Темы статей
Выбрать темы

Ведение воинского учета в учреждении: как оплатить труд ответственного специалиста

Коновал Светлана, главный специалист отдела оплаты труда в бюджетной сфере Департамента заработной платы и условий труда
Воинский учет призывников и военнообязанных обязательно должны вести учреждения, предприятия, госорганы, органы местного самоуправления. Сейчас его ведение осуществляют по новым правилам. Однако отдельные аспекты остались незыблемыми — ведение воинского учета возлагают на отдельного специалиста или специалиста кадровой службы. Изменился ли подход в оплате труда за ведение воинского учета с приходом новых правил его организации? Об этом расскажем далее.

Для начала отметим, что в вопросе ведения воинского учета по месту работы с 19.12.2016 г. следует руководствоваться новым Порядком № 921. С указанной даты не применяется Положение № 377, поскольку оно утратило силу.

Штатные единицы для ведения воинского учета

В п. 10 Порядка № 921 указано количество штатных единиц, которое вводится для ведения воинского учета в госорганах, ОМС или в учреждениях, на предприятиях. Количество таких сотрудников зависит от численности призывников и военнообязанных в таких ведомствах и учреждениях (см. таблицу).

Количество призывников и военнообязанных на воинском учете*

Количество лиц, осуществляющих ведение воинского учета**

В госоргане (согласно п. 1 Порядка № 921 под госорганом в контексте этого Порядка следует понимать центральные и местные органы исполнительной власти, другие госорганы, исполнительные комитеты сельских, поселковых и городских советов***):

от 500 до 1000

1 лицо

от 1000 до 2000

2 лица

на каждые последующие 1000

по 1 лицу дополнительно

В учреждениях, организациях, на предприятиях и в учебных заведениях (независимо от подчиненности и формы собственности):

от 500 до 2000

1 лицо

от 2000 до 4000

2 лица

от 4000 до 7000

3 лица

на каждые последующие 3000

по 1 лицу дополнительно

* Для целей определения количества лиц, ответственных за ведение воинского учета, учитывается количество призывников и военнообязанных по состоянию на 1 января текущего года ( п. 12 Порядка № 921). ** Аналогичное количество лиц, осуществляющих ведение воинского учета по месту работы, предполагалось и п. 12 Положения № 377. Однако в старом Положении при определении количества лиц, осуществляющих ведение воинского учета, в госоргане использовали градацию по количеству призывников и военнообязанных как для учреждений (организаций, предприятий, учебных заведений). Сейчас количество единиц с такими функциями в госоргане такое же, как и для ОМС. *** В сельской местности, а также в городах и поселках, где отсутствуют районные (городские) военные комиссариаты, персонально-первичный учет призывников и военнообязанных (кроме военнообязанных СБУ, Службы внешней разведки) по месту их проживания ведется исполкомами сельских, поселковых и городских советов ( п. 23 Порядка № 921).

Если в исполкомах сельских, поселковых, городских советов, в учреждениях, организациях, на предприятиях введено двое или более работников, ответственных за ведение воинского учета, их объединяют в отдельное «воинскоучетное» подразделение (отдел, сектор, группу и т. п.). Об этом сказано в абз. 2 п. 12 Порядка № 921.

Резюмируем: при наличии в госоргане, ОМС или в учреждении, на предприятии более 500 призывников и военнообязанных в их штат вводится должность работника, ответственного за ведение воинского учета. Причем осуществление этой функции — его основная обязанность. А вот количество таких должностей (работников) зависит от численности призывников и военнообязанных, воинский учет относительно которых обязано вести ведомство/работодатель. Должностной оклад работника, ответственного за ведение воинского учета, устанавливают на уровне должностного оклада специалиста кадровой службы ( п. 13 Порядка № 921).

Однако на практике количество призывников и военнообязанных, как правило, составляет менее 500 лиц. Как быть в таком случае? Об этом — в следующем разделе.

Воинский учет — одна из обязанностей работника: когда есть доплата

В п. 11 Порядка № 921 указано: при наличии на воинском учете в госорганах, ОМС или в учреждении, на предприятии менее 500 призывников и военнообязанных обязанности по ведению воинского учета возлагаются на должностное лицо кадрового подразделения или службы управления персоналом. То есть, по сути, в таком случае ведением воинского учета занимается кадровик.

При этом п. 11 Порядка № 921 предполагает и установление кадровикам с функциями по ведению воинского учета доплаты в размере до 50 % должностного оклада.

Внимание! Доплата за ведение воинского учета не положена госслужащим.

Об этом указано в п. 11 Порядка № 921. В качестве стимулирующих выплат за дополнительную нагрузку в связи с ведением воинского учета госслужащим могут выплачивать надбавку за интенсивность труда или надбавку за выполнение особо важной работы согласно Положению № 15, премии согласно Положению о премировании, утвержденному в госоргане.

Впрочем, даже и другим специалистам (не госслужащим), одной из обязанностей которых является ведение воинского учета, не всегда положена доплата, предусмотренная Порядком № 921. Причины — далее.

Когда доплата за ведение воинского учета не положена. Если должностная инструкция специалиста кадровой службы содержит обязанность по ведению воинского учета, то доплата, предусмотренная п. 11 Порядка № 921, такому кадровику не выплачивается. Объясняется это тем, что в данном случае специалист кадровой службы при ведении воинского учета исполняет свои непосредственные обязанности, указанные в должностной инструкции, и получает соответствующую оплату, которая уже учитывает осуществление указанной функции.

При этом наличие в должностной инструкции специалиста кадровой службы обязанности по ведению воинского учета вполне обосновано. Дело в том, что в обязанности по должности «инспектор по кадрам» входят, в частности, функции по ведению учета личного состава учреждения, формирование и ведение личных дел работников (в том числе и заполнение личных карточек). Тогда как одной из составляющих ведения воинского учета и является заполнение раздела о воинском учете личной карточки работника.

Устанавливаем доплату за ведение воинского учета. Если должностная инструкция специалиста кадровой службы или другого работника не предусматривает ведения воинского учета, то ему допустимо установить доплату в размере до 50 % должностного оклада.

Внимание! Конкретный размер доплаты за ведение воинского учета (в предельном размере — до 50 % должностного оклада) определяет руководитель в зависимости от фактической численности призывников и военнообязанных, что и определяет нагрузку соответствующего специалиста по данной задаче.

Подчеркнем: доплата за ведение воинского учета не предусмотрена отраслевыми нормативно-правовыми актами по оплате труда. Следовательно, доплата за ведение воинского учета работникам бюджетной сферы и должностным лицам ОМС может быть установлена только в рамках фонда оплаты труда и после выплаты надбавок и доплат, предусмотренных отраслевыми нормативно-правовыми актами.

Также отметим, что аналогичный подход в установлении доплаты за ведение воинского учета в ОМС, учреждениях, на предприятиях применялся и до 19.12.2016 г., т. е. и в период действия Положения № 377 (ср. ). Поэтому, если до указанной даты доплата за ведение воинского учета выплачивалась, то и после 19.12.2016 г. (т. е. со вступлением в силу Порядка № 921) ее установление (кроме ее осуществления госслужащим) в рамках фонда оплаты труда обосновано.

Если должность специалиста с «воинскоучетными» функциями вакантна

Здесь рассмотрим ситуацию, когда должность специалиста по ведению воинского учета или специалиста кадровой службы (либо другого работника) с функциями по ведению воинского учета является вакантной.

В таком случае «обычные» бюджетники могут воспользоваться способами по выполнению обязанностей по вакантной должности — совмещение профессий (должностей) или увеличение объема выполняемых работ. Напомним о предписании п.п. «а» п.п. 3 п. 3 постановления № 1298, на основании которого утверждены все отраслевые нормативные документы по оплате труда работников по Единой тарифной сетке: доплата в размере до 50 % должностного оклада (тарифной ставки) устанавливается работникам за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников, совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания / увеличение объема выполняемых работ.

Тогда как должностным лицам ОМС постановлением № 268 не предусмотрено установление доплат за совмещение профессий (должностей) и увеличение объема выполняемых работ. Им может выплачиваться надбавка за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы (кроме руководящих работников и специалистов аппарата сельских, поселковых советов и их исполнительных органов) и премия как мера поощрения за выполнение обязанностей по ведению воинского учета ввиду вакантности должности, по которой возложена такая задача.

Выводы:

— При наличии на воинском учете более 500 призывников и военнообязанных вводится специалист по ведению воинского учета. По такой должности должностной оклад устанавливают на уровне должностного оклада специалиста кадровой службы.

— Если на воинском учете значится менее 500 призывников и военнообязанных, то обязанности по ведению воинского учета возлагают на специалиста кадровой службы. Ему осуществляют доплату за ведение воинского учета лишь в том случае, если обязанность по ведению воинского учета не зафиксирована в его должностной инструкции.

— Госслужащим не выплачивают доплату за ведение воинского учета.

Использованные документы и сокращения

Положение № 15Положение о применении стимулирующих выплат государственным служащим, утвержденное постановлением КМУ от 18.01.2017 г. № 15.

Положение № 377 — Положение о воинском учете военнообязанных и призывников, утвержденное постановлением КМУ от 09.06.94 г. № 377.

Порядок № 921 — Порядок организации и ведения воинского учета призывников и военнообязанных, утвержденный постановлением КМУ от 07.12.2016 г. № 921.

Постановление № 268 — постановление КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268.

Постановление № 1298 — постановление КМУ «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 г. № 1298.

ОМС — орган местного самоуправления.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше