» адрес) и зарегистрировать эти изменения у государственного регистратора.

*** С методами организации работы налоговиков по установлению местонахождения плательщиков налогов можно ознакомиться, прочитав п. 5.2. Порядка взаимодействия между структурными подразделениями органов государственной налоговой службы по вопросам регистрации и учета плательщиков налогов, утвержденного приказом ГНАУ еще от 28.02.2007 г. № 110.

**** Регистрация предприятия по месту жительства его учредителя, прекращение договора аренды офиса, который был действующим на момент регистрации предприятия, и т. д.

Следующим этапом должно быть либо изменение основного места учета (если изменение адреса связано с изменением административно-территориальной единицы*****), либо сообщение налогоплательщиком «своей» налоговой инспекции об изменении учетных данных (в том случае, если новое местонахождение располагается в пределах «старой» административно-территориальной единицы). В первом случае следует руководствоваться

разделом X Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом ГНАУ от 22.12.2010 г. № 979. Во втором — разделом IX того же Порядка.

***** Согласно абз. 3 ст. 1 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.1997 г. № 280/97-ВР административно-территориальная единица — это область, район, город, район в городе, поселок, село.

Как мы уже отметили, такие действия следовало бы рекомендовать, но настаивать на этом мы не имеем права. Основанием для этого является чрезмерный ажиотаж, созданный налоговиками вокруг свидетельств о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость: плательщики НДС, которые осуществляют перерегистрацию в качестве плательщика НДС в связи с изменением местонахождения, рискуют не получить новое свидетельство взамен старого.

С точки зрения юридической деонтологии, правовед не имеет права давать рекомендации, которые бы противоречили закону. Но в нынешней ситуации неприкрытой войны налоговиков с налогоплательщиками автор с пониманием относится к тем плательщикам НДС, которые не желают афишировать различия между фактическим и официальным местонахождением. Более того, таким плательщикам НДС в их борьбе за свидетельство мы бы рекомендовали две вещи:

1) тщательнее контролировать почтовые поступления на свой адрес;

2) как можно чаще проверять отсутствие в
ЕГРПОУ роковых записей, которые могут стоить свидетельства плательщика НДС: об отсутствии юридического лица или физического лица по его местонахождению (месту жительства) или об отсутствии подтверждения сведений о юридическом лице.

Если же ваше предприятие не входит в круг избранных (плательщиков НДС), то вас ничто не должно сдерживать в желании привести сведения об официальном местонахождении в соответствие с фактическим положением вещей.

 

О неосновном месте учета налогоплательщиков

 

Ответ относительно неосновного места учета налогоплательщика в контексте вышеприведенного вопроса достаточно прост: согласно

п. 63.3 НК наличие объекта недвижимого имущества на территории другой административно-территориальной единицы является основанием для обязательного обращения налогоплательщика в соответствующую ГНИ с заявлением по форме № 1-ОПП (с пометкой «учет по неосновному месту учета»).

Кроме того, в течение 10 рабочих дней после государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества налогоплательщик обязан подать в ГНИ по месту расположения такого объекта сообщение об объектах налогообложения или объектах, которые связаны с налогообложением или посредством которых осуществляется деятельность (объект налогообложения), по

форме № 20-ОПП (п. 8.4 разд. VIII Порядка № 979).

Если же местонахождение приобретенной недвижимости совпадает с основным местом учета (местонахождением) налогоплательщика, то подавать

заявление по форме № 1-ОПП (с пометкой «учет по неосновному месту учета») не нужно. Такой вывод содержится в одной из консультаций в Единой «справедливой, объективной, законной, беспрекословной» базе налоговых знаний (www.sta.gov.ua). Кроме того, он подтверждается п. 7.1 Порядка учета плательщиков налогов и сборов:

«7.1. Если в соответствии с законодательством у плательщика налогов, кроме обязанностей по представлению налоговых деклараций (расчетов, отчетов) и/или начисления, удержания или уплаты (перечисления) налогов, сборов на территории административно-территориальной единицы по своему местонахождению, возникают такие обязанности на территории другой административно-территориальной единицы, то такой плательщик налогов обязан стать на учет по такому неосновному месту учета в соответствующем органе государственной налоговой службы».

Однако указанная норма не освобождает налогоплательщика от необходимости представления сообщения об объектах налогообложения или объектах, которые связаны с налогообложением или посредством которых осуществляется деятельность (объект налогообложения), по

форме № 20-ОПП.

Помните также, что за несвоевременное представление документов для постановки на учет в соответствующем органе государственной налоговой службы законодатели в

ст. 117 НК предусмотрели штраф, который может достигать 1020 грн.

 

Виталий Рябов

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше