Темы статей
Выбрать темы

Организация учета затрат вспомогательных производств

налоговые эксперты Товстопят Юрий, Чернышова Наталья

Как правило, вспомогательные производства по своему экономическому содержанию похожи на общепроизводственные службы. Вы спросите: «Чем?». Хотя бы тем, что нацелены они на деятельность, необходимую для обслуживания производства. Выделение вспомогательного производства в самостоятельный вид осуществляют в тех случаях, когда объем работ настолько велик, что требует вычленения самостоятельного подразделения. Например, ремонт станков осуществляют не внутри цеха, а силами ремонтного цеха, доставку материалов осуществляют не силами службы снабжения, а самостоятельным автохозяйством и т. д.

Организационная обособленность и наличие работ на сторону означают необходимость калькулирования себестоимости единицы объема работ. При этом затраты вспомогательных производств распределяют на себестоимость основной продукции не пропорционально некоторой условной базе распределения (как это делают для общепроизводственных расходов). А как же тогда? Прямым счетом путем умножения натурального объема потребленных ресурсов на себестоимость этих ресурсов.

 

общие вопросы организации учета расходов

 

При организации учета затрат вспомогательного производства устанавливают:

— перечень вспомогательного, побочного и других видов производства, по которым ведут раздельный учет затрат;

— перечень статей учета затрат и состав расходов, включаемых в каждую статью по каждому производству;

— объекты калькулирования себестоимости продукции и услуг, а также способы включения затрат вспомогательного производства в издержки основного производства предприятия и др.

Кроме того, решают вопросы учета и распределения расходов по организации производства и управлению.

Определяя перечень видов вспомогательного производства, по которым следует вести учет, необходимо иметь в виду, что если производство небольшое и затраты незначительны, то их можно учитывать непосредственно в составе соответствующих накладных (общепроизводственных) расходов основного производства.

При этом подробный перечень затрат по каждой статье учета предприятие определяет самостоятельно. Расходы по организации производства и управлению учитывают раздельно по каждому производству. Между видами продукции их распределяют при помощи способов, установленных в распорядительных документах предприятия. Вопросы калькулирования также решают по усмотрению предприятия.

Имейте в виду: многие вопросы организации учета вспомогательных производств, например учета основных затрат, общепроизводственных расходов, контроля производственных потерь, сводного учета, решают примерно так, как и в основном производстве.

Организация учета затрат начинается с определения состава основного и вспомогательного производства на предприятии, выбора объектов калькулирования (см. c. 3) и методов учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (см. с. 11) в каждом из цехов.

Если цеха основного производства непосредственно занимаются изготовлением продукции, реализуемой на сторону, то вспомогательное производство призвано обслуживать основное производство. Затраты вспомогательного производства на выпуск продукции, выполнение работ и услуг для основного производства нужно распределить и включить в себестоимость соответствующих видов продукции основного производства или отнести в состав общепроизводственных и административных расходов, расходов на сбыт, прочих расходов операционной деятельности в зависимости от функционального назначения расходов.

При этом отпуск продукции, выполнение работ и предоставление услуг вспомогательными производствами основному производству, другим вспомогательным производствам предприятия, для административных и сбытовых нужд, непроизводственных целей осуществляют по фактической производственной себестоимости. Соответствующую часть административных расходов и расходов на сбыт учитывают для определения цены только на ту часть продукции и услуг, которую отпускают на сторону другим предприятиям.

Для определения себестоимости продукции, работ и услуг вспомогательных производств необходимо знать общие стоимостные затраты на их выпуск и объем предоставленных услуг в количественном измерении в целом и по направлениям. Так, в паросиловых, компрессорных, энергетических и других цехах объем выработанной и отпущенной продукции определяют по показаниям счетчиков, а также на основе технических расчетов. Объем выполненных работ ремонтно-механического цеха определяют по данным актов приемки работ, а транспортного — по данным массы груза и расстояния перевозок, указываемых в путевых листах. Количество продукции, изготовленной инструментальным цехом, определяют по накладным, которыми оформляют поступление инструментов и приспособлений на склад.

Калькулирование себестоимости продукции цехов вспомогательных производств осуществляют методами, рассмотренными на с. 11. При этом в разных производствах можно применять различные методы.

Для обобщения информации о затратах на производство в соответствии с Планом счетов используют счет 23 «Производство». Для учета затрат вспомогательных производств в пределах этого счета рекомендуем открыть отдельный субсчет «Вспомогательные производства». Аналитический учет по этому субсчету необходимо вести по каждому отдельному цеху (участку, производству). Это может быть субсчет второго порядка или учет без открытия дополнительных субсчетов (исходя из особенностей избранного метода учета затрат на производство (например, в разрезе заказов, видов продукции и т. п.).

 

особенности организации учета затрат вспомогательных производств

 

В первую очередь предлагаем вам рассмотреть учет затрат во вспомогательных производствах, выпускающих однородную продукцию. В таких производствах затраты учитывают только по калькуляционным статьям. Себестоимость единицы продукции при этом исчисляют делением суммы затрат на производство за месяц на число единиц выработанной продукции. Отметьте: из общего количества продукции (каждого вида) исключают потребленную в течение месяца продукцию на собственные нужды. То есть в данном случае применяют однопередельный (простой) метод калькулирования.

Простой метод учета затрат и калькулирования себестоимости может применяться, например, в энергетических цехах. При этом следует учитывать, что в энергетических цехах промышленных предприятий есть, как правило, несколько участков (отделений), вырабатывающих определенный вид энергии. Учет затрат при этом ведут отдельно по каждому из таких участков. Затраты на содержание заводских энергетических коммуникаций (сетей) относят на себестоимость соответствующего вида энергии.

Важный момент: общепроизводственные расходы во вспомогательных цехах учитывают непосредственно на аналитических субсчетах, открываемых для каждого из таких производств, к субсчету «Вспомогательные производства» счета 23 «Производство». То есть не на счете 91 «Общепроизводственные расходы»! Его в данном случае не используют, поскольку эти расходы здесь являются прямыми.

Приведем пример определения стоимости электроэнергии, переданной электроподстанцией.

Пример. Затраты на содержание электроподстанции составили за месяц 42024 грн.

Всего за месяц получено электроэнергии 1095 тыс. кВт/ч. Потребили на нужды самой электроподстанции 65 тыс. кВт/ч.

Себестоимость передачи 1 тыс. кВт/ч электроэнергии составляет: 42024 : (1095 - 65) = 40,80 (грн.).

 

Услуги вспомогательных цехов, выполненные для других подразделений предприятия, необходимо соответствующим образом распределить. Осуществляют такое распределение на основании выбранной базы.

Распределенные затраты вспомогательных производств группируют в ведомостях по потребителям продукции. По их данным производят записи на счетах по списанию затрат вспомогательных производств.

С производствами, выпускающими однородную продукцию, разобрались, самое время перейти к вещам немного более сложным.

 

особенности организации учета затрат во вспомогательных производствах, выпускающих разнородную продукцию

 

Если во вспомогательных цехах вырабатывают разнородную продукцию, то учет затрат нужно вести по видам продукции или отдельным работам, а внутри них — по статьям затрат.

В ремонтно-механических цехах учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, как правило, осуществляют позаказным методом в разрезе заказов по статьям затрат. Заказы открывают на каждый ремонтируемый объект. При этом методе учета себестоимостью продукции является сумма затрат, учтенных по заказу. На ряде предприятий в учете капитального ремонта оборудования успешно применяют принципы нормативного метода. Связано это с тем, что обилие заказов на ремонты не всегда обеспечивает правильность отнесения на каждый из них затрат на материалы и зарплату.

Нормативную себестоимость ремонта механического оборудования (металлорежущего, подъемно-транспортного и др.) устанавливают на единицу ремонтной сложности, энергетического же — на соответствующие объекты ремонта (электрооборудование станков, кранов и т. д.). Отклонения фактической себестоимости ремонта от нормативной относят только на законченные объекты. Незавершенное производство в свою очередь оценивают лишь по нормативной стоимости.

Фактические затраты за месяц по годовому заказу на выполнение ремонтных работ ежемесячно (даже если работы полностью не завершены) списывают на затраты цеха-заказчика.

Инструментальные цеха промышленных предприятий характеризуются мелкосерийным производством и коротким производственным циклом. Учет затрат на производство в этих цехах организуют по позаказному или нормативному методу. Отдельные заказы при этом открывают либо на каждую партию инструмента и приспособлений, либо на серию изготовляемого инструмента — по заказам или партиям изготовляемого инструмента.

Сводный учет затрат на производство в инструментальных цехах ведут по группам однородных изделий и статьям затрат с подразделением на расходы по нормам и отклонениям от норм. Фактическую себестоимость исчисляют путем умножения плановой (нормативной) себестоимости на коэффициент (индекс) отклонений, установленный по группам изделий и статьям расходов.

Вспомогательные производства на промышленных предприятиях, как правило, связаны между собой предоставлением встречных услуг. Так, транспортный цех предоставляет услуги по перевозкам всем цехам вспомогательных производств, а сам пользуется услугами и продукцией ремонтно-механического, энергетического и других цехов.

Взаимное обслуживание цехов вспомогательных производств определяет особенности и порождает трудности в исчислении себестоимости их продукции, работ и услуг. В этих случаях общие затраты и себестоимость единицы продукции того или иного цеха можно определить тогда, когда будет предварительно определена себестоимость взаимных услуг. Например, при взаимосвязи «транспортный цех — ремонтный цех» для исчисления себестоимости работ ремонтного цеха необходимо знать себестоимость услуг по транспортировке. Для определения себестоимости транспортных услуг надо знать себестоимость выполненных работ ремонтного цеха.

При этом возможно применение следующих методов проведения калькулирования:

1. Метод последовательного распределения;

2. Метод одновременного распределения.

Если используют метод последовательного распределения, калькулирование расходов начинают с тех цехов, которые меньше всего потреб-ляют услуг других основных и вспомогательных производств. Только после этого калькулируют расходы цехов, потребляющих расходы этих (уже «прокалькулированных») цехов. Это делают с той целью, чтобы более-менее достоверно определить в конечном итоге себестоимость производства продукции (работ, услуг).

Последовательность калькулирования при этом осуществляют в таком порядке:

1) «Энергетический цех»;

2) «Транспортный цех»;

3) «Ремонтно-механический цех»;

4) «Природоохранные сооружения»;

5) «Цехи основного производства».

При использовании метода одновременного распределения возникает необходимость составления и решения систем алгебраических уравнений с двумя неизвестными.

Учитывая сложность такого рода расчетов, оценку взаимных услуг одного из взаимосвязанных производств производят условно по плановой себестоимости отчетного года либо по фактической себестоимости предыдущего года (месяца).

Существует несколько вариантов применения плановых показателей при формировании затрат вспомогательных цехов. Предположим, транспортный и ремонтный цеха оказывают друг другу услуги. В этом случае плановые показатели могут устанавливаться следующим образом:

1. Устанавливают плановую (нормативную) стоимость услуг, предоставляемых цехом. То есть в состав общепроизводственных расходов, например, ремонтного цеха, включают плановую себестоимость услуг транспортного цеха.

2. Устанавливают плановую (нормативную) цену единицы предоставляемых услуг. В этом случае стоимость услуг, предоставляемых транспортным цехом ремонтному, определяют исходя из фактического количества и плановой (нормативной) цены.

3. Устанавливают плановый процент (или плановую сумму) общепроизводственных расходов по цеху, который предоставляет услугу. То есть стоимость услуг транспортного цеха формируют исходя из плановой величины общепроизводственных расходов.

Плановые (нормативные) показатели, применяемые для определения стоимости услуг вспомогательных цехов, могут устанавливать на уровне фактического значения предыдущего месяца.

Далее ознакомьтесь с примером расчета затрат вспомогательных производств при взаимном обслуживании способом установления плановой цены единицы предоставляемых услуг.

 

Пример. Для расчета приняты следующие условные данные:

1. Фактические затраты ремонтно-механического цеха (без стоимости услуг транспортного цеха) в отчетном периоде составили 98598 грн., затраты транспортного цеха (без стоимости услуг ремонтно-механического цеха) за этот же период — 136847 грн.

2. Произведены работы ремонтно-механическим цехом — 9000 ремонто-часов; из них 200 ремонто-часов — для транспортного цеха.

3. Выполнено работ транспортным цехом в объеме 10300 машино-часов, из них для ремонтно-механического цеха — 30 машино-часов.

4. Плановая себестоимость 1 машино-часа составляет 13,40 грн.

Определение и списание себестоимости работ по взаимному обслуживанию производств производят в следующем порядке:

1. Списывают стоимость услуг транспортного цеха, произведенных для ремонтно-механического по плановой себестоимости в сумме 402 грн. (30 машино-часов х 13,40 грн.).

2. Определяют общую фактическую себестоимость ремонтных работ в сумме 99000 грн. (98598 грн. + 402 грн.). Исходя из этого фактическая себестоимость 1 ремонто-часа равна 11 грн. (99000 грн. : 9000 ремонто-часов).

3. Списывают стоимость ремонтных работ по фактической себестоимости, отпущенную:

а) транспортному цеху — 2200 грн. (11 грн. х 200 ремонто-часов);

б) другим цехам — 96800 грн. (11 грн. х 8800 ремонто-часов, или 99000 грн. - 2200 грн.), где 8800 ремонто-часов составляют разницу между 9000 ремонто-часов выполненных работ в целом и 200 ремонто-часов выполненных работ для транспортного цеха.

4. Определяют и списывают фактическую себестоимость работ, выполненных транспортным цехом для прочих цехов: 138645 грн. (136847 грн. - 402 грн. + 2200 грн.) и фактическую себестоимость 1 машино-часа работ — 13,50 грн. (138645 грн. : (10300 машино-часов - 30 машино-часов)).

Во вспомогательных производствах, вырабатывающих неоднородную продукцию, общепроизводственные расходы отражают согласно установленной предприятием номенклатуре на счете 91 «Общепроизводственные расходы». В конце месяца их списывают в порядке распределения на субсчет «Вспомогательные производства».

Субсчет «Вспомогательные производства» в конце месяца закрывают. Все затраты, собранные в его дебете, без остатка распределяют по счетам. Дебетовое сальдо (незавершенное производство) может оставаться только по субсчетам ремонтно-механического и инструментального цехов.

Это — все, что мы хотели рассказать вам о затратах вспомогательных производств. Далее вашему вниманию следующий вопрос.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше