Об исчислении средней зарплаты для расчета страховых выплат

В избранном В избранное
Печать
Министерство социальной политики Украины
Оплата труда Август, 2017/№ 16
Письмо от 07.04.2016 г. № 101/18/99-16

Департамент социального страхования и партнерства Минсоцполитики рассмотрел письмо <…> об исчислении средней заработной платы для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию и сообщает.

К вопросу 1. В соответствии с пунктом 2 части четвертой статьи 19 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» (далее — Закон № 1105) застрахованные лица, которые в течение двенадцати месяцев перед наступлением страхового случая по данным Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования имеют страховой стаж менее шести месяцев, имеют право на пособие по беременности и родам — исходя из начисленной заработной платы, из которой уплачиваются страховые взносы, но в расчете на месяц не выше двукратного размера минимальной заработной платы и не меньше размера минимальной заработной платы, установленной законом в месяце наступления страхового случая.

Согласно пункту 29 Порядка исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26.09.2001 г. № 1266 (в редакции постановления Кабинета Министров Украины от 26.06.2015 г. № 439) (далее — Порядок), если в течение двенадцати месяцев перед наступлением страхового случая по данным Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования застрахованное лицо имеет страховой стаж менее шести месяцев, средняя заработная плата для расчета пособия по беременности и родам определяется исходя из начисленной заработной платы, из которой уплачиваются страховые взносы, но в расчете на месяц не выше двукратного размера минимальной заработной платы и не меньше размера минимальной заработной платы, установленного законом в месяце наступления страхового случая.

Учитывая изложенное, пособие по беременности и родам в таком случае необходимо рассчитывать в такой последовательности:

рассчитывается среднедневная заработная плата исходя из фактических выплат, из которых уплачиваются страховые взносы;

рассчитываются суммы среднедневной максимальной и минимальной выплат;

сумма фактической среднедневной выплаты сравнивается с минимальной и максимальной среднедневной выплатой (рассчитанной из двукратного размера минимальной заработной платы);

если сумма фактической среднедневной выплаты является больше, чем минимальная среднедневная выплата, но не превышает максимальной среднедневной выплаты, эта сумма умножается на количество дней, подлежащих оплате;

если сумма фактической среднедневной выплаты превышает максимальную выплату, то сумма пособия рассчитывается исходя из максимальной выплаты.

Алгоритм определения величины, которая применяется для исчисления пособия по беременности и родам в указанном случае (90,54 грн.), приведен в пункте 8 раздела III «Для расчета выплат для назначения пособия по беременности и родам, пособия по временной нетрудоспособности, а также оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности за счет средств работодателя» Примеров исчисления средней заработной платы (дохода) по видам общеобязательного государственного социального страхования (далее — Примеры), утвержденных приказом Минсоцполитики от 21.10.2015 г. № 1022, размещенных на сайте Министерства социальной политики в рубрике «Нормативная база 2015 год».

При выполнении требований абзацев второго и третьего пункта 29 Порядка в части определения суммы страховой выплаты в расчете на месяц применяется алгоритм ограничения, аналогичный приведенному для ограничения максимальной величиной базы начисления единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (пункт 4 Примеров), а именно: если в полном месяце периода отпуска по беременности и родам рассчитанная сумма выплаты превышает двукратный размер минимальной заработной платы (это, как правило, месяцы, в которых 31 календарный день), то сумма пособия по беременности и родам в этом месяце ограничивается этой величиной (2756 грн.). Соответственно уменьшается общая сумма страховых выплат.

К вопросу 2. В примере 6 этого раздела приведен алгоритм расчета размера пособия по временной нетрудоспособности с учетом следующего.

Согласно пункту 3 Порядка среднедневная заработная плата исчисляется путем деления начисленной за расчетный период (12 календарных месяцев) заработной платы, на которую начислен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование и/или страховые взносы на соответствующие виды общеобязательного государственного социального страхования, на количество календарных дней занятости (пребывания в трудовых отношениях) в расчетном периоде без учета календарных дней, не отработанных по уважительным причинам, — временная нетрудоспособность, отпуск в связи с беременностью и родами, отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и шестилетнего возраста по медицинскому заключению, отпуск без сохранения заработной платы.

Подпунктом 3 пункта 3 раздела IV Инструкции о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 20.04.2015 г. № 449, предусмотрено, что если начисление заработной платы осуществляется за предыдущий период, в частности в связи с уточнением количества отработанного времени, выявлением ошибок, они включаются в заработную плату того месяца, в котором были осуществлены начисления.

Кроме того, согласно пункту 5 статьи 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996 хозяйственные операции должны быть отражены в учетных регистрах в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены.

Особенности учета и отражения фонда оплаты труда определены в Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата Украины от 13.01.2004 г. № 5. Согласно подпункту 1.6.2 Инструкции, если начисления фонда оплаты труда осуществляются за предыдущий период, в частности в связи с уточнением количества отработанного времени, выявлением ошибок, они отражаются в фонде оплаты труда того месяца, в котором были осуществлены начисления.

Таким образом, законодательно определен период отражения фонда оплаты труда в первичном документе бухгалтерского учета, который содержит сведения о хозяйственной операции и подтверждает ее осуществление.

Следовательно, при исчислении средней заработной платы для расчета страховых выплат может учитываться только заработок, из которого в расчетном периоде уплачены страховые взносы (единый взнос) в Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности, подлежащий делению на календарные дни пребывания в трудовых отношениях в расчетном периоде без учета календарных дней, не отработанных по уважительным причинам.

К вопросу 3. До утверждения Кабинетом Министров Украины указанного Порядка его проект в соответствии с Регламентом Кабинета Министров Украины, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 18.07.2007 г. № 950, был согласован Министерством юстиции Украины, Министерством финансов Украины, Министерством экономического развития и торговли Украины, Министерством обороны Украины, Министерством внутренних дел Украины, Службой безопасности Украины, Пенсионным фондом Украины и социальными партнерами.

С целью предоставления практической помощи органам фондов социального страхования и работодателям в применении норм Порядка для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию на случай безработицы, от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, пособия по временной потере трудоспособности и в соответствии с абзацем вторым пункта 34 Порядка Министерством разработаны и утверждены условные примеры исчисления средней заработной платы (дохода) по видам общеобязательного государственного социального страхования, которые будут способствовать упрощению практического применения расчета страховых выплат по видам социального страхования в соответствии с Порядком.

В соответствии с пунктами 2 и 6 Положения о государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств, других органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 28.12.92 г. № 731 (с изменениями), Министерство юстиции Украины осуществляет государственную регистрацию нормативно-правовых актов министерств, других центральных органов исполнительной власти, которые затрагивают права, свободы и законные интересы граждан или имеют межведомственный характер.

При этом перечень признаков, при наличии которых акты не подаются на государственную регистрацию, определен пунктом 5 указанного Положения, это, в частности, нормативно-технические документы (национальные и региональные стандарты, технические условия, строительные нормы и правила, тарифно-квалификационные справочники, кодексы устоявшейся практики, формы отчетности, в том числе относительно государственных статистических наблюдений, административных данных и т. п.).

Поскольку указанный приказ не устанавливает новых правовых норм, подготовлен для предоставления практической помощи органам фондов социального страхования и работодателям и имеет сугубо рекомендательный характер, то в соответствии с нормами действующего законодательства этот приказ не требует предоставления в Министерство юстиции Украины для проведения государственной регистрации.

Обращаем также внимание, что по результатам проведенной Министерством юстиции Украины ежемесячной безвыездной проверки Министерства социальной политики Украины относительно соблюдения законодательства о государственной регистрации нормативно-правовых актов нарушения требований указанного законодательства не обнаружены.

Директор Департамента социального страхования и партнерства А. Савенко

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

Применяем ограничение декретных от 1 МЗП до 2 МЗП. Учитываем зарплатные корректировки в расчете средней зарплаты

У вашей работницы, которая собралась в декретный отпуск, страховой стаж за последние 12 месяцев перед началом такого отпуска меньше 6 месяцев?

Вариантов событий, когда такая ситуация могла сложиться, несколько: женщина перед уходом в декрет до недавнего времени находилась в отпуске для ухода за ребенком до 6 лет или уходит в декрет, не выходя из отпуска для ухода за ребенком до 6 лет, а может, ваша работница — «новичок» и отказывается предоставить справку по форме ОК-5 (ОК-7), или это вообще ее первое место работы.

Ситуации достаточно разные, но все их объединяет одно — алгоритм расчета декретного пособия.

Так, п. 2 ч. 4 ст. 19 Закона № 1105 определено: если в течение 12 месяцев перед наступлением страхового случая согласно данным Госреестра застрахованное лицо имеет страховой стаж менее 6 месяцев, сумму пособия по беременности и родам определяют исходя из начисленной зарплаты, из которой уплачиваются страховые взносы, но в расчете на месяц не выше двукратного размера минзарплаты (2 МЗП) и не менее размера минзарплаты (1 МЗП), установленного законом в месяце наступления страхового случая (аналогичная норма содержится в абз. 3 п. 29 Порядка № 1266).

Давайте посмотрим, как на практике работает эта норма и какие действия должен совершить работодатель (страхователь). Итак, для этого нужно:

Шаг 1. Рассчитать фактическую среднедневную зарплату работницы. Для этого зарплату, начисленную в расчетном периоде и с которой уплачен ЕСВ, разделите на календарные дни в расчетном периоде (за исключением календарных дней, не отработанных по уважительным причинам, указанным в п. 3 Порядка № 1266).

Шаг 2. Найти суммы двух ограничивающих показателей:

1) исходя из одной минзарплаты:

МЗП : 30,44 (среднемесячное количество календарных дней) = МЗПср:

3200 : 30,44 = 105,12 (грн.);

2) исходя из двух минзарплат:

2 МЗП : 30,44 = 2 МЗПср:

(3200 х 2) : 30,44 = 210,24 (грн.).

Шаг 3. Сравнить фактическую зарплату с двумя ограничивающими показателями.

Если сумма фактической среднедневной зарплаты больше 105,12 грн. (1 МЗПср), но не превышает 210,24 грн. (2 МЗПср), сумма декретного пособия исчисляется исходя из фактической среднедневной зарплаты.

Если сумма фактической среднедневной зарплаты превышает 210,24 грн. (2 МЗПср), то сумма декретного пособия рассчитывается исходя из 210,24 грн. (2 МЗПср).

Если сумма фактической среднедневной зарплаты окажется меньше минимальной среднедневной — 105,12 грн., то сумма пособия рассчитывается исходя из минимальной выплаты.

А теперь внимание на полные месяцы (с первого по последнее число месяца включительно) нахождения женщины в декретном отпуске! Здесь мы подошли к моменту «срезания» и «дотягивания» декретного пособия до обозначенного п. 2 ч. 4 ст. 19 Закона № 1105 уровня-ограничителя: в расчете на месяц не выше двукратного размера минзарплаты (2 МЗП) и не менее размера минзарплаты (1 МЗП).

Если в расчете на месяц (в полном месяце нахождения женщины в декретном отпуске) сумма пособия получилась меньше размера МЗП — 3200 грн., то пособие за этот месяц нужно «дотянуть» до ее размера, т. е. начислить за этот месяц 3200 грн. (см. письмо Минсоцполитики от 23.06.2016 г. № 215/18/99-16). Аналогичен подход и к «срезанию» пособия. Если в полном месяце декретного отпуска сумма пособия превысит двукратный размер минзарплаты — 6400 грн., то декретные за этот месяц необходимо «срезать» до 6400 грн.

Корректировка зарплатных выплат в расчетном периоде

Порядок расчета больничных в случае, когда в расчетном периоде проводились корректировки заработной платы (в том числе в связи с уточнением рабочего времени), проиллюстрирован в примере 6 раздела III Примеров исчисления средней заработной платы (дохода) по видам общеобязательного государственного социального страхования, утвержденных приказом Минсоцполитики от 21.10.2015 г. № 1022.

Из него следует, что среднедневную зарплату для расчета больничных (декретных) нужно определять исходя из зарплатных выплат, обложенных ЕСВ и фактически начисленных в расчетном периоде, а дни за расчетный период принимаются для расчета среднедневной зарплаты с учетом корректировок рабочего времени того месяца, за который они осуществлены. Поясним это правило подробнее.

Условно можно обозначить три основных типа корректировок и то, как они будут влиять на расчет среднедневной зарплаты:

1. Корректировка зарплаты без уточнения отработанного времени.

Если доначислена зарплатная выплата за прошлые периоды, то для исчисления среднедневной зарплаты ее считают доходом того месяца, в котором произвели такое доначисление. Сторнированную сумму зарплаты учитывают в общей сумме зарплаты в месяце ее сторнирования.

2. Корректировка отпускных.

Нужно сказать, что учет корректировки отпускных в расчете среднедневной зарплаты имеет свои существенные особенности. Объясним почему. Если все корректируемые зарплатные выплаты работника учитываются в том месяце расчетного периода, в котором осуществляется корректировка этих доходов, то с отпускными все не так. Суммы корректируемых отпускных распределяются пропорционально календарным дням того месяца, на который приходятся дни отпуска в соответствующем месяце. Если корректируете сумму отпускных за июль, относите ее к июлю, за август — к августу и т. д. Поэтому и при расчете средней зарплаты суммы корректировки отпускных вы должны отнести к тому календарному месяцу, за который вы делаете корректировку.

3. Корректировка связана с уточнением отработанного времени и пропущенного времени по одной из уважительных причин, перечисленных в п. 3 Порядка № 1266.

Корректировка дней (отработанного времени) за расчетный период учитывается в том месяце, на которые такая корректировка приходится. Это, в частности, касаетсятакой широко распространенной на практике ситуации, как сторнирование зарплаты за прошлый месяц в текущем месяце в связи с тем, что в прошлом месяце работник был на больничном. При этом сторнирование заработка все равно учитывается в том месяце, в котором они были произведены. Так, например, если вы в августе сторнируете зарплату за июль, в связи с тем что работник болел в июле, то дни вы будете исправлять в табеле работника за июль, а корректировку зарплаты учтете в общей сумме зарплаты за август.

Учтите, что если корректировка связана с уточнением отработанного времени и пропущенного времени по одной из уважительных причин (болезнь, декретный отпуск и т. д.), перечисленных в п. 3 Порядка № 1266, то такие дни должны быть исключены из расчетного периода, а доход за эти дни (больничные, декретные) не участвует в расчете среднедневной зарплаты (подробнее об учете корректировок в расчетном периоде читайте в газетах «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 15, с. 25, «Оплата труда», 2017, № 2, с. 19).

Леся МАКСИМЕНКО, эксперт по вопросам оплаты труда (e-mail: оt@id.factor.ua)

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить