26.03.2015

Бюджетно-зарплатный барьер в I квартале 2015 года: читаем между законодательных строк

Законодатель при определении зарплатного барьера в 2015 году ограничился тремя абзацами. А вот на практике одних вопросов по применению этих норм уже больше чем на три страницы! Поверьте, такая цифра родилась не сама по себе, ведь об этом мы с точностью можем судить после проведения вебинара (см. «ОТ», 2015, № 5, с. 7). У нас готовы ответы! Прежде чем к ним перейти, спешим вас обрадовать — такие трудности для бухгалтеров уже позади, поскольку с 01.04.2015 г. зарплатный барьер по Закону № 76 не действует*. Но это не отменяет проблем, с которыми столкнулись бухгалтеры в I квартале 2015 года во время действия зарплатного ограничения… Чтобы ошибки прошлого не преследовали вас, в сегодняшних экспресс-консультациях читайте ответы на вопросы о применении законодательного зарплатного барьера, оставшиеся за кадром после проведения вебинара.

* Законом Украины от 02.03.2015 г. № 213-VIII признан утратившим силу п. 10 разд. III Закона № 76. Как раз в этой норме и говорится о максимальном размере месячной зарплаты работников, в частности, бюджетных учреждений. Все подробности см. на с. 3 этого номера.

 

«Урезали» зарплату до 8526 грн.: предупреждать ли работника

Ежемесячно начисляемая зарплата работника (за полностью отработанный месяц) превышает 8526 грн. Поэтому уже третий месяц, как мы ее уменьшаем для выполнения требования о зарплатном ограничении. Нужно ли было предупреждать работника о таком «урезании» зарплаты?

 

Вопрос вполне резонный! Вначале скажем буквально несколько слов о предупреждении, указанном в вопросе. Дело в том, что ч. 3 ст. 32 КЗоТ предписывает работодателю уведомить своих работников об изменении существенных условий труда, в том числе и в случае уменьшения размеров оплаты труда. Вторит этой норме и ч. 2 ст. 29 Закона об оплате труда. При этом сообщить об изменениях в оплате труда необходимо не позднее чем за два месяца до даты фактических преобразований.

Теперь принимаем во внимание норму, описывающую само зарплатное ограничение — абз. 1 п. 10 разд. III «Заключительные положения» Закона № 76. В ней нет абсолютно никаких предписаний по поводу уведомления, как нет и ссылки на существующий или ожидаемый подзаконный документ.

Выходит, что норма о зарплатном барьере — норма прямого действия. То есть ее следует выполнять, не дожидаясь дополнительных нормативных документов. Более того, нормотворцы не оставили зазора времени для уведомления не позднее чем за два месяца — Закон № 76 датирован 28 декабря 2014 года, а применять его нужно было уже с 1 января 2015 года.

На этих основаниях и делаем вывод: уведомлять за два месяца об уменьшении зарплаты для выполнения требования о зарплатном ограничении не нужно. Такое заключение справедливо и для зарплатного ограничения, введенного постановлением № 43 (см. «ОТ», 2015, № 4, с. 4).

 

Начисления при увольнении: какие выплаты учесть в 8526 грн.

Проводим окончательный расчет с работником, который увольняется. Кроме зарплаты за фактически отработанное время, ему начисляем: компенсацию за неиспользованный ежегодный отпуск и соцотпуск на детей, выходное пособие. Учитывать ли указанные виды выплат для сравнения начисленной зарплаты с зарплатным максимумом (8526 грн.)?

Прежде всего отметим: в месяце, который работник не отработал полностью, зарплатное ограничение определяют пропорционально отработанному времени. О том, как провести такой расчет, мы писали в консультации «7 минзарплат — ограничение для всех бюджетников» // «ОТ», 2015, № 4, с. 9. Так вот, описанное определение зарплатного ограничения справедливо и для сравнения с начисленной зарплатой в месяце, частично отработанном из-за увольнения.

Теперь переходим к выплатам, указанным в вопросе. Действительно, при расторжении трудового договора с работником проводят окончательный расчет. То есть, по сути, выплачивают все суммы, причитающиеся ему. Но вот в чем загвоздка — в абз. 1 п. 10 разд. III «Заключительные положения» Закона № 76 содержится исчерпывающий перечень выплат, не учитываемых в начисленной зарплате для сравнения с зарплатным ограничением (см. список в «ОТ», 2015, № 4, с. 9). Компенсации за неиспользованный отпуск, равно как и выходного пособия, среди них нет.

Однако точку на этом ставить рано. Дело в том, что выплата компенсации за неиспользованный отпуск является гарантированной выплатой (ст. 24 Закона об отпусках). Поэтому считаем: компенсацию за неиспользованный отпуск (за ежегодный отпуск, соцотпуск на детей), выплачиваемую при увольнении, нельзя включать в сумму начисленной зарплаты для сравнения с зарплатным ограничением. Также не включаем в размер указанной зарплаты сумму компенсации за неиспользованный ежегодный отпуск, выплачиваемую без увольнения*.

 

* Напоминаем: компенсацию за неиспользованные дни соцотпуска на детей выплачивают только при расторжении трудовых отношений. Обо всех подробностях читайте в «ОТ», 2014, № 22, с. 27.

 

Выходное пособие — также законодательная гарантия (ст. 44 КЗоТ). Более того, согласно Инструкции № 5 эта выплата вообще находится вне фонда оплаты труда. Наш вердикт: сумма выходного пособия также «выпадает» из начисленной зарплаты при ее сравнении с зарплатным ограничением.

 

Начислена квартальная премия: в каком месяце ее включить в зарплатное ограничение

В нашем учреждении выплачивают премии по итогам квартала. Сейчас будем начислять такую премию за I квартал 2015 года. При этом уже понятно, что у некоторых работников ее начисление приведет к превышению общей начисленной суммы зарплаты в марте 2015 года. Можно ли распределить квартальную премию по месяцам для целей определения зарплатного ограничения?

Нет, в данном случае распределять квартальную премию по месяцам нельзя. Поясним почему.

Дело в том, что квартальную премию будут выплачивать за счет фонда оплата труда определенного месяца (в приведенной ситуации — марта) без каких-либо распределений по месяцам. Исходя из этого и делаем вывод: вся начисленная сумма квартальной премии должна попадать в размер начисленной зарплаты за март. После чего весь размер начисленной зарплаты уже с учетом квартальной премии сравнивают с зарплатным ограничением.

Есть превышение? В таком случае однозначно стоит уменьшить размер премии или же вообще отказаться от ее выплаты. Причина тут одна: премия — необязательная выплата и носит исключительно стимулирующий характер. Также не забывайте, что в условиях тотальной экономии бюджетных средств к вопросу предоставления премий нужно подходить осмотрительно, поскольку норма п. 14 Мероприятий № 65 остается действующей.

 

ПРЕМИЯ В МЕСЯЦЕ, в котором НЕТ ОТРАБОТАННЫХ ДНЕЙ

В марте 2015 года начисляем работнику премию по итогам февраля. Весь март он находится в ежегодном отпуске. Как применить зарплатное ограничение, если по факту в марте 2015 года, кроме премии, других начислений у работника нет (отпускные выплатили в составе зарплаты за февраль 2015 года) и нет отработанных дней?

Зарплатное ограничение определяем пропорционально фактически отработанному времени в месяце, который работник отработал не полностью (находился в отпуске, на больничном). Это общий подход, упомянутый нами ранее.

Однако фактически его можно применить в случае, когда есть начисления зарплаты и хотя бы один отработанный день. Выходит, что в полностью неотработанном месяце такой подход применять нельзя. Поэтому в случае, когда в месяце есть начисление премии и нет отработанных дней, начисленную работнику сумму премии следует сравнивать с 8526 (12180) грн. То есть тут не применяется пропорциональный расчет зарплатного ограничения.

Редакция газеты «Оплата труда»
благодарит
Аллу ЛИТВИН,
заместителя директора Департамента по вопросам
государственного регулирования
заработной платы и условий труда — начальника отдела государственного регулирования заработной платы в бюджетной сфере, за помощь в подготовке ответов на вопросы

Использованные документы

КЗоТ Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

Закон об оплате труда — Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.

Закон об отпусках — Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.

Закон № 76 — Закон Украины «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» от 28.12.2014 г. № 76-VІІІ.

Постановление № 43 — постановление КМУ «Вопросы оплаты труда членов Кабинета Министров Украины, руководителей центральных органов исполнительной власти и других государственных органов в 2015 году» от 14.02.2015 г. № 43 (см. в «ОТ», 2015, № 4, с. 4).

Мероприятия № 65 — Мероприятия по экономному и рациональному использованию государственных средств, приведенные в приложении к постановлению КМУ от 01.03.2014 г. № 65.

Инструкция № 5 — Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. № 5.