Темы статей
Выбрать темы

О дополнительном отпуске за стаж госслужбы за период военной службы

Министерство социальной политики Украины
Письмо от 16.11.2016 г. № 691/13/116-16

Департамент заработной платы и условий труда рассмотрел ваше обращение и сообщает.

В соответствии со статьей 119 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) за работниками, призванными на срочную военную службу, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период или принятыми на военную службу по контракту в случае возникновения кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности, объявления решения о проведении мобилизации и (или) введении военного положения сроком до окончания особого периода или до дня фактической демобилизации, сохраняются место работы, должность и средний заработок на предприятии, в учреждении, организации, фермерском хозяйстве, сельскохозяйственном производственном кооперативе независимо от подчиненности и формы собственности и у физических лиц — предпринимателей, у которых они работали на время призыва.

В соответствии с п. 3 Порядка исчисления стажа государственной службы (действовавшего до 01.05.2016), утвержденного постановлением КМУ от 03.05.1994 № 283, в стаж государственной службы включаются, в частности, периоды, когда государственный служащий не работал по уважительной причине, но оставался в трудовых отношениях с государственным органом; время военной службы в Вооруженных Силах и других воинских формированиях; в трехкратном размере время прохождения военнослужащими военной службы, в течение которого лицо принимало участие в антитеррористической операции в особый период.

Пунктом 4 Порядка предоставления государственным служащим дополнительных оплачиваемых отпусков, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 06.04.2016 № 270 (далее — Порядок), определено, что дополнительный отпуск, предоставляемый государственным служащим, относится к ежегодным отпускам.

Ежегодный отпуск предоставляется работнику как компенсация за выполнение должностных обязанностей в течение отработанного периода времени.

Таким образом, период военной службы засчитывается в стаж государственной службы, но для предоставления отпуска за это время не усматривается правовых оснований. Поэтому в случае, когда государственный служащий проходил военную службу с 2014 по 2016 год, он не имеет права на дополнительный отпуск за стаж, исполнившийся в эти годы, поскольку ни одного дня не выполнял своих должностных обязанностей. После демобилизации и возвращения к выполнению своих полномочий он будет иметь право на такой отпуск с учетом времени прохождения военной службы.

Например, если в июле 2015 года во время пребывания на военной службе у государственного служащего наступила очередная приведенная дата за стаж государственной службы 19 лет, воспользоваться дополнительным отпуском он сможет после соответствующей даты и выхода на работу в 2016 году уже за стаж службы 20 лет.

Минсоцполитики Украины информирует и предоставляет в пределах своих полномочий разъяснения ( подпункт 103 пункта 3 Положения о Министерстве социальной политики Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины, от 17.06.2015 № 423). Разъяснения и письма министерств не являются нормативно-правовыми актами, они носят рекомендательно-информационный характер.

Директор Департамента А. Товстенко

Комментарий редакции

Дополнительный отпуск за стаж госслужбы: возникнет ли на него право за период военной службы

В комментируемом письме Минсоцполитики ответило на запрос нашей редакции в отношении следующей ситуации: «Госслужащий был мобилизован 15.03.2014 г. (стаж госслужбы по состоянию на 15.07.2014 г. — более 15 лет). Перед демобилизацией он принял решение продолжить военную службу по контракту. После окончания военной службы по контракту он вернулся на работу в ноябре 2016 года. Предоставлять ли такому госслужащему дополнительный отпуск за стаж госслужбы, достигнутый по состоянию на 15.07.2014 г., а также по состоянию на 15.07.2015 г. (в течение 2015 года полностью отсутствовал на госслужбе по причине прохождения военной службы) и по состоянию на 15.07.2016 г. (учитывая, что в ноябре 2016 года госслужащий приступил к выполнению своих полномочий после окончания военной службы по контракту)?»

Разберемся, почему возник такой вопрос. Отметим, что согласно старой и новой нормативно-правовой базе в сфере госслужбы дополнительный отпуск за стаж госслужбы предоставляется после достижения определенного стажа госслужбы.

Согласно п. 3 Порядка исчисления стажа государственной службы, утвержденного постановлением КМУ от 03.05.94 г. № 283 (действовало до 01.05.2016 г.), в стаж госслужбы включали: период, когда госслужащий не работал по уважительным причинам, но оставался в трудовых отношениях с госорганом; время военной службы в Вооруженных Силах и других воинских формированиях; время прохождения военнослужащими военной службы, в течение которого лицо участвовало в АТО в особый период (в трехкратном размере).

С 01.05.2016 г. в соответствии с п. 4 Порядка исчисления стажа государственной службы, утвержденного постановлением КМУ от 25.03.2016 г. № 229, в стаж госслужбы включают: время пребывания на должностях, на которых присваивают военные и специальные звания; период, когда госслужащий не работал по уважительным причинам, но оставался в трудовых отношениях с госорганом.

При этом в п. 8 Заключительных и переходных положений Закона Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII (далее — Закон № 889) указано: стаж госслужбы за период работы (службы) до вступления в силу этого Закона исчисляется в порядке и на условиях, установленных на то время законодательством.

Важно! Период военной службы по призыву во время мобилизации и период военной службы по контракту включаются в стаж госслужбы.

Напомним, что дополнительный отпуск за стаж госслужбы считается ежегодным отпуском. До 01.05.2016 г. именно такие разъяснения предоставляли официальные органы (письма Минтруда и Главного управления госслужбы при КМУ от 27.01.99 г. № 13-294 и от 26.01.99 г. № 10/364), а с 01.05.2016 г. такой статус дополнительного отпуска за стаж госслужбы прямо указан в ч. 1 ст. 58 Закона № 889 (ср. ). Следовательно, на предоставление дополнительного отпуска за стаж госслужбы распространяются правила предоставления ежегодного отпуска (сейчас на это указывает, в частности, ст. 59 Закона № 889).

Отметим: с 01.05.2016 г. применяется Порядок предоставления государственным служащим дополнительных оплачиваемых отпусков, утвержденный постановлением КМУ от 06.04.2016 г. № 270. Так вот, в п. 11 этого Порядка указаны периоды, за время пребывания в которых дополнительный отпуск за стаж госслужбы не предоставляется. Заметьте, что среди таких периодов не указан период военной службы по призыву во время мобилизации или другой подобный период. Не предполагалось такое и старой нормативной базой в сфере госслужбы.

Подытожим: период военной службы по призыву во время мобилизации и период военной службы по контракту включаются в стаж госслужбы. При этом законодательством о труде и специальным законодательством в сфере госслужбы (до и после 01.05.2016 г.) прямо не предусмотрено, что за указанные периоды госслужащему не предоставляется дополнительный отпуск за стаж госслужбы.

В связи с такими фактами и возник вопрос, адресованный Минсоцполитики: предоставлять ли госслужащему дополнительный отпуск за стаж госслужбы за годы госслужбы, достигнутые в период, когда он полностью отсутствовал на госслужбе по причине пребывания на военной службе с гарантиями согласно ст. 119 КЗоТ?

На этот вопрос Министерство отвечает в комментируемом письме:

ежегодный отпуск предоставляется работнику как компенсация за выполнение должностных обязанностей в течение отработанного периода времени. Период военной службы зачисляется в стаж госслужбы, но для предоставления отпуска за этот период не усматривается правовых оснований.

Далее Минсоцполитики конкретизирует: в случае, когда госслужащий проходил военную службу с 2014 по 2016 год, он не имеет права на дополнительный отпуск за стаж, который исполнился в эти годы, поскольку не выполнял своих должностных обязанностей.

Позиция Минсоцполитики сводится к тому, что госслужащему не полагается дополнительный отпуск за стаж госслужбы, достигнутый в период военной службы по призыву во время мобилизации и в период военной службы по контракту. При этом должно соблюдаться условие, что госслужащий не выполнял свои полномочия в году после достижения соответствующего стажа госслужбы.

Выходит, дополнительный отпуск за стаж госслужбы предоставляется лишь в том случае, когда после достижения соответствующего стажа госслужбы госслужащий хотя бы какое-то время выполнял свои полномочия на госслужбе.

Для наглядности такой позиции Минсоцполитики приводит пример, частично повторяющий условия нашего запроса: в июле 2015 года во время пребывания на военной службы госслужащий достиг стажа пребывания на госслужбе в 19 лет. При этом к выполнению своих полномочий на госслужбе он приступил в 2016 году после достижения 20-летнего стажа госслужбы. В этом случае он вправе воспользоваться дополнительным отпуском за 20-летний стаж госслужбы. Вместе с тем такой госслужащий не имеет права на дополнительный отпуск за 19-летний стаж госслужбы. Причина: с июля 2015 года (дата достижения стажа госслужбы в 19 лет) и по июль 2016 года госслужащий проходил военную службу и, следовательно, не выполнял полномочия на госслужбе.

Трансформируем позицию и практический пример Минсоцполитики на ситуацию, приведенную в начале комментария. Так, госслужащий:

не имеет права на дополнительный отпуск за стаж госслужбы, достигнутый по состоянию на 15.07.2014 г. и 15.07.2015 г., поскольку в период с 15.07.2014 г. по 14.07.2015 г. и с 15.07.2015 г. по 14.07.2016 г. не осуществлял свои полномочия на госслужбе по причине военной службы по призыву во время мобилизации и военной службы по контракту;

имеет право на дополнительный отпуск за стаж госслужбы, достигнуты по состоянию на 15.07.2016 г., поскольку в ноябре 2016 году приступил к выполнению своих полномочий на госслужбе.

Итак, позиция Минсоцполитики такова: период военной службы по призыву во время мобилизации и период военной службы по контракту однозначно включаются в стаж госслужбы. В свою очередь, это приводит к увеличению продолжительности дополнительного отпуска за стаж госслужбы. Однако в случае, если госслужащий отсутствовал на госслужбе по причине прохождения военной службы в течение всего года после достижения соответствующего стажа госслужбы, допотпуск за такой год не предоставляется. Получается, что госслужащий воспользуется дополнительным отпуском за стаж госслужбы увеличенной продолжительности, который ему полагается исключительно за госстаж, достигнутый в году его возвращения на работу и начала выполнения полномочий на госслужбе.

Людмила БЕЛЕВЦОВА, эксперт по вопросам оплаты труда (e-mail: l.belevtsova@id.factor.ua)

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше