Темы статей
Выбрать темы

Повышение окладов бюджетникам с 1 декабря 2015 года: что уточнило Правительство

Трохименко Людмила, заместитель главного редактора (e-mail: l.trokhimenko@id.factor.ua)
Крылатая фраза французского короля Людовика XVIII «Точность — вежливость королей» в нашу бытность — синоним пунктуальности. Точность и умелое обращение со своим и чужим временем с тех пор в цене. Относительно королевских указов судить не беремся, но нашему Правительству, судя по принятым им постановлениям, до этой точности, мягко говоря, очень далеко. Как в своевременности, так и в четкости изложения нормативных предписаний...
Для бюджетных работодателей постановление № 1013 в последнее время стало наиболее обсуждаемым. Ведь именно они столкнулись с массой вопросов по его применению. Этот «упорядоченно-структурно-зарплатный» документ срочно требовал разъяснений. Прошло почти 3 месяца… И вот они — долгожданные уточняющие нормы — появились! Постановлением от 11.02.2015 г. № 77 Кабмин внес изменения в постановление № 1013. Даны ли теперь ответы на все сложные вопросы? Выяснены ли все недомолвки? Давайте разбираться вместе.

Дождались! Наконец-то «уточняющие ремарки» от Кабмина увидели свет! Речь идет об изменениях к «революционному» постановлению № 1013, предписания которого бюджетные учреждения и госорганы должны были применять с 1 декабря 2015 года. И именно эта аудитория столкнулась с множеством вопросов, связанных с их внедрением.

Постановление № 1013 отгремело, но его отголоски слышны и по сегодняшний день. Именно поэтому прежде чем перейти к самим изменениям-уточнениям уместно напомнить, с чего все началось.

Декабрь-2015: вспомним, как это звучало

В середине декабря 2015 года Правительство «порадовало» принятым постановлением № 1013. Особенно бюджетных работодателей, которые фактически уже закрывали бюджетный год и должны были применить требования этого документа с 1 декабря, т. е. «задним числом».

Напомним: это постановление принято с целью упорядочения структуры заработной платы работников бюджетной сферы. Для этого главным распорядителям бюджетных средств приказали ( п. 3 постановления № 1013):

— повысить с 1 декабря 2015 года размеры должностных окладов работников согласно п. 1 постановления № 1013;

— пересмотреть размеры надбавок, доплат, премий, направив на эти цели всю сумму индексации, сложившуюся в декабре 2015 года, с тем, чтобы размер повышения всех составляющих зарплаты в суммарном выражении для каждого работника в декабре 2015 года превысил сумму индексации, которую ему должны были выплатить в декабре 2015 года.

Повышение окладов должно было быть проведено в пределах расходов на оплату труда, утвержденных в сметах этих госорганов и учреждений, за счет выплат, связанных с индексацией, надбавок, доплат и премий работников ( п. 1 постановления № 1013).

Отсюда делали вывод, что основной бюджетный девиз для декабря-2015 звучал так: в пределах утвержденных сметных назначений 2015 года на оплату труда работников учреждений, заведений, госорганов изменить структуру заработной платы работников — сумму индексации «трансформировать» в повышение оклада, надбавок, доплат и премий (подробности найдете в статье «Повысить оклады и «обнулить» индексацию: декабрьский сюрприз бюджетникам от Кабмина» // «ОТ», 2015, № 24, с. 21).

В целом высокая идея чиновников — «перенаправить» зарплатную индексацию, сложившуюся в декабре-2015, на повышение должностных окладов — имела смысл. Ведь так за счет увеличения удельного веса постоянных составляющих действительно должна была бы быть исправлена структура бюджетных зарплат. Но в том и проблема: оказалось, что оклады повысили не всем работникам и по большей части сумма такого окладного повышения оказалась мизерной.

По мнению Минсоцполитики (см. консультацию «Индексация бюджетных зарплат за январь 2016 года: для всех работников — с «чистого листа» // «ОТ», 2016, № 2, с. 4), во исполнение нормы п. 3 постановления № 1013 в декабре 2015 года индексацию следовало «обнулить» всем работникам госорганов, бюджетных учреждений и заведений. Даже тем работникам, у которых должностные оклады в декабре 2015 года не повышались, индексацию следовало обнулить за счет установления премии (надбавки) в сумме, равной или превышающей сумму индексации, которая должна была быть начислена в этом месяце. В частности, это касалось работников 1 — 3-го тарифных разрядов по ЕТС (последнее повышение окладов — в сентябре 2015 года).

Декабрьские оклады для «обнуления» индексации бюджетникам

Львиная доля вопросов бюджетников касалась, в частности, определения новых окладов работников с 1 декабря 2015 года в соответствии с требованиями п. 1 постановления № 1013. Давайте освежим в памяти, кому из бюджетников повезло оказаться среди названных в п. 1 постановления № 1013.

ЕТС. По поводу окладов работников с оплатой по Единой тарифной сетке (ЕТС) все было ясно и вопросов не возникало. К такой категории работников-бюджетников относятся работники медицинских заведений, учреждений образования, учреждений соцзащиты и др. с оплатой по «основополагающему» постановлению № 1298 (ср. ). Их новые размеры должностных окладов (тарифных ставок) с 01.12.2015 г. для всей ЕТС (1 — 25-й тарифные разряды) привели непосредственно в п.п. 1 п. 1 постановления № 1013. В среднем такие оклады повысились на 9,98 % (от 0,8 % до 10 %). Отметим: фактически в декабре 2015 года повысились оклады всех работников тарифной сетки (за исключением окладов работников 1 — 3-го тарифных разрядов, которые остались на уровне сентября 2015 года).

Отдельные бюджетные учреждения. Отдельным категориям работников бюджетных учреждений и организаций, не подпадающих под действие постановления № 1298, должностные оклады увеличили на 10 %. Речь идет о работниках, условия оплаты труда которых определены отдельными нормативными документами (постановлениями КМУ), указанными в п.п. 2 п. 1 постановления № 1013. Среди них значатся работники:

— государственных нотариальных контор и государственных нотариальных архивов;

— Центра адаптации государственной службы к стандартам Европейского Союза и его региональных отделений;

— Национальной школы судей Украины;

— Координационного центра по предоставлению правовой помощи и его территориальных отделений.

В дальнейшем, во исполнение постановления № 1013, в соответствии с п. 2 приказа № 1264* с 1 декабря 2015 года повысили на 10 % должностные оклады работникам учреждений, подведомственных Минсоцполитики:

* Этот приказ и комментарий к нему от специалиста Минсоцполитики см. в «ОТ», 2016, № 3, с. 5 — 8.

— государственного учреждения «Правительственный контактный центр»;

— Фонда социальной защиты инвалидов и его территориальных отделений;

— контактных центров АР Крым, области, гг. Киева и Севастополя.

Госслужба и ОМС. Некоторым категориям госслужащих и работников органов местного самоуправления (ОМС), указанным в п.п. 3 п. 1 постановления № 1013, должностные оклады повысили на 25 %. В частности, речь идет о:

— руководящих работниках, специалистах и служащих, размеры окладов которых утверждены приложениями 1 — 37, 431, 432, 48 — 55 к постановлению № 268;

работников органов прокуратуры, региональных служб государственного ветеринарно-санитарного контроля и надзора на государственной границе и транспорте; госслужащих госорганов контроля в семеноводстве и питомничестве, Председателя, заместителя Председателя, секретаря и членов ЦИК и т. п. Все постановления КМУ, которыми определяются условия оплаты труда и размеры должностных окладов таких работников, указаны в п.п. 3 п. 1 постановления № 1013.

Спустя некоторое время, во исполнение постановления № 1013, в соответствии с п. 1 приказа № 1264 с 1 декабря 2015 года приписали повысить на 25 % должностные оклады работников, условия оплаты труда которых определены приказами самого же «трудооплатного» ведомства. Итак, повысили на 25 % должностные оклады работников учреждений, подведомственных Минсоцполитики:

— структурных подразделений территориальных органов государственной статистики, содержащихся за счет специальных средств Госбюджета;

— Комитета по Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко;

— Секретариата Комитета по Государственным премиям Украины в сфере науки и техники;

— Секретариата Комитета по Государственной премии Украины в сфере архитектуры;

— центров по начислению и осуществлению социальных выплат;

— центров социальных служб для семьи, детей и молодежи;

— государственной службы занятости.

Схемный или штатный: какие именно оклады повысить госслужащим и работникам ОМС

Дилеммой оказалось определение новых окладов с декабря 2015 года для работников госорганов и учреждений, указанных в п.п. 3 п. 1 постановления № 1013. В частности, выполнение предписания об увеличении на 25 % должностных окладов руководящих работников, специалистов и служащих, размеры которых утверждены приложениями 1 — 37, 431, 432, 48 — 55 к постановлению № 268.

Применение этой нормы на практике вызывало такой вопрос: от какого оклада нужно отталкиваться, определяя 25-процентное повышение, — от схемного оклада (указанного в данных приложениях) или от оклада, установленного в штатном расписании?

Сложность в том, что должностные оклады, утвержденные постановлением № 268, несколько раз повышались. Сначала согласно постановлению № 34 с 01.02.2008 г. повысились на 45 % должностные оклады руководящих работников, специалистов и служащих. Потом согласно постановлению № 504 с 30.05.2009 г. увеличились на 50 % должностные оклады сельских, поселковых голов, их заместителей и руководящих работников и специалистов аппарата сельских и поселковых советов и их исполнительных органов, указанных в приложении 54 к постановлению № 268.

С тех пор должностные оклады не повышались, и п. 1 постановления № 482 была введена следующая норма: в случае, когда размер должностного оклада работников аппарата органов исполнительной власти и других органов, финансируемых из бюджета, ниже установленного законом размера минимальной заработной платы, должностной оклад устанавливают на уровне размера минзарплаты.

Так какие же именно оклады следовало повышать в декабре 2015 года? На решение этой проблемы в определении новых окладов Минсоцполитики среагировало оперативно: в письме от 16.12.2015 г. № 19113/0/14-15/13 появилось разъяснение специалистов ведомства о применении постановления № 1013. Чиновники объяснили, что повышению на 25 % согласно п.п. 3 п. 1 постановления № 1013 подлежат должностные оклады, установленные в штатных расписаниях, в размерах согласно постановлению № 482. Поэтому госслужащим, специалистам и служащим, должностным лицам ОМС, оклады которых в сентябре 2015 года были установлены на уровне 1378 грн., повышать на 25 % следует именно этот размер должностного оклада. То есть для них повышенный оклад составит 1723 грн.

Но известно, что на практике финуправления департаментов на местах не принимали к сведению разъяснения, предоставленные в этом письме, руководствуясь прописанной буквально нормой п.п. 3 п. 1 постановления № 1013 (в действующей редакции на дату восстановления штатных расписаний). Большое количество обращений наших подписчиков свидетельствует, что у многих госслужащих и должностных лиц ОМС в декабре-2015 фактически оклады остались на уровне сентября-2015, т. е. декабрьское повышение окладов не состоялось.

Урегулировали ли эти вопросы на сегодняшний день — читайте далее.

Правительственные уточнения по декабрьским окладам

Наконец имеем официальные изменения к постановлению № 1013. Они утверждены постановлением № 77 (см. с. 3 этого номера), вступившим в силу 24.02.2016 г. (опубликовано в «Урядовому кур’єрі», 2016, № 36, 24.02.2016 г.), но для откорректированного п. 1 постановления № 1013 изменения применяются с 1 декабря 2015 года.

Правительство упорядочило нормативно-правовые акты, регулирующие повышение должностных окладов. Именно так на Правительственном портале* 23.02.2016 г. анонсировали принятое на заседании Кабмина постановление № 77.

* Найдете по ссылке: http://www.kmu.gov.ua/control/uk/cardnpd?docid=248848239.

В частности, на веб-портале отметили, что этим постановлением (применяем с 1 декабря 2015 года):

внесли технические правки по распространению повышения на 25 % должностных окладов главы, первого заместителя главы, заместителя главы Национальной службы посредничества и примирения и ее отделений, должностные оклады которых определены отдельными постановлениями Кабинета Министров Украины;

уточнили, что повышение должностных окладов (имеется в виду повышение на 25 % должностных окладов руководящих работников, специалистов и служащих согласно п.п. 3 п. 1 постановления № 1013) не распространяется на военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и полицейских;

— привели в соответствие с законодательством порядок проведения индексации денежных доходов населения. В частности, изменили порог индексации со 101 % на 103 % (внесли изменения в п. 11 Порядка № 1078) в соответствии со ст. 4 Закона об индексации (применяем с 1 января 2016 года, на это указывает п. 2 постановления № 77).

Мы подробно проанализировали все изменения в п. 1 постановления № 1013, внесенные постановлением № 77. Для наглядности и удобства в использовании мы привели их (п. 2 Изменений) в таблице ниже.

Как видим, основной акцент таких изменений — обновленная редакция п. 1 постановления № 1013, а именно:

1) дополнение отдельным абзацем п.п. 2 п. 1 постановления № 1013 — относительно 10 %-го повышение окладов работников Украинского национального информационного агентства «Укринформ» (для работников, не являющихся государственными служащими и журналистами, дополнили ссылкой на приложение 2 к постановлению КМУ от 03.07.2006 г. № 904);

2) уточнение по руководящим работникам, специалистам и служащим, что повышение окладов на 25 % согласно п.п. 3 п. 1 постановления № 1013:

не касается военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и полицейских;

— нужно осуществлять согласно перечню нормативно-правовых актов, которыми определены размеры должностных окладов работников государственных органов (указаны в п.п. 3 п. 1 постановления № 1013) с учетом постановлений № 34 (о повышении должностных окладов на 45 %) и № 482 (об установлении должностного оклада на уровне минзарплаты для тех работников, у которых размер должностного оклада ниже, чем определенный законом размер минзарплаты).

Повышение должностных окладов работникам государственных органов с 1 декабря 2015 года

img 1

img 2

Стало ли теперь все на свои места с принятием постановления № 77? Насколько прописанные уточнения являются совершенными?

От себя резюмируем: однозначно утверждать, что отныне нормы прописаны прозрачно и двоякого толкования уже не будет, не можем.

Давайте проанализируем, почему и какие упущения от Правительства «бросаются в глаза».

Во-первых, Кабмин не уточнил, что для должностных лиц ОМС при определении окладов по приложению 54 к постановлению № 268, кроме повышения с 01.02.2008 г. «схемных» окладов на 45 % в соответствии с постановлением № 34, нужно учесть и последующее увеличение с 30.05.2009 г. на 50 % окладов в соответствии с постановлением № 504. Это касается должностных окладов сельских, поселковых голов, их заместителей и руководящих работников и специалистов аппарата сельских и поселковых советов и их исполнительных органов (указаны в приложении 54 к постановлению № 268).

Во-вторых, формулировка уточняющей нормы «с учетом постановлений № 34 и № 482» не дает однозначного ответа на вопрос: что считать первоочередным при применении повышения с 1 декабря 2015 года? Остается вариант трактовки этой нормы, что повышение окладов согласно постановлению № 482 не может рассматриваться как основное повышение и должно применяться неоднократно как дополнительное в зависимости от ситуации (когда определенные законом оклады оказались меньше минзарплаты).

Но поставленные перед специалистами Минсоцполитики вопросы с конкретными примерами определения должностных окладов для госслужащих и должностных лиц ОМС и их ответы на них свидетельствуют, что «трудооплатное» ведомство не изменило свою позицию (см. комментарий специалиста Минсоцполитики Светланы Коновал на с. 5 этого номера).

Важно! С 1 декабря 2015 года повышению подлежат должностные оклады, которые были установлены в штатных расписаниях по состоянию на 30.11.2015 г., с учетом требований постановлений № 34 и № 482.

То есть повышаются на 25 % должностные оклады руководящих работников, специалистов и служащих (кроме военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и полицейских), размеры которых утверждены, в частности, приложениями 1 — 37, 431, 432, 48 — 55 к постановлению № 268 (с учетом постановлений № 34 и № 482), по сути, как и указывало Минсоцполитики, от оклада, который был в штатном расписании. Таким образом, Минсоцполитики считает, что все точки над «і» расставлены.

С учетом виденья Минсоцполитики на рисунке на с. 13 покажем, как выглядит алгоритм определения окладов с 1 декабря 2015 года в соответствии с п.п. 3 п. 1 постановления № 1013 для должностей, указанных в приложениях 1 — 37, 431, 432, 48 — 55 к постановлению № 268.

img 3

Алгоритм определения должностных окладов в соответствии с п.п. 3 п. 1 постановления № 1013 для должностей, указанных в приложениях 1 — 37, 431, 432, 48 — 55 к постановлению № 268

Теперь приведем примеры определения таких должностных окладов.

Пример 1. Должностной оклад руководителя управления райгосадминистрации согласно приложению 34 к постановлению № 268 составляет 968 грн.

С учетом 45 %-го повышения, предусмотренного постановлением № 34, должностной оклад составляет 1404 грн. (968 грн. х 1,45 = 1403,60 грн., с округлением 1404 грн.). Такой размер должностного оклада действовал до 01.12.2015 г.

После повышения такого оклада на 25 % в декабре 2015 года он будет равен 1755 грн. (1404 грн. х 1,25).

Таким образом, с 01.12.2015 г. согласно п.п. 3 п. 1 постановления № 1013 в штатном расписании необходимо установить должностной оклад в размере 1755 грн.

Пример 2. Должностной оклад специалиста-землеустроителя 1 категории сельского совета согласно приложению 54 к постановлению № 268 составляет 513 грн.

Увеличенный на 45 % с 01.02.2008 г. согласно постановлению № 34 должностной оклад составляет 744 грн. (513 грн. х 1,45).

Увеличенный на 50 % с 30.05.2009 г. согласно постановлению № 504 должностной оклад составляет 1116 грн. (744 грн. х 1,5).

С 01.09.2015 г. «дотянутый» согласно постановлению № 482 до нового законодательно установленного размера минзарплаты (1378 грн.) должностной оклад в штатном расписании установлен в размере 1378 грн.

С 01.12.2015 г. согласно п.п. 3 п. 1 постановления № 1013 в штатном расписании необходимо установить должностной оклад в размере 1723 грн. (1378 грн. х 1,25).

Судьи — без декабрьского повышения окладов

Обратим внимание еще на одну деталь изменений, внесенных постановлением № 77, из перечня нормативно-правовых актов, которыми определяются должностные оклады работников, подлежащие с 1 декабря 2015 года повышению на 25 % (согласно п.п. 3 п. 1 постановления № 1013), исключили ссылку на постановление № 520. Данным документом определяются условия оплаты труда, в том числе и должностные оклады членов Высшего совета юстиции и членов Высшей квалификационной комиссии судей Украины.

Дело в том, что такая категория ошибочно попала в круг претендентов на декабрьское повышение. В соответствии с изменениями, внесенными постановлением № 644, с 09.09.2015 г. должностной оклад члена Высшего совета юстиции и члена Высшей квалификационной комиссии судей Украины устанавливается в размере 10 МЗП с коэффициентом 1,3 (обновленная редакция п. 1 постановления № 520).

До 09.09.2015 г. в соответствии с предыдущей редакцией п. 1 постановления № 520 должностной оклад Председателя Высшего совета юстиции составлял 18,4; заместителя Председателя — 15; секретаря секции — 13 размеров МЗП.

Кстати отметим, что с 01.09.2015 г. должностные оклады руководящих работников и специалистов аппаратов судов разного уровня (Секретариат КСУ, Аппарат ВСУ, аппараты высших специализированных, апелляционных и местных (общих специализированных) судов) ( приложения 42 — 47 к постановлению № 268), которые менее МЗП (1378 грн.), были установлены на уровне 1378 грн.

В дальнейшем, в соответствии с постановлением № 644 с 09.09.2015 г. их должностные оклады привязали к должностному окладу судьи местного суда с соответствующим коэффициентом ( приложения 42 — 47 к постановлению № 268 в редакции постановления № 644).

Вот и выходит, что должностные оклады руководящих работников и специалистов аппаратов судов в сентябре 2015 года повысились два раза: с 1 сентября — до нового уровня МЗП, а затем с 9 сентября — пропорционально должностному окладу судьи местного суда с соответствующим коэффициентом.

Следовательно, работники судов остались без декабрьского-2015 повышения окладов (последнее повышение — в сентябре 2015 года).

Вместо послесловия

Какими штрихами Правительство дополнило картину с «бюджетными» окладами, мы уже рассмотрели. Согласны, что в нынешних условиях инфляционных процессов имеем «копеечно-окладное» повышение.

Тем бюджетным работодателям, у которых не принимали штатные расписания с учетом позиции Минсоцполитики, изложенной в письме от 16.12.2015 г. № 19113/0/14-15/13, придется провести перерасчет зарплаты с 1 декабря 2015 года, поскольку эти разъяснения с появлением постановления № 77 приобрели статус официальных норм.

Следовательно, если во исполнение нормы п. 3 постановления № 1013 индексацию декабря 2015 года «обнулили» только за счет выплаты премии (надбавки) в повышенном размере, то следует осуществить перерасчет зарплаты указанным работникам:

1) увеличить с 01.12.2015 г. должностные оклады согласно пп. 2 и 3 п. 1 постановления № 1013 (с учетом изменений, внесенных постановлением № 77);

2) пересмотреть размеры доплат, надбавок, премий с учетом того, чтобы установленные размеры таких выплат позволили превысить надлежащую сумму индексации (в случае, если само по себе повышение должностных окладов не превышает сумму индексации).

Таким образом, выплаченную премию (надбавку) или ее часть необходимо заменить на повышение должностного оклада с 1 декабря 2015 года.

Отметим: после «обнуления» индексации в декабре-2015 право на новую зарплатную индексацию за период январь — март 2016 года не наступило (индекс инфляции за январь 2016 года (100,9 %) не превысил новый порог индексации 103 %).

И возвращаясь к нашему заявленному в начале статьи «направлению точности», подведем черту. Есть мнение, что полная версия крылатой фразы звучит так: «Точность — вежливость королей, но обязанность для их подданных». То есть пунктуальность короля — это не что иное, как любезность.

И согласитесь: каждый человек независимо от социального статуса предпочитает, чтобы к нему относились любезно, не вынуждали ждать «под часами» энное количество времени, которое становится потерянным.

Поэтому в который раз пожелаем нашему законодателю и Правительству формулировать свою волю максимально точно и прозрачно, чтобы на практике не возникали проблемы, обусловленные разным прочтением юридических предписаний. Ведь за этим стоит самый ценный ресурс государства — люди и их «наболевшие» вопросы, особенно оплата труда. И так важно, чтобы мы друг друга правильно понимали.

использованные документы

Закон об индексации — Закон Украины «Об индексации денежных доходов населения» от 03.07.91 г. № 1282-ХII (в редакции от 06.02.2003 г. № 491-IV).

Постановление № 34 — постановление КМУ «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины» от 06.02.2008 г. № 34.

Постановление № 268 — постановление КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268.

Постановление № 482 — постановление КМУ «Некоторые вопросы оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов, финансируемых из бюджета» от 20.05.2009 г. № 482.

Постановление № 504 — постановление КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 9 марта 2006 г. № 268» от 27.05.2009 г. № 504.

Постановление № 520 — постановление КМУ «Об оплате труда членов Высшего совета юстиции и членов Высшей квалификационной комиссии судей Украины» от 30.06.2005 г. № 520.

Постановление № 644 — постановление КМУ «О внесении изменений в некоторые акты Кабинета Министров Украины» от 02.09.2015 г. № 644.

Постановление № 1013 — постановление КМУ «Об упорядочении структуры заработной платы, особенностях проведения индексации и внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты» от 09.12.2015 г. № 1013.

Постановление № 1298 — постановление КМУ «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 г. № 1298.

Приказ № 1264 — приказ Минсоцполитики «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства труда и социальной политики Украины и Министерства социальной политики Украины» от 30.12.2015 г. № 1264.

Порядок № 1078 — Порядок проведения индексации денежных доходов населения, утвержденный постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше