Темы статей
Выбрать темы

Учитель-логопед преподает индивидуально: действуют ли его «служебные» звания

Клименко Антонина, начальник Управления социально-экономической защиты ЦК Профсоюза работников образования и науки Украины
Распространяются ли квалификационная категория и педагогическое звание, присвоенные учителю-логопеду, на часы индивидуальных занятий с учащимся общеобразовательной школы, уровень интеллекта которого соответствует легкой умственной отсталости?

Согласно приложению к приказу Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины «Об утверждении квалификационных характеристик профессий (должностей) педагогических и научно-педагогических работников учебных заведений» от 01.06.2013 г. № 665* учитель-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог) планирует и проводит учебную, воспитательную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу с детьми, имеющими недостатки в физическом или умственном развитии; обеспечивает условия для усвоения ими соответствующих учебных и коррекционно-развивающих программ с учетом нарушений, возрастных, индивидуальных особенностей детей; способствует их социальной реабилитации и адаптации, профориентации. Учитель-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог) должен иметь полное высшее педагогическое образование по специальности «Коррекционное образование (по нозологиям)» (логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика).

* Мы информировали читателей о том, что этот приказ утратил силу (см. «ОТ», 2014, № 21, с. 3). Но поскольку сейчас альтернативы данному нормативному документу нет, специалисты ЦК Профсоюза настаивают на его применении как ориентира для определения квалификационных требований к педработникам. — Примеч. ред.

Аналогичная норма предусмотрена п. 4.1 Типового положения об аттестации педагогических работников, утвержденного приказом МОН от 06.10.2010 г. № 930, которым установлено, что учителя-дефектологи (логопеды, сурдопедагоги, тифлопедагоги, олигофренопедагоги) должны иметь полное высшее педагогическое образование по специальности дефектология (логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика) или коррекционное образование (по нозологиям).

Индивидуальное обучение осуществляется педагогическими работниками, имеющими соответствующее педагогическое образование, их кандидатуры утверждаются приказом директора учебного заведения (п. 2.7 Положения об индивидуальной форме обучения в общеобразовательных учебных заведениях, утвержденного приказом МОН от 20.12.2002 г. № 732).

Типовым учебным планом начальной школы для умственно отсталых детей специальных общеобразовательных учебных заведений для детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития (начальная школа), утвержденным приказом МОН от 28.01.2014 г. № 80, предусмотрено, что содержание коррекционно-развивающих занятий реализуется через учебный предмет «Развитие речи», который должны проводить учителя-дефектологи и учителя-логопеды.

Важно! Квалификационная категория и педагогическое звание, присвоенные по должности учителя-логопеда, который проводит индивидуальные занятия по развитию речи с учащимся общеобразовательного учебного заведения с умственной отсталостью, должны распространяться на часы педагогической нагрузки по этому предмету независимо от места работы педработника.

В соответствии с указанным Типовым учебным планом изучением учебных предметов «Трудовое обучение» и «Изобразительное искусство» обеспечивается реализация образовательных отраслей «Технологии» и «Искусство».

Как указано в Государственном стандарте начального общего образования для детей с особыми образовательными потребностями, утвержденном постановлением КМУ от 21.08.2013 г. № 607, каждая образовательная отрасль предусматривает обязательную коррекционно-развивающую работу. Оптимальный уровень общеобразовательной подготовки детей с особыми образовательными потребностями обеспечивается путем усвоения содержания образовательных отраслей в сочетании с проведением коррекционно-развивающей работы.

Поэтому при наличии соответствующего образования квалификационная категория и педагогическое звание, присвоенные по должности учителя-логопеда, который проводит индивидуальные занятия по трудовому обучению и изобразительному искусству с учащимся с умственной отсталостью по программе начального общего образования для детей с особыми образовательными потребностями, могут распространяться на часы педагогической нагрузки по этим предметам.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше