Темы статей
Выбрать темы

Особенности индексации зарплаты бюджетников в некоторых ситуациях

Лаврентьева Жанна, главный специалист отдела уровня жизни и мониторинга бедности Департамента стратегического планирования и анализа Министерства социальной политики Украины
В декабре 2015 года существенно изменились правила индексации заработной платы. Так, согласно абз. 1 п. 5 Порядка проведения индексации денежных доходов населения, утвержденного постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078 (далее — Порядок № 1078), в случае повышения тарифных ставок (окладов) значение индекса потребительских цен (далее — ИПЦ) в месяце повышения принимается за 1 или 100 %. Для проведения дальнейшей индексации исчисление ИПЦ осуществляется с месяца, следующего за месяцем повышения денежного дохода ( абз. 2 п. 5 Порядка № 1078). Право на индексацию у работников возникнет, когда ИПЦ нарастающим итогом превысит установленный порог индексации (с 01.01.2016 г. — 103 %).

То есть базовым месяцем для индексации зарплаты будет месяц, в котором повысили оклад (тарифную ставку) по должности. При этом установление или увеличение других постоянных составляющих зарплаты (надбавок, доплат, премий и т. д.) без увеличения должностного оклада (тарифной ставки) не влияет на изменение базового месяца. Другими словами, в случае увеличения зарплаты только лишь за счет постоянной доплаты, надбавки, премии и т. д. без увеличения должностного оклада сумму индексации не нужно уменьшать на размер такого увеличения зарплаты. Следовательно в этом месяце проводить сравнительные расчеты для определения права на индексацию не нужно ( абз. 5 п. 5 Порядка № 1078). Работнику продолжают выплачивать суммы индексации, исчисленные в зависимости от последнего повышения оклада.

Кроме того, для отдельных работников (вновь принятых, переведенных на другую работу, вышедших из отпуска для ухода за ребенком до 3 (6) лет) Порядком № 1078 предусмотрен особый механизм исчисления ИПЦ. Так, согласно п. 102 данного Порядка для такой категории работников предусмотрен механизм исчисления ИПЦ с месяца, следующего за месяцем повышения должностного оклада (тарифной ставки) по должности, которую занимает работник. То есть для индексации зарплаты таких работников ориентиром будет месяц последнего повышения оклада в штатном расписании учреждения по занимаемой должности*.

* Подробнее об индексации вновь принятых работников по-новому читайте в консультации специалиста Минсоцполитики в «ОТ», 2016, № 8, с. 28. — Примеч. ред.

Эти новые правила применяют без малого почти год. Но иногда у бухгалтеров бюджетных учреждений возникают определенные трудности с индексацией зарплаты работников, принятых на новосозданные должности, а также в результате присвоения работнику более высокой категории, тарифного разряда. Ведь в бюджетной сфере надо учитывать некоторые особенности.

Согласно абз. 11 п. 5 Порядка № 1078 в случае, когда ИПЦ для проведения индексации, рассчитанный нарастающим итогом, превысит 10 %, Кабмин должен принять решение о повышении тарифных ставок (окладов) работникам бюджетной сферы, органам госвласти, местного самоуправления, прокуратуры и других органов с учетом суммы индексации, которая складывается на момент повышения. Кроме того, ст. 8 и 13 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР предусмотрено, что условия размера оплаты труда работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, определяются Кабинетом Министров, на основании его актов. То есть бюджетные учреждения повышают должностные оклады только согласно актам Кабмина, на законодательном уровне. Все это означает, что в бюджетных учреждениях в вопросах индексации зарплаты нужно ориентироваться на последнее законодательное повышение окладов для соответствующей категории работников. Поэтому и для вновь принятых работников (независимо от месяца введения должности в штатное расписание учреждения), и для работников, у которых повысился разряд или категория (и в результате индивидуально увеличился оклад), при индексации зарплаты «базовым» месяцем будет месяц повышения тарифных ставок (окладов) согласно решениям Кабмина (законодательного повышения).

Учитывая вышесказанное, рассмотрим на примерах, как индексировать «бюджетную» зарплату работников в некоторых ситуациях.

Новая должность в штатном расписании ОМС

Пример 1. В органе местного самоуправления в сентябре 2016 года ввели должность специалиста-землеустроителя с должностным окладом 1723 грн., на которую с 05.09.2016 г. был принят работник.

Как индексировать зарплату такого новопринятого работника: ориентироваться на месяц введения должности в штатное расписание (сентябрь 2016 года) или на месяц, в котором были повышены оклады должностным лицам местного самоуправления согласно постановлению КМУ от 09.12.2015 г. № 1013 (декабрь 2015 года)?

Как мы сказали выше, в бюджетной сфере должностные оклады повышают только на основании соответствующих нормативно-правовых актов. Поэтому если в штатное расписание органа местного самоуправления (далее — ОМС) была введена новая должность, то размер должностного оклада по ней будет установлен согласно требованиям соответствующего постановления КМУ.

А значит,

для индексации зарплаты работников бюджетной сферы, принятых на вновь созданные должности, следует ориентироваться не на месяц введения должности в штатное расписание, а на месяц последнего законодательного повышения оклада для этой должности (согласно нормативно-правовым актам).

Так, оклады должностных лиц ОМС последний раз повышались в декабре 2015 года ( п.п. 3 п. 1 постановления КМУ «Об упорядочении структуры заработной платы, особенности проведения индексации и внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты» от 09.12.2015 г. № 1013). Следовательно, если в сентябре 2016 года в штатное расписание ОМС была введена новая должность по категории «должностное лицо ОМС», то при индексации зарплаты работника, принятого на такую должность, следует ориентироваться на последнее законодательное повышение окладов для данной категории работников, т. е. базовым месяцем будет декабрь 2015 года. Прирост ИПЦ рассчитывают с месяца, следующего за месяцем повышения окладов ( п. 5 Порядка № 1078). Впервые право на индексацию зарплаты возникло в июне 2016 года. Коэффициент индексации составил 5,1 % (1,009январь х 0,996февраль х 1,01март х 1,035апрель х 100 - 100), а сумма индексации — 73,95 грн. (1450 грн. х 5,1 %). На этот же коэффициент (5,1 %) следует индексировать зарплату и в июле — октябре 2016 года.

Таким образом, уже в сентябре 2016 года должностное лицо ОМС, принятое на должность, которая введена в штатное расписание в сентябре 2016 года, будет иметь право на индексацию зарплаты. При этом поскольку лицо отработало не полный месяц (принято на работу с 05.09.2016 г.), то индексацию выплачивают пропорционально отработанному времени ( абз. 7 п. 4 Порядка № 1078, письмо Минсоцполитики от 25.02.2016 г. № 75/10/136-16).

Сумма индексации зарплаты за сентябрь 2016 года составит:

73,95 грн. : 22 р. дн. х 20 р. дн. = 67,23 грн.,

где 73,95 — сумма индексации для «базового» декабря-2015 при полностью отработанном месяце;

22 — количество рабочих дней по графику работы в сентябре 2016 года;

20 — фактически отработанные дни в сентябре 2016 года.

Увеличена штатная численность работников госоргана

Пример 2. В управлении госоргана (госслужба) было 2 штатных единицы по должности «главный государственный социальный инспектор». В августе 2016 года увеличили штатную численность таких инспекторов до 4 единиц, т. е. дополнительно ввели еще 2 единицы по должности главных государственных социальных инспекторов, на которые были переведены лица с других управлений госоргана.

С 1 мая 2016 года произошла реформа госслужбы. С этого момента оплата труда госслужащих осуществляется по новым условиям. Так, с 01.05.2016 г. при определении должностных окладов госслужащих руководствуются приложениями 1 и 3 к постановлению КМУ «Некоторые вопросы оплаты труда государственных служащих в 2016 году» от 06.04.2016 г. № 292*. Согласно этим приложениям в мае 2016 года произошло увеличение должностных окладов госслужащих.

* См. «ОТ», 2016, № 8, с. 7. — Примеч. ред.

Оклад по должности главного государственного социального инспектора также был повышен в мае 2016 года**.

** Должность государственного социального инспектора отнесена к 7-й группе по оплате труда ( постановлением КМУ от 14.09.2016 г. № 633 дополнили приложение 3 к постановлению № 292). В частности, к 7-й группе оплаты труда «Должности главных специалистов государственных органов» отнесены должности: главных государственных ревизоров — инспекторов, главных государственных инспекторов, главных государственных социальных инспекторов, главных казначеев, главных инспекторов. Изменения применяют с 01.05.2016 г.Примеч. ред.

Увеличение количества штатных единиц не влияет на определение базового месяца. Основополагающим является то, что повышение оклада по должности «главный государственный социальный инспектор» произошло в мае 2016 года. Именно на этот месяц следует ориентироваться при индексации зарплаты работников, принятых на такие дополнительные должности.

С июня 2016 года для такой категории работников (в том числе для вновь принятых, переведенных на другую работу или из других учреждений, экс-декретчиц) начинают расчет ИПЦ до превышения порога индексации — 103 %.

Поскольку прирост ИПЦ за август 2016 года не превысил установленный порог индексации (0,998июнь х 0,999июль х 0,997август х 100 = 99,4 % < 103 %), в октябре 2016 года (месяце, следующем за месяцем, в котором обнародован индекс инфляции за август 2016 года) право на индексацию зарплаты у госслужащих, в том числе и главных государственных социальных инспекторов, не наступило.

Повысился разряд или категория у работника

Пример 3. Работнику в октябре 2016 года по результатам аттестации установили более высокий тарифный разряд по ЕТС (с 9-го на 10-й). Становится ли такой месяц базовым для целей индексации зарплаты?

Работникам, оплату труда которых осуществляют на основании Единой тарифной сетки (ЕТС) на законодательном уровне последний раз повышали должностные оклады в мае 2016 года согласно постановлению КМУ от 06.04.2016 г. № 288. Месяц повышения окладов стал базовым.

В ситуации, приведенной в вопросе, увеличение тарифной ставки (оклада) происходит индивидуально в результате повышения квалификационной категории, по результатам проведенной аттестации работника. При этом сами размеры должностных окладов, установленные согласно постановлению КМУ «Об оплате труда работников на основании единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 г. № 1298, в октябре 2016 года не изменялись. То есть можно говорить о том, что размер должностного оклада по соответствующей должности (без привязки к конкретному работнику) не изменен.

Поэтому если в октябре 2016 года работнику повышена категория, а вследствие этого увеличен и должностной оклад, базовым для него остается май 2016 года***.

*** Аналогичный вывод был сделан в письме Минсоцполитики от 21.03.2016 г. № 138/10/136-16. — Примеч. ред.

Для базового мая-2016 в октябре 2016 года право на индексацию зарплаты не наступило, так как прирост ИПЦ нарастающим итогом не превысил порог индексации.

Аналогичный подход применяют в случае присвоения педагогическим работникам педзваний, за которые устанавливается повышение в процентах к должностному окладу и при этом образуются новые ставки (должностные оклады) ( п. 34 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102), повышения педагогической нагрузки.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше