Темы статей
Выбрать темы

Ассистент учителя ОУЗ с инклюзивным и интегрированным обучением: изучаем переходные моменты

Ткаченко Оксана, начальник отдела труда и нормативно-информационного обеспечения Департамента экономики и финансирования
В 2012 году общеобразовательному учебному заведению с инклюзивным обучением требовался ассистент учителя. Однако на тот момент вопрос с должностным окладом для указанной должности не был урегулирован на нормативном уровне. Поэтому мы воспользовались рекомендациями МОН и ввели в штат должность воспитателя вместо ассистента учителя. При этом воспитателю как специалисту I квалификационной категории был установлен 11-й тарифный разряд. Сейчас появилась «вилка» должностных окладов для ассистента учителя. Необходимо ли в связи с этим переименовать ранее введенную должность воспитателя на должность ассистента учителя?

В общеобразовательных учебных заведениях (далее — ОУЗ) создаются условия по обеспечению инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями (детей с недостатками физического и психологического развития, в том числе детей-инвалидов). Порядок организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях утвержден постановлением КМУ от 15.08.2011 г. № 872. В п. 14 этого Порядка указано: личностно ориентированное направление учебно-воспитательного процесса обеспечивает ассистент учителя.

Введение такой должности в штат ОУЗ закреплено в Типовых штатных нормативах общеобразовательных учебных заведений, утвержденных приказом МОН от 06.12.2010 г. № 1205 (далее — Типовые штаты): в школах, где вводится инклюзивное обучение, может вводиться должность воспитателя (ассистента учителя) для работы с учащимися, у которых есть недостатки умственного или физического развития из расчета 0,5 ставки на класс, в котором обучаются такие дети.

В 2012 году в результате изменений, внесенных постановлением КМУ от 18.07.2012 г. № 635, должность ассистента учителя ОУЗ с инклюзивным и интегрированным обучением отнесена к должностям педагогических работников (см. Перечень должностей педагогических и научно-педагогических работников, утвержденный постановлением КМУ от 14.06.2000 г. № 963). Кроме того, было установлено, что работник, работающий на этой должности, как педагог имеет право на ежегодный основной отпуск продолжительностью 56 календарных дней (см. приложение к Порядку предоставления ежегодного основного отпуска продолжительностью до 56 календарных дней, утвержденному постановлением КМУ от 14.04.97 г. № 346).

Несмотря на это, до недавнего времени тарифные разряды для ассистента учителя ОУЗ с инклюзивным и интегрированным обучением не были определены на нормативном уровне. Важно! МОНмолодежьспорта в письме от 28.09.2012 г. № 1/9-694 рекомендовало вводить в штат ОУЗ с инклюзивным обучением должность воспитателя вместо должности ассистента учителя. Обоснование: Типовые штаты допускают введение в штат ОУЗ с инклюзивным обучением должность воспитателя или ассистента учителя.

При этом воспитателю ОУЗ устанавливают должностной оклад на уровне: специалиста без категории — 8 — 9-го тарифных разрядов, II категории — 10-го тарифного разряда, I категории — 11-го тарифного разряда, высшей категории — 12-го тарифного разряда ( приложение 6 к приказу МОН от 26.09.2005 г. № 557, далее — приказ № 557).

С 21.07.2015 г. действует постановление КМУ от 08.07.2015 г. № 479, которым внесены изменения в приложение 2 к постановлению КМУ от 30.08.2002 г. № 1298. В данный момент Министерством подготовлен проект приказа о внесении соответствующих изменений в приказ № 557, который находится на согласовании у заинтересованных министерств и ведомств. Как раз указанными изменениями и определены тарифные разряды для ассистента учителя ОУЗ с инклюзивным и интегрированным обучением. Так, им должностной оклад устанавливают на уровне 8 — 10-го тарифных разрядов. При этом таким ассистентам не предусмотрено присвоение квалификационных категорий. Конкретный тарифный разряд (в рамках 8 — 10-го тарифных разрядов) ассистенту устанавливают по результатам аттестации*.

* Ассистент учителя ОУЗ с инклюзивным и интегрированным обучением как педработник должен проходить обязательную аттестацию. Основание — п. 1.1 Типового положении об аттестации педагогических работников, утвержденного приказом МОН от 06.10.2010 г. № 930, где указано, что аттестацию проходят все педработники. — Примеч. ред.

Как видим, регламентированные тарифные разряды для должности ассистента учителя ниже,чем тарифные разряды для должности воспитателя.

Обратите внимание! Если руководство ОУЗ с инклюзивным обучением еще раньше приняло решение о введение в штат должности воспитателя вместо должности ассистента учителя, то после урегулирования вопроса об оплате труда такого ассистента нет необходимости переименовывать должность воспитателя на должность ассистента учителя.

Такой вывод основывается на нормах Типовых штатов, где предоставлена альтернатива по введению указанных должностей.

В случае принятия администрацией ОУЗ решения о рассмотренном переименовании должностей следует помнить о важных сопутствующих моментах: привести в соответствие тарифные разряды (должностные оклады), пересмотреть педнагрузку на ставку**, а также провести все процедуры, связанные с изменением существенных условий труда ( ч. 3 ст. 32 КЗоТ).

** Педагогическая нагрузка на ставку для воспитателя ОУЗ составляет 30 часов в неделю, а для ассистента учителя инклюзивных классов ОУЗ — 25 часов в неделю ( абз. 10 ч. 1 ст. 25 Закона Украины «Об общем среднем образовании» от 13.05.99 г. № 651-XIV).

Если в дальнейшем в ОУЗ принимается новый работник, который будет выполнять обязанности ассистента учителя с инклюзивным и интегрированным обучением, то тут уже целесообразно рассмотреть вопрос о введении в штат именно должности такого ассистента (с выведением должности воспитателя).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше