Темы статей
Выбрать темы

Об определении коэффициентов корректировки при расчете отпускных

Министерство социальной политики Украины
Письмо от 20.04.2017 г. № 1227/0/101-17/282

Департамент заработной платы и условий труда рассмотрел письмо о применении пункта 10 Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.1995 г. № 100 (далее — Порядок), и сообщает.

В соответствии с пунктом 10 Порядка в случаях повышения тарифных ставок и должностных окладов в учреждении, организации в соответствии с актами законодательства, а также по решениям, предусмотренным в коллективных договорах (соглашениях), как в расчетном периоде, так и в периоде, в течение которого за работником сохраняется средний заработок, заработная плата, включая премии и прочие выплаты, учитываемые при исчислении средней заработной платы, за промежуток времени до повышения корректируются на коэффициент их повышения.

Исходя из содержания письма, работник был переведен на нижеоплачиваемую должность с 01.12.2016 г. С 26 декабря по 20 января работник находился в ежегодном отпуске.

Учитывая, что в расчетном периоде (декабрь 2015 года — ноябрь 2016 года) состоялось повышение окладов согласно постановлению Кабинета Министров Украины (в мае 2016 года), то при исчислении средней заработной платы заработную плату до мая необходимо откорректировать на коэффициент повышения оклада работника. Заработная плата за май — ноябрь 2016 года учитывается в начисленном работнику размере.

Согласно абзацу 2 пункта 10 Порядка в случаях, когда повышение тарифных ставок и окладов состоялось в периоде, в течение которого за работником сохранялся средний заработок, по этому заработку осуществляются начисления только в части, касающейся дней сохранения средней заработной платы со дня повышения тарифных ставок (окладов).

Поскольку в периоде, когда работник находился в ежегодном отпуске, состоялось повышение должностных окладов, необходимо откорректировать средний заработок, который за работником сохранялся с 01.01.2017 г. по 20.01.2017 г., и доначислить причитающиеся ему средства.

Директор Департамента А. Товстенко

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

Корректируем средний заработок: как учесть законодательное повышение окладов и повышение/понижение оклада в связи с переводом на другую должность

На практике часто бывают случаи, когда возникает вопрос: каким образом нужно откорректировать зарплату, учитываемую при расчете среднего заработка, на коэффициент повышения окладов? Оказывается, найти правильный ответ для «переплетенных» ситуаций бывает не так уж и просто.

И виной тому — обобщенные и достаточно скупые нормы «корректирующего» п. 10 Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100 (далее — Порядок № 100). Приведенные в этой норме всего три абзаца из пяти предложений не дают четкого понимания их использования. Особенно для случаев, когда в расчетном периоде состоялось несколько законодательных повышений окладов и при этом работник переходил на другие должности (выше- или нижеоплачиваемые) либо ему повышалась (снижалась) категория или разряд.

Именно поэтому в поисках истины по таким «усложненным» ситуациям мы и обратились к «трудооплатному гуру» — Минсоцполитики.

Приведем сам запрос:

«Работник бюджетного учреждения (13-й тарифный разряд, оплата труда по ЕТС) был переведен на другую должность (10-й тарифный разряд) с 1 декабря 2016 года. В декабре 2016 года ему был предоставлен ежегодный отпуск продолжительностью 24 календарных дня с 26.12.2016 г. по 20.01.2017 г. включительно.

На какой коэффициент повышения должностного оклада нужно было корректировать заработную плату за расчетный период для расчета средней зарплаты для оплаты дней отпуска, если должностные оклады были повышены с 1 декабря 2016 года? Как правильно определить коэффициент повышения для корректировки средней зарплаты для оплаты отпуска, приходящегося на период с 1 января 2017 года?

В чем особенность такой ситуации?

Во-первых, в том, что в течение расчетного периода (декабрь-2015 — ноябрь-2016) оклады работникам с оплатой по ЕТС законодательно повышали дважды: с 1 мая и с 1 декабря 2016 года.

Во-вторых, дата перевода работника на другую (нижеоплачиваемую должность) — 1 декабря — совпадает с датой второго законодательного повышения окладов по ЕТС (с 1 декабря). Кроме того, в период пребывания в отпуске (по новой должности) происходит очередное законодательное повышение окладов по ЕТС (с 1 января 2017 года).

Как учесть эти повышения окладов для корректировки заработка? Ведь в декабре 2016 года (в месяце, в котором предоставлен отпуск) работник состоит в должности, соответствующей 10-му тарифному разряду, а заработная плата в расчетном периоде была начислена по должности, соответствующей 13-му тарифному разряду.

Решение спорных моментов предлагает Минсоцполитики в комментируемом письме. Для того чтобы «подкрепить» эти разъяснения конкретными цифрами и убедиться в официальной позиции Министерства по данному вопросу, предлагаем рассмотреть наглядные примеры относительно этой ситуации в комментарии специалиста Минсоцполитики (см. далее комментарий специалиста «Перевод на нижеоплачиваемую должность и законодательное повышение окладов в одном месяце: учитываем особенности корректировки «средней»). Из предоставленных разъяснений можно сделать следующие выводы:

1. Само по себе «персональное» повышение/понижение оклада в результате перевода на другую выше- /нижеоплачиваемую должность, присвоения более высокого/низкого разряда не является основанием для проведения корректировки. То есть, если в результате «индивидуальных» причин состоялось изменение оклада, то именно по этому поводу корректировку зарплаты не проводим. Это следует из абз. 3 п. 10 Порядка № 100.

2. Расчетный период делим на периоды до каждого законодательного повышения окладов и определяем коэффициент корректировки для каждого периода.

Важно! Корректировку проводим по той должности, которую работник занимал на дату законодательного повышения должностных окладов.

3. Если в расчетном периоде одно из законодательных повышений окладов состоялось в период пребывания работника на старой должности, а следующее — в период работы на новой, то заработок по старой должности (за месяцы до первого повышения) корректируют на коэффициент первого законодательного повышения окладов. Зарплату после даты первого законодательного повышения оклада и до даты перевода на новую должность («персонального» изменения оклада) — не корректируют (для расчета среднего заработка учитывают в фактически начисленной сумме).

4. Если дата перевода на новую должность («персональное» изменение оклада) совпадает с датой законодательного повышения окладов, зарплату за период до даты перевода на новую должность не корректируют. Объясняют это тем, что в таком случае у работника нет предыдущего оклада по новой должности. Поэтому коэффициент повышения не рассчитывается.

5. Если очередное законодательное повышение окладов происходит в период сохранения среднего заработка по новой должности, то именно на коэффициент повышения окладов по новой должности будем корректировать начисленный средний заработок за дни, приходящиеся на период такого сохранения с даты законодательного повышения окладов.

Как видим, специалистов Минсоцполитики ничуть не смущает тот факт, что возможны ситуации, когда рассчитанная зарплата (и средний заработок) может быть по старой должности, а корректировать этот средний заработок за дни отпуска будем по коэффициенту повышения оклада по новой должности. Вот такое «эксклюзивное» виденье предлагает Министерство для использования в совокупности норм абз. 1 — 3 п. 10 Порядка № 100.

Людмила ТРОХИМЕНКО, заместитель главного редактора (e-mail: l.trokhimenko@id.factor.ua)

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА МИНСОЦПОЛИТИКИ

Перевод на нижеоплачиваемую должность и законодательное повышение окладов в одном месяце: учитываем особенности корректировки «средней»

Неля СИНЬКО, начальник отдела оплаты труда во внебюджетной сфере Департамента по вопросам государственного регулирования заработной платы и условий труда Министерства социальной политики Украины

Работник бюджетного учреждения (13-й тарифный разряд, оплата труда по ЕТС) был переведен на другую должность (10-й тарифный разряд) с 1 декабря 2016 года. В декабре 2016 года ему был предоставлен ежегодный отпуск продолжительностью 24 календарных дня с 26.12.2016 г. по 20.01.2017 г. включительно.

На какой коэффициент повышения должностного оклада нужно было корректировать заработную плату за расчетный период для расчета средней зарплаты для оплаты дней отпуска, если должностные оклады были повышены с 1 декабря 2016 года? Как правильно определить коэффициент повышения для корректировки средней зарплаты для оплаты отпуска, который приходится на период с 1 января 2017 года?

(вопрос из электронной почты редакции: ot@id.factor.ua)

Напомним, что отпускные рассчитываются согласно Порядку исчисления средней заработной платы, утвержденному постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100 (далее — Порядок № 100).

Согласно абз. 1 п. 10 этого Порядка в случаях повышения тарифных ставок и должностных окладов в учреждении, организации в соответствии с актами законодательства, а также по решениям, предусмотренным в коллективных договорах (соглашениях), как в расчетном периоде, так и в периоде, в течение которого за работником сохраняется средний заработок, заработная плата, включая премии и прочие выплаты, учитываемые при исчислении средней заработной платы, за промежуток времени до повышения корректируются на коэффициент их повышения. На хозрасчетных предприятиях и в организациях корректировка заработной платы и других выплат осуществляется с учетом их финансовых возможностей.

Исходя из откорректированной таким образом заработной платы в расчетном периоде, по установленным нормам в пп. 6, 7 и 8 разд. ІV Порядка № 100 определяется среднедневной (часовой) заработок. В случаях, когда повышение тарифных ставок и окладов состоялось в периоде, в течение которого за работником сохранялся средний заработок, по этому заработку осуществляются начисления только в части, касающейся дней сохранения средней заработной платы со дня повышения тарифных ставок (окладов) ( абз. 2 Порядка № 100).

Коэффициент корректировки определяют путем деления оклада, установленного работнику после повышения должностных окладов, на оклад, который был у такого работника до повышения (см. письмо Минтруда от 24.10.2008 г. № 696/13/84-08).

В случае изменения тарифной ставки (должностного оклада) работнику в связи с присвоением более высокого разряда, переводом на другую вышеоплачиваемую работу (должность) и т. п. такая корректировка средней заработной платы не осуществляется ( абз. 3 п. 10 Порядка № 100).

В рассматриваемой ситуации работник с 1 декабря 2016 года был переведен на другую нижеоплачиваемую должность: с должности, соответствующей 13-му тарифному разряду по ЕТС, на должность, соответствующую 10-му тарифному разряду по ЕТС. Отпуск был предоставлен с 26 декабря 2016 года по 20 января 2017 года. Расчетный период: декабрь 2015 года — ноябрь 2016 года.

В общем случае при переводе на другую должность, в том числе и нижеоплачиваемую, корректировка заработка не осуществляется. Но нужно учесть, что для работников с оплатой по ЕТС должностные оклады повышались на законодательных основаниях:

— с 1 мая 2016 года согласно постановлению КМУ от 06.04.2016 г. № 288;

— с 1 декабря 2016 года согласно постановлению КМУ от 23.11.2016 г. № 840;

— с 1 января 2017 года согласно постановлению КМУ от 28.12.2016 г. № 1037.

Как учесть такое повышение окладов для корректировки заработка по условиям, изложенным для нашей ситуации? Ведь в декабре 2016 года (в месяце, в котором предоставлен отпуск) работник занимает должность, соответствующую 10-му тарифному разряду, а заработная плата в расчетном периоде (декабрь-2015 — ноябрь-2016) была начислена по должности, соответствующей 13-му тарифному разряду.

Прежде всего нужно исходить из того, что коэффициент повышения окладов (как в расчетном периоде, так и в периоде сохранения среднего заработка) определяем по той должности, на которой находился работник в соответствующих месяцах, поскольку во время работы работника именно на этой должности и состоялось законодательное повышение окладов.

ажно! При законодательном повышении окладов корректировка осуществляется по той должности, которую работник занимал на время повышения должностных окладов.

Далее последовательно рассмотрим повышение окладов в соответствии с постановлениями КМУ и условиями нашего вопроса.

Законодательное повышение окладов с 1 мая 2016 года. В расчетном периоде по состоянию на 01.05.2016 г. (дату повышения окладов в соответствии с постановлением КМУ от 06.04.2016 г. № 288) работник занимал должность, соответствующую 13-му тарифному разряду по ЕТС. Такую же должность он занимал и до 01.05.2016 г. Это значит, что для расчета отпускных согласно нормам Порядка № 100 зарплату, начисленную в расчетном периоде до повышения, следует «дотянуть» до майского повышения окладов. Другими словами, зарплату за декабрь 2015 года — апрель 2016 года (до повышения) нужно откорректировать на «майский» коэффициент повышения по должности, соответствующему 13-му тарифному разряду по ЕТС.

Законодательное повышение окладов с 1 декабря 2016 года. По состоянию на 01.12.2016 г. (дату повышения окладов в соответствии с постановлением КМУ от 23.11.2016 г. № 840) работник занимает должность, соответствующую 10-му тарифному разряду по ЕТС. То есть это уже другая должность, по которой работнику установлен должностной оклад после повышения. Таким образом, в случае перевода работника на другую должность в день законодательного повышения должностных окладов (01.12.2016 г.) выходит, что у него отсутствует предыдущий должностной оклад по новой должности (по 10-му разряду). Следовательно, для расчета отпускных заработная плата за май — ноябрь 2016 года не корректируется, а значит, учитывается в начисленном размере.

Законодательное повышение окладов с 1 января 2017 года. По состоянию на 01.01.2017 г. (дату повышения окладов в соответствии с постановлением КМУ от 28.12.2016 г. № 1037) работник занимает должность, соответствующую 10-му тарифному разряду по ЕТС. Такое повышение также должно быть учтено при корректировке средней заработной платы. Но нужно принять во внимание, что это повышение состоялось в периоде, когда работник находился в отпуске (за работником сохранялся заработок). При этом средний заработок корректируют только в части дней отпуска, приходящихся на период после повышения оклада, т. е. с 1 января 2017 года.

Следовательно, учитывая нормы абз. 2 п. 10 Порядка № 100, в рассматриваемом случае работнику необходимо откорректировать средний заработок, который за ним сохраняется с 01.01.2017 г. по 20.01.2017 г., и доначислить причитающиеся ему средства. Коэффициент корректировки при этом определяется по должности, соответствующей 10-му тарифному разряду.

Найдем коэффициенты корректировки (см. табл. 1).

Сначала определим коэффициент корректировки заработной платы за период декабрь 2015 года — апрель 2016 года:

2690 грн. : 2527 грн. = 1,0645,

где 2690 — должностной оклад, соответствующий 13-му тарифному разряду с 1 мая по 30 ноября 2016 года согласно постановлению КМУ от 06.04.2016 г. № 288;

2527 — должностной оклад, соответствующий 13-му тарифному разряду с 1 декабря 2015 года по 30 апреля 2016 года согласно постановлению КМУ от 09.12.2015 г. № 1013.

Далее рассчитаем коэффициент корректировки среднего заработка за период с 01.01.2017 г. по 20.01.2017 г.:

2912 грн. : 2430 грн. = 1,1984,

где 2912 — должностной оклад, соответствующий 10-му тарифному разряду с 1 января 2017 года согласно постановлению КМУ от 28.12.2016 г. № 1037;

2430 — должностной оклад, соответствующий 10-му тарифному разряду с 1 по 31 декабря 2016 года согласно постановлению КМУ от 23.11.2016 г. № 840.

Таблица 1

Перевод на другую должность с 1 декабря 2016 года

img 1

Теперь рассмотрим другой вариант развития событий. Предположим, если бы в рассматриваемой ситуации работник перешел на нижеоплачиваемую должность не с 01.12.2016 г., а, например, с 05.12.2016 г. Тогда картина с корректировкой заработной платы в расчетном периоде была бы совсем другой. Корректировке подлежала бы и сумма зарплаты за период май — ноябрь 2016 года, т. е. корректировался бы весь расчетный период (декабрь-2015 — ноябрь-2016) (см. табл. 2). Почему? Потому что тогда бы на момент законодательного повышения окладов (с 01.12.2016 г.) работник занимал ту же должность, по которой состоялось такое законодательное повышение окладов (соответствующую 13-му тарифному разряду по ЕТС).

Тогда коэффициент корректировки заработной платы в расчетном периоде (декабрь 2015 года — ноябрь 2016 года) определили бы с учетом двух законодательных повышений, а соответственно, и двух коэффициентов повышения. Общий коэффициент повышения зарплаты для такого варианта составит: 1,0645 х 1,1264 = 1,1991,

где 1,0645 — коэффициент корректировки заработной платы за период декабрь 2015 года — апрель 2016 года;

1,1264 — коэффициент корректировки заработной платы за период май — ноябрь 2016 года. Его определили по 13-му тарифному разряду (после и до повышения): 3030 грн. : 2690 грн. = 1,1264.

Таблица 2

Перевод на другую должность с 5 декабря 2016 года

img 2
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше