Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

«Назвался груздем — полезай в кузов»: об увольнении и ответственности должностных лиц по-новому

Верховна Рада України
Налоговый кодекс Июль, 2014/№ 13
Печать
Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о защите прав инвесторов»

Верховная Рада Украины постановляет:

I. Внести изменения в следующие законодательные акты Украины:

1. В Кодексе законов о труде Украины <…>

2. В части четвертой статьи 89 Хозяйственного кодекса Украины <…>

3. Часть третью статьи 99 Гражданского кодекса Украины <…>

4. В части третьей статьи 51 Закона Украины «Об акционерных обществах» <…>

II. Настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования.

 

Исполняющий обязанности Президента Украины,
Председатель Верховной Рады Украины
А. Турчинов
13 мая 2014 года
№ 1255-VII

Комментарий редакции

Комментируемый Закон (далее — Закон № 1255) вступил в силу с 01.06.2014 г. Что интересно, несмотря на то, что Закон № 1255 называется «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о защите прав инвесторов», о самих инвесторах в этом Законе никакого упоминания нет (кроме его названия). Дело в том, что наши законодатели решили, будто большую уверенность в защищенности и эффективном использовании своих средств инвестор будет чувствовать, если ему будет предоставлена возможность контролировать и влиять на менеджмент предприятия, акционером (участником) которого он является. В связи с этим они прошлись по ряду законодательных актов маршем своих изменений, связанных, в большей степени, с кадровыми вопросами хозяйственных обществ. Поэтому Закон № 1255, можно сказать, имеет опосредствованное влияние на «самочувствие» инвесторов в Украине. Насколько данный Закон увеличит инвестиционную привлекательность отечественных предприятий, сейчас сказать трудно, но, скрестив пальцы, будем надеяться, что он хотя бы немного стимулирует поступление инвестиций в нашу многострадальную экономику.

Больше всего в плане изменений досталось КЗоТ*. Но добрались законодательные руки и до ХК**, ГК*** и Закона об акционерных обществах****. Но давайте обо всем по порядку.

* Здесь и далее — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

** Здесь и далее — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

*** Здесь и далее — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

**** Здесь и далее — Закон Украины «Об акционерных обществах» от 17.09.2008 г. № 514-VI.

В целом можно выделить две категории изменений, которые привносятся Законом № 1255:

1) относительно увольнения должностных лиц;

2) относительно материальной ответственности должностных лиц.

Дальше расскажем о каждой из них подробно.

В отношении увольнения должностных лиц появилось дополнительное основание. Звучит оно следующим образом: «прекращение полномочий должностных лиц». Его «прихвостили» к ч. 1 ст. 41 КЗоТ, в которой определены дополнительные основания расторжения трудового договора по инициативе собственника или уполномоченного им органа. Как видите, законодатели не были здесь слишком многословными. Они не определили ни условия, при которых может происходить прекращение полномочий, ни то, кого в данном контексте считать должностными лицами. Ну что же, придется нам разбираться во всем самим.

Что касается условий прекращения полномочий должностных лиц, то их отсутствие в новоиспеченном п. 5 ч. 1 ст. 41 КЗоТ говорит о том, что «полететь головы» могут в любой момент «без объявления войны», даже если отсутствуют нарушения и другие обстоятельства, приведенные в пп. 1 — 10 ч. 1 ст. 40 и в пп. 1 — 4 ч. 1 ст. 41 КЗоТ. Для этого достаточно соответствующего решения общего собрания или уполномоченного органа. Слава богу, хоть в период временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске таких должностных лиц уволить нельзя (ч. 3 ст. 41 и ч. 3 ст. 40 КЗоТ). Добавим, что на увольнение таких лиц не нужно получать разрешение выборного органа первичной профсоюзной организации (профсоюзного представителя), потому что никакие изменения, обязывающие это делать, в ст. 41 или 43 КЗоТ внесены не были.

Теперь что касается определения должностных лиц. Определение понятия «должностное лицо» в КЗоТ нечего и искать, его там нет, как нет и ни в одном законодательном акте Украины. Единственным документом, в котором присутствует попытка дать определение этому понятию, является письмо Мин-юста от 22.02.2013 г. № 1332-0-26-13/11 (далее — письмо № 1332). Согласно этому письму главным критерием отнесения лица к кругу должностных лиц является наличие у него организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. При этом организационно-распорядительными обязанностями, согласно этому письму, являются обязанности по осуществлению руководства сферой промышленности, трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от форм собственности. А вот под административно-хозяйственными обязанностями понимаются обязанности по управлению или распоряжению государственным, коллективным или частным имуществом (установление порядка его хранения, переработки, реализации обеспечения контроля за этими операциями и т. п.). То есть к кругу должностных лиц, судя по положениям письма № 1332, можно отнести немало работников разных должностей. Это и руководители предприятий, и их заместители, и руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделами, лабораториями, кафедрами и т. п.) со своими заместителями, и лица, руководящие участками работ (мастера, прорабы, бригадиры и т. п.), и начальники планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб и т. п. Но вот только мы не думаем, что в контексте Закона № 1255 всех этих лиц нужно считать должностными. Так, судя по изменениям, внесенным Законом № 1255 в ч. 3 ст. 99 ГК и ч. 3 ст. 51 Закона об акционерных обществах, считаем, что под должностными лицами в контексте Закона № 1255 законодатель имел в виду только членов исполнительных органов хозяйственных обществ (например, директора, генерального директора, президента, членов правления) и членов наблюдательного совета акционерных обществ*. Поскольку письмо № 1332, как и все письма министерств, других центральных органов исполнительной власти, не является нормативно-правовым актом, а имеет только разъяснительный, информационный характер, считаем неприемлемой такую широкую трактовку понятия «должностное лицо» для целей Закона № 1255.

* Кстати, о том, что должностными лицами органов акционерного общества являются, в том числе, председатель и члены наблюдательного совета и исполнительного органа, говорится в п. 15 ч. 1 ст. 2 Закона об акционерных обществах.

Отметим, что изменения в ч. 3 ст. 99 ГК подтверждают наш вывод о том, что полномочия должностного лица могут быть прекращены в любой момент**: «полномочия члена исполнительного органа могут быть в любое время прекращены». Хотя здесь же законодатели добавляют, что такое должностное лицо, как член исполнительного органа, вместо увольнения может быть временно отстранено от выполнения своих полномочий. Отметим, что в предыдущей редакции ч. 3 ст. 99 ГК содержались более мягкие условия увольнения таких должностных лиц. Они звучали так: «члены исполнительного органа могут быть в любое время отстранены от выполнения своих обязанностей, если в учредительных документах не определены основания устранения членов исполнительного органа от выполнения своих обязанностей». То есть должностные лица могли оградить себя от нежелательного увольнения, прописав исключительные основания для увольнения в учредительных документах. Теперь такое не пройдет. Какие бы там кто ни нарисовал основания для увольнения должностных лиц, от увольнения их это уже не убережет. Но, собственно, и прописывать такие основания в учредительных документах теперь вообще нет смысла. Поэтому лицам, желающим стать должностными лицами в том понимании этого термина, которое мы приводили выше, нужно сначала сто раз подумать, стоит ли им впрягаться в эту упряжку, зная, что в любое время их могут снять с этой должности путем прекращения их полномочий.

** Еще один аргумент в пользу этого — пояснительная записка к проекту Закона № 1255, в которой изменения в ст. 41 КЗоТ его авторы связывают с обеспечением возможности расторжения трудового договора без приведения оснований при прекращении полномочий должностных лиц.

Но не поскупились наши законодатели капнуть во всю эту бочку дегтя ложечку меда. Так, в качестве компенсации для защиты интересов должностных лиц определен законодательно установленный уровень выходного пособия при расторжении трудового договора в связи с прекращением полномочий должностного лица в размере не менее средней заработной платы за 6 месяцев*. Теперь это прописано в ст. 44 КЗоТ.

* Средняя заработная плата исчисляется в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.

А теперь поговорим о следующем, не менее важном моменте — материальной ответственности должностных лиц.

Так, до изменений, которым подвергся КЗоТ благодаря Закону № 1255, все без исключения работники несли материальную ответственность за вред, причиненный предприятию, учреждению, организации по их вине при выполнении трудовых обязанностей, в размере прямого действительного вреда, но не более своего среднего месячного заработка. Но законодателям, очевидно, такая степень ответственности по отношению к должностным лицам показалась слишком мягкой. Поэтому в эту норму КЗоТ (ч. 1 ст. 132) они решили приписать «кроме работников, являющихся должностными лицами». То есть, по сути, теперь ответственность должностных лиц является неограниченной, кроме определенных случаев, указанных в п. 2 ст. 133 КЗоТ. Так, ограниченную материальную ответственность несут только руководители предприятий, учреждений, организаций и их заместители, а также руководители структурных подразделений на предприятиях, в учреждениях, организациях и их заместители в размере нанесенного по их вине вреда, но не более своего среднего месячного заработка, если вред предприятию нанесен:

— излишними денежными выплатами работникам;

— неправильной постановкой учета и хранения материальных, денежных или культурных ценностей;

— непринятием необходимых мер к предотвращению простоев.

Кстати, Законом № 1255 законодатели умуд-рились убрать из п. 2 ст. 133 КЗоТ такие случаи, как выпуск недоброкачественной продукции, хищение, уничтожение и порча материальных, денежных или культурных ценностей. Теперь за все это придется отвечать «по полной».

Да и это еще не все. Наши законодатели решили возложить на должностных лиц еще и ответственность за не полученную предприятием, учреждением, организацией прибыль. Теперь освобождение от такой ответственности продолжает действовать для всех работников предприятия, кроме должностных лиц. Правда, о том, как определить размер неполученной прибыли, от законодателей — ни слова. То есть законом механизм его определения не установлен. А это значит, что каждый субъект хозяйствования будет определять его своими методами, и насколько такие суммы будут обоснованы, ответственному должностному лицу останется разве что догадываться…

Отметим, что теперь нет смысла прописывать степень ответственности должностных лиц в учредительных или других документах предприятия. Это им уже не поможет. Об этом свидетельствует исключение ответственности членов наблюдательного совета из перечня условий, которые могут быть определены уставом общества, положением о наблюдательном совете акционерного общества, а также гражданско-правовым или трудовым договором (контрактом), который заключается с членом наблюдательного совета. Такие условия были приведены в ч. 3 ст. 51 Закона об акционерных обществах. Также упоминания о том, что ответственность должностных лиц может быть определена в учредительных документах хозяйственного общества, убрали из ч. 4 ст. 89 ХК. Следовательно, теперь должностные лица отвечают за вред, нанесенный ими хозяйственному обществу, исключительно в пределах и в порядке, предусмотренных законом. Все это, по мнению наших законодателей, сделает невозможным избежание или уменьшение ответственности должностных лиц путем включения соответствующих положений в учредительные документы, внутренние положения или договоры.

Наши законодатели лелеют надежды, что благодаря Закону № 1255 Украина уже в следующем ежегодном рейтинговом исследовании Мирового банка «Ведение бизнеса» сможет занять более достойное место. Мы искренне желаем этого нашей матушке-Украине, которой, очевидно, нелегко будет залечивать раны, появившиеся в последнее время на ее хрупком, нежном теле.

 

Наталья Чернышова

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц