10 + 1 правило корректировки зарплаты: изучаем, применяем…

В избранном В избранное
Печать
Гуль Татьяна, эксперт по вопросам оплаты труда (e-mail: t.gul@id.factor.ua)
Оплата труда Декабрь, 2016/№ 24
С 1 декабря 2016 года законодатель увеличил минимальную заработную плату. Это повлекло за собой повышение должностных окладов у большинства работников бюджетной сферы. Да и хозрасчетные предприятия не остались в стороне: оклады с «минималкой» также подтянули до ее нового размера. Что все это означает? Несомненно то, что такое повышение скажется на расчете средней зарплаты согласно Порядку № 100. Каким образом? Об этом расскажут основные правила корректировки.

Корректировка средней зарплаты предусмотрена п. 10 Порядка № 100. Цель ее — не допустить снижения средней зарплаты при повышении должностных окладов. На какие моменты обратить внимание бухгалтеру при начислении, в частности, отпускных, подскажут основные правила корректировки.

Согласно Порядку № 100 зарплату корректируют в случае повышения тарифных ставок (должностных окладов) на предприятии, в учреждении, организации согласно актам законодательства, а также по решениям, предусмотренных в коллективном договоре (соглашении).

Безусловно, в бюджетных учреждениях должностные оклады повышают только согласно законодательству. Как правило, основной фактор, который влияет на повышение окладов, — законодательное повышение МЗП. С 1 декабря 2016 года Законом № 1384 установлен размер МЗП, равный 1600 грн. Это и дало толчок к повышению размеров должностных окладов. Так, например, с 1 декабря 2016 года были повышены должностные оклады работникам с оплатой труда по ЕТС согласно постановлению № 840* (повышение коснулось всех работников с тарифными разрядами от 1-го до 25-го).

* Подробнее о таком повышении читайте в «ОТ», 2016, № 23, с. 12.

Кроме того, из-за того, что данным постановлением была увеличена «базовая» тарифная ставка 1-го тарифного разряда (с 1185 до 1335 грн.), «автоматом» увеличились «штатные» должностные оклады рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, ОМС и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов, оплата труда которых осуществляется согласно приказу № 77.

То есть увеличение должностных окладов для таких работников бюджетной сферы произошло на законодательных основаниях. Поэтому для них смело проводите корректировку средней зарплаты.

А вот хозрасчетные предприятия сами принимают решение о повышении должностных окладов работников. Если такое решение предусмотрено колдоговором и оклады повышены всем работникам, то корректируйте зарплату на коэффициент повышения. Это же касается тех ситуаций, когда установление должностных окладов «завязано» с законодательным уровнем МЗП. Тогда должностные оклады всем хозрасчетникам повышаются одновременно с увеличением «минималки».

В случае, когда повышение окладов коснулось только одного работника или отдельной категории работников, корректировка «средней» не проводится (см. письмо Минтруда от 05.12.2005 г. № 06-4/165).

Согласно п. 10 Порядка № 100 корректировка предусмотрена для случаев, когда повышение должностных окладов произошло:

— в расчетном периоде;

— в периоде, когда за работником сохранялся средний заработок.

Если оклад повышен в расчетном периоде, то зарплату корректируют за промежуток времени до повышения на коэффициент повышения ( абз. 1 п. 10 Порядка № 100). Зарплату в месяце расчетного периода, в котором было повышение зарплаты, не корректируют.

Если средний заработок начисляют в месяце повышения должностных окладов, то на коэффициент повышения корректируют зарплату всего расчетного периода (см. письмо Минтруда от 05.12.2005 г. № 06-4/165).

Обратите внимание! В определенных случаях корректировки зарплаты не будет, даже если произошло повышение должностных окладов. В каких ситуациях? Например, если начисленная выплата не является сохранением среднего заработка за определенный период, а просто ее расчет осуществляют исходя из среднедневной (среднемесячной) зарплаты. В этом случае корректировку применяют только тогда, когда повышение должностных окладов произошло в расчетном периоде при исчислении такой выплаты. Такой неутешительный вывод был предоставлен специалистом Минсоцполитики в газете «Праця і зарплата», 2011, № 38, с. 15.

К «невезучим» можно отнести такие выплаты, как компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении, материальная помощь в размере среднемесячной зарплаты. И только при условии, когда они начислены в месяце повышения должностных окладов. У вас были такие выплаты в декабре 2016 года? Тогда рассчитывать их с учетом повышения должностного оклада не надо. Но «период невезения» закончится быстро. Уже в январе 2017 года при начислении таких выплат смело применяйте корректировку.

Увеличение таких составляющих зарплаты работника, как надбавки, доплаты, премии, не является основанием для проведения корректировки.

Зарплату корректируют только при повышении должностных окладов согласно законодательству. Если должностной оклад работника повысился в связи с его переводом на другую вышеоплачиваемую работу, присвоением более высокого разряда, то корректировку не проводят. Это предусмотрено абз. 3 п. 10 Порядка № 100 (см. также письмо Минтруда от 04.04.2006 г. № 260/13/84-06).

Но! Если помимо этого в расчетном периоде должностной оклад также повышался согласно актам законодательства, то зарплату корректируют на коэффициенты повышения. Причем корректировку следует проводить по коэффициентам соответствующего месяца расчетного периода с учетом конкретных тарифных разрядов в таких месяцах (с отнесением каждой из этих должностей к определенному тарифному разряду). Примеры проведения корректировки для таких случаев вы найдете в «ОТ», 2012, № 5, с. 24 и № 14, с. 9; 2013, № 11, с. 22; 2014, № 10, с. 10; 2016, № 22, с. 12.

Перечень таких выплат найдете в п. 3 Порядка № 100. В частности, это: основная зарплата; доплаты и надбавки; премии, имеющие постоянный характер; суммы индексации зарплаты (см. письмо Минтруда от 11.06.2007 г. № 371/13/155-07) и т. п. Кроме того, при расчете отпускных (компенсации за неиспользованный отпуск) к включаемым в расчет выплатам относят также выплаты за время, в течение которого за работником сохранялся средний заработок (за время предыдущего ежегодного отпуска, исполнения государственных и общественных обязанностей, служебной командировки, курсов повышения квалификации и др.), и пособие по временной нетрудоспособности.

Это означает, что п. 10 Порядка № 100 применяют не только при исчислении отпускных, но и в других случаях расчета средней зарплаты согласно этому Порядку (средний командировочный и мобилизационный заработок, выходное пособие, материальная помощь в размере среднемесячной зарплаты и др.).

Корректировке подлежат выплаты, рассчитанные согласно Порядку № 100. А при исчислении суммы оплаты периода временной нетрудоспособности (отпуска в связи с беременностью и родами) расчет осуществляют по Порядку № 1266. В нем упоминаний о корректировке заработка в случае повышения окладов нет.

Поскольку оклад у каждого свой, коэффициенты повышения должностных окладов считают отдельно по каждому работнику.

Рассчитывают коэффициент повышения так: новый оклад разделите на оклад до повышения. Причем определяют такой коэффициент отдельно за каждый период, когда повышался должностной оклад (тарифная ставка).

Исходя из откорректированной таким образом зарплаты в расчетном периоде, находят среднедневную (среднечасовую) зарплату.

Это означает, что при одновременном увеличении должностных окладов и изменении структуры зарплаты работников органов госвласти и ОМС зарплату не корректируют. Такой вывод следует из абз. 7 и 8 п. 2 Порядка № 100.

С 1 мая 2016 года госслужба перешла на «новооплатные» рельсы. С этой даты вступил в силу новый Закон о госслужбе и ряд подзаконных актов к нему. А именно, для госслужащих были утверждены новые размеры должностных окладов в повышенном размере, а также была изменена структура их зарплаты. Для них при расчете средней зарплаты и применяют абз. 7 и 8 п. 2 Порядка № 100: период до изменения структуры зарплаты с одновременным повышением окладов исключают из расчетного периода, т. е. расчетным периодом для них является период начиная с мая 2016 года. А поскольку в этом периоде оклады установлены в повышенном размере, то и в корректировке средней зарплаты нет необходимости.

Если в месяце повышения должностного оклада за работником сохраняется средний заработок, то он также корректируется. Причем корректировке подлежит только средний заработок в части дней после повышения должностного оклада. Это правило применимо к «переходящим» выплатам, рассчитанным исходя из средней зарплаты (например, отпускные), начисленным до повышения окладов.

Мы изучили/повторили основные правила корректировки. Для их лучшего запоминания приведем несколько условных числовых примеров.

Отпускные с корректировкой

Пример 1. Работник (5-й тарифный разряд по ЕТС) идет в ежегодный отпуск с 26.12.2016 г. продолжительностью 14 календарных дней.

1. Определим расчетный период. Начало отпуска приходится на декабрь 2016 года. Значит, расчетным периодом при исчислении средней зарплаты для оплаты периода отпуска будет декабрь 2015 года — ноябрь 2016 года.

2. Определим коэффициент корректировки. Для этого оклад после повышения делим на оклад до повышения (см. правило 9). При этом учтите, что в расчетном периоде декабрь 2015 года — ноябрь 2016 года было два повышения окладов для работников с оплатой по ЕТС: 1 мая и 1 декабря 2016 года. Поэтому зарплату за месяцы расчетного периода декабрь 2015 года — апрель 2016 года надо умножить на коэффициент корректировки, который учитывает два повышения должностных окладов за расчетный период. Он рассчитывается путем перемножения двух коэффициентов корректировки (К = К1 х К2).

Первый коэффициент (К1) рассчитывают делением оклада, повышенного с 1 мая 2016 года, на оклад, действовавший в декабре-2015 — апреле-2016, второй (К2) — делением оклада, повышенного с 1 декабря 2016 года, на оклад, действовавший в мае — ноябре 2016 года.

Зарплату за месяцы расчетного периода май — ноябрь 2016 года корректируют на коэффициент корректировки, который учитывает одно повышение (с 1 декабря 2016 года). Коэффициент корректировки рассчитывают делением оклада, повышенного с 1 декабря 2016 года, на оклад, действовавший в мае — ноябре 2016 года.

Другими словами, надо привести зарплату к уровню последнего декабрьского повышения окладов.

Для 5-го тарифного разряда по ЕТС коэффициенты корректировки будут такими:

— для корректировки зарплаты за декабрь-2015 — апрель-2016: (1612 грн. : 1514 грн.) х (1816 грн. : 1612 грн.) ≈ 1,1995,

где 1514 — оклад, действовавший в декабре-2015 — апреле-2016;

1612 — оклад, действовавший в мае-2015 — ноябре-2016;

1816 — оклад, установленный с 1 декабря 2016 года.

Есть второй способ расчета (более простой): должностной оклад, установленный с 1 декабря 2016 года, разделить на оклад, действовавший в декабре 2015 года — апреле 2016 года (1816 грн. : 1514 грн. ≈ 1,1995);

— для корректировки зарплаты за май — ноябрь 2016 года: 1816 грн. : 1612 грн. ≈ 1,1266.

Обратите внимание: готовые коэффициенты корректировки для работников с оплатой по ЕТС можно не рассчитывать самостоятельно. Для декабря-2016 их найдете в «ОТ», 2016, № 23, с. 32.

3. Рассчитаем среднюю зарплату с учетом откорректированной зарплаты. Данные для расчета представим в таблице.

Месяцы расчетного периода

Количество календарных дней без учета праздничных и нерабочих дней*

Начисленная зарплата, грн.

Коэффициент повышения

Откорректированная зарплата, грн.

Декабрь-2015

31

1968,20

1,1995

2360,86

Январь-2016

29

1968,20

2360,86

Февраль-2016

29

1968,20

2360,86

Март-2016

30

1968,20

2360,86

Апрель-2016

30

1968,20

2360,86

Май-2016

28

2095,60

1,1266

2360,90

Июнь-2016

28

2095,60

2360,90

Июль-2016

31

2095,60

2360,90

Август-2016

30

2095,60

2360,90

Сентябрь-2016

30

2095,60

2360,90

Октябрь-2016

30

2095,60

2360,90

Ноябрь-2016

30

2095,60

2360,90

Итого

356

24510,20

х

28330,60

* С информацией о количестве календарных дней, участвующих в расчете средней зарплаты при оплате периода отпуска, предоставленного в 2016 году (без учета праздничных и нерабочих дней), можно ознакомиться в «ОТ», 2016, № 13, с. 30.

Среднедневная зарплата равна:

28330,60 грн. : 356 к. дн. = 79,58 грн.

4. Рассчитаем сумму отпускных:

79,58 грн. х 14 к. дн. = 1114,12 грн.

Работник-срочник: оплату за период военной службы корректируем со дня повышения окладов

Пример 2. Работника бюджетной организации (принят на работу в январе 2016 года) (6-й тарифный разряд по ЕТС) призвали на срочную военную службу с 03.10.2016 г. Средняя зарплата, по которой оплачивали период военной службы, составила 92,19 грн.

Как мы уже говорили, корректировке подлежат не только отпускные суммы. Применить коэффициент повышения должностных окладов нужно и к другим «сохраняемым» выплатам, рассчитанным из средней зарплаты согласно Порядку № 100. Это оплата дней командировки (оплата по средней зарплате), курсов повышения квалификации, военной службы по призыву в связи с мобилизацией, срочной службой, военной службой по контракту и др.

Напомним, что для оплаты периода срочной военной службы среднедневной заработок исчисляют за последние 2 месяца работы перед призывом ( абз. 3 п. 2 Порядка № 100). И по такому рассчитанному среднему заработку оплачивают все пропущенные в связи со срочной военной службой рабочие дни по графику работы. Учтите: период срочной службы оплачивайте по одной рассчитанной среднедневной зарплате.

Вместе с тем при повышении должностных окладов согласно законодательству рассчитанный ранее средний заработок также подлежит корректировке на коэффициент повышения. Причем корректировке подлежат средняя зарплата только в части дней с момента такого повышения.

Важно! Рассчитывать новую среднюю зарплату для оплаты периода военной службы (срочника или контрактника) не нужно! Просто откорректируйте на коэффициент повышения уже рассчитанный показатель.

В приведенном примере рассчитанная в октябре 2016 года среднедневная зарплата, по которой оплачивают период срочной военной службы, равна 92,19 грн.

С 1 декабря 2016 года были повышены должностные оклады работникам с оплатой по ЕТС, поэтому средний заработок солдата-срочника необходимо откорректировать. Определим коэффициент повышения должностных окладов:

1936 : 1718 ≈ 1,1269,

где 1936 и 1718 — размеры должностного оклада работника до и после повышения, грн.

Откорректируем средний заработок, по которому будет оплачен период срочной военной службы с 1 декабря 2016 года:

92,19 грн. х 1,1269 = 103,89 грн.

Сумма зарплаты, которую сохраняют за работником в декабре 2016 года, составит:

103,89 грн. х 22 р. дн. = 2285,58 грн.,

где 22 — количество дней по графику работы в декабре, пропущенных по причине призыва на срочную военную службу.

Такой откорректированный средний заработок (103,89 грн.) применяют в дальнейшем при оплате дней отсутствия работника в связи с военной службой.

Использованные документы и сокращения

Закон № 1384 — Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственном бюджете Украины на 2016 год» от 19.05.2016 г. № 1384-VIII.

Порядок № 100 — Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.

Порядок № 1266 Порядок исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденный постановлением КМУ от 26.09.2001 г. № 1266.

Постановление № 840 — постановление КМУ «Некоторые вопросы оплаты труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 23.11.2016 г. № 840.

Приказ № 77 — приказ Минтруда «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов» от 02.10.96 г. № 77.

ЕТС — единая тарифная сетка.

МЗП — минимальная заработная плата.

ОМС — органы местного самоуправления.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить