Темы статей
Выбрать темы

О расчете коэффициента корректировки для расчета отпускных педагогическим работникам

Министерство социальной политики Украины
Письмо от 10.04.2017 г. № 1099/0/101-17/282

Департамент заработной платы и условий труда рассмотрел письмо о применении пункта 10 Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.1995 г. № 100 (далее — Порядок), и сообщает.

В соответствии с пунктом 10 Порядка в случаях повышения тарифных ставок и должностных окладов в учреждении, организации в соответствии с актами законодательства, а также по решениям, предусмотренным в коллективных договорах (соглашениях), как в расчетном периоде, так и в периоде, в течение которого за работником сохраняется средний заработок, заработная плата, включая премии и прочие выплаты, учитываемые при исчислении средней заработной платы, за промежуток времени до повышения корректируются на коэффициент их повышения.

Абзацем третьим пункта 10 Порядка установлено, что в случае изменения тарифной ставки (должностного оклада) работнику в связи с присвоением более высокого разряда, переводом на другую вышеоплачиваемую работу (должность) и т. п. такая корректировка средней заработной платы не осуществляется.

Согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 14 декабря 2016 г. № 974 «О внесении изменения в приложение 2 к постановлению Кабинета Министров Украины от 30 августа 2002 г. № 1298» с 01.01.2017 г. должностные оклады (ставки заработной платы) педагогических работников общеобразовательных учебных заведений повысились на 2 тарифных разряда. Указанное решение было принято с целью повышения престижности работы педагогических работников, в том числе учителей общеобразовательных учебных заведений, и уровня их оплаты труда.

Учитывая вышеизложенное, исчисление средней заработной платы педагогическим работникам проводится с учетом абзаца первого пункта 10 Порядка путем корректировки выплат, учитываемых при исчислении средней заработной платы, на коэффициент повышения оклада, рассчитываемый делением оклада, установленного работнику после повышения, на оклад, который был у работника до повышения.

Директор Департамента А. Товстенко

Комментарий редакции

Корректируем средний заработок педагогов: учитываем повышение окладов «+ 2 разряда» в 2017 году

Комментируемое письмо посвящено педагогическим работникам, а именно тем, кому начало текущего года ознаменовалось двойным повышением должностных окладов (тарифных ставок). Поэтому сразу приведем сам запрос, с которым наша редакция обратилась в главное «трудооплатное» Министерство:

«Учитель высшей категории общеобразовательного учебного заведения до 1 января 2017 года имел 12-й тарифный разряд по ЕТС. С 1 января 2017 года его тарифный разряд повышен до 14-го (на две позиции) в соответствии с постановлением КМУ от 14.12.2016 г. № 974. Также с 1 января 2017 года должностной оклад повышен в соответствии с постановлением КМУ от 28.12.2016 г. № 1037.

С 10 апреля 2017 года работнице предоставлен ежегодный отпуск (перед наступлением права на отпуск в связи с беременностью и родами).

Как корректировать заработок учителя за апрель — декабрь 2016 года для расчета отпускных? Как учесть двойное повышение с 01.01.2017 г. окладов педагогическим работникам при корректировке среднего заработка согласно п. 10 Порядка № 100

Теперь напомним, каким именно категориям педагогических работников размеры должностных окладов с 1 января 2017 года были повышены одновременно по двум основаниям и в соответствии с двумя нормативно-правовыми актами.

Первое повышение — «+ 2 тарифных разряда».

Согласно постановлению КМУ от 14.12.2016 г. № 974 повышение тарифных разрядов на две позиции по ЕТС для педагогов должно пройти в два этапа:

— с 01.01.2017 г. повысились должностные оклады (путем увеличения тарифных разрядов на две позиции) педработников учебных заведений, финансируемых за счет образовательной субвенции из госбюджета местным бюджетам. Типы учебных заведений, которым направляется образовательная субвенция на оплату труда с начислениями педработников, приведены в ст. 1032 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (ср. ). К таким учебным заведениям относят общеобразовательные учебные заведения (ОУЗ) и профессионально-технические учебные заведения (ПТУЗ) в части обеспечения расходов на получение полного общего среднего образования;

— с 01.09.2017 г. запланировано повышение должностных окладов (путем увеличения тарифных разрядов на две позиции) педработникам других заведений и учреждений образования, финансируемых за счет государственного и местных бюджетов (дошкольных учебных заведений, заведений здравоохранения, соцзащиты и т. п.). При этом органы местного самоуправления (ОМС) имеют право принять решение о повышении тарифных разрядов на две позиции педработников заведений и учреждений образования, финансируемых за счет местных бюджетов, и до 01.09.2017 г.

Второе повышение — «общее» повышение окладов по ЕТС.

С 1 января 2017 года в соответствии с постановлением КМУ от 28.12.2016 г. № 1037 всем работникам отдельных отраслей бюджетной сферы с оплатой по ЕТС (в том числе и педагогическим) повышены размеры должностных окладов.

Таким образом, с 1 января 2017 года, например, у педагогических работников ОУЗ состоялось гарантированное двойное повышение окладов.

Как повлияло такое двойное повышение окладов на корректировку среднего заработка? В своем ответе специалисты Минсоцполитики напомнили действующие требования «корректирующей» нормы — п. 10 Порядка № 100.

Так, согласно абз. 1 п. 10 данного Порядка в случае повышения тарифных ставок и должностных окладов на предприятии, в учреждении, организации в соответствии с актами законодательства, а также по решениям, предусмотренным в колдоговорах (соглашениях), как в расчетном периоде, так и в периоде, в течение которого за работником сохраняется средний заработок, заработная плата, включая премии и прочие выплаты, учитываемые при исчислении средней зарплаты, за промежуток времени до повышения корректируются на коэффициент их повышения.

Исходя из откорректированной заработной платы в расчетном периоде определяют среднедневную (часовую) заработную плату. Если повышение тарифных ставок и должностных окладов состоялось в период, когда за работником сохранялась средняя заработная плата, по этой заработной плате выполняют начисление только в части, касающейся дней сохранения средней заработной платы со дня повышения тарифных ставок (должностных окладов) ( абз. 2 п. 10 Порядка № 100).

В случае изменения тарифной ставки (должностного оклада) работнику в связи с присвоением более высокого разряда, переводом на другую вышеоплачиваемую работу (должность) и т. п. такая корректировка средней заработной платы не проводится ( абз. 3 п. 10 Порядка № 100).

К какой из приведенных норм п. 10 Порядка № 100 можно отнести продвижение вверх по ЕТС (на 2 позиции) и соответственно повышение должностных окладов (ставок) работников согласно постановлению КМУ от 14.12.2016 г. № 974? Радует тот факт, что позиция специалистов Минсоцполитики в этом вопросе на стороне работников, которым решение Правительства о таком повышении было принято с целью повышения престижности их педагогической работы.

Так, Минсоцполитики считает: повышение с 01.01.2017 г. должностных окладов для педагогических работников в результате повышения тарифных разрядов на две позиции по ЕТС состоялось в соответствии с актами законодательства, поэтому нормы абз. 1 и 2 п. 10 Порядка № 100 применяют при расчете средней зарплаты. Такое повышение окладов («+ 2 тарифных разряда») для работников не считается изменением оклада в связи с присвоением более высокого разряда, переводом на другую вышеоплачиваемую работу (должность) и т. п., поэтому предписание абз. 3 п. 10 Порядка № 100 в этом случае не работает.

Таким образом, для педагогических работников при расчете коэффициента корректировки учитываем как «общее» повышение окладов по ЕТС, так и повышение окладов на две позиции по ЕТС («+ 2 тарифных разряда»). Другими словами, в этом случае нужно привести зарплату в расчетном периоде до уровня последнего повышения окладов в январе-2017 (с учетом повышения «+ 2 тарифных разряда»).

Вывод: «Корректирующий» коэффициент определяем путем деления последнего нового оклада (тарифной ставки), установленного после двух повышений (фактический оклад января-2017 по новому тарифному разряду), на оклад (тарифную ставку), который был у работника до таких повышений.

Пример 1. Учителю высшей категории ОУЗ предоставлен ежегодный отпуск с 10.04.2017 г. С 01.01.2017 г. его тарифный разряд повышен с 12-го до 14-го. Расчетный период (апрель 2016 года — март 2017 года) отработан полностью.

Как определить коэффициенты корректировки заработка за апрель — декабрь 2016 года?

В этой ситуации мы учитываем и «общее» повышение окладов по ЕТС, и повышение «+ 2 тарифных разряда». Тогда в нашем случае «корректирующий» коэффициент определим путем деления оклада по 14-му тарифному разряду после повышения на оклад по 12-му тарифному разряду до повышения.

Должностной оклад по 12-му тарифному разряду по ЕТС в 2016 году составил: с 1 января — 2360 грн., с 1 мая — 2512 грн., с 1 декабря — 2830 грн.; с 1 января 2017 года — 3392 грн.

Должностной оклад по 14-му тарифному разряду по ЕТС с 1 января 2017 года — 3872 грн.

Таким образом, заработок за март — декабрь 2016 года (который учитывают при расчете отпускных) должен быть откорректирован на следующие коэффициенты:

— заработок за апрель 2016 года — на коэффициент 1,6407 (3872 : 2360);

— заработок за май — ноябрь 2016 года — на коэффициент 1,5414 (3872 : 2512);

— заработок за декабрь 2016 года — на коэффициент 1,3682 (3872 : 2830).

В продолжение «корректирующей» темы педагогов обратим внимание еще на один нюанс, связанный с начислением отпускных преподавателям ПТУЗ, которые, кроме общеобразовательных дисциплин, преподают еще и специальные. При этом ОМС не принял решения о повышении окладов с 01.01.2017 г. таким преподавателям по спецдисциплинам.

Поскольку преподавание спецдисциплины в ПТУЗ не имеет отношения к получению полного общего среднего образования, то с 1 января 2017 года оплата за такие часы спецдисциплин не финансируется за счет образовательной субвенции и осуществляется по прежнему тарифному разряду, без повышения его на 2 позиции по ЕТС.

Вследствие этого с 1 января 2017 года начисление зарплаты таким работникам ПТУЗ осуществляется отдельно за часы преподавания общеобразовательных и специальных дисциплин (применяются разные тарифные разряды для определения должностных окладов). Как в таком случае рассчитать коэффициент для корректировки отпускных, ведь в 2016 году начисление зарплаты таким преподавателям ПТУЗ не разграничивалось отдельно по видам дисциплин? На нормативном уровне этот вопрос не урегулирован. Для получения официальной позиции специалистов Минсоцполитики по этому вопросу мы отправили соответствующий запрос и ожидаем ответ.

По нашему мнению, поскольку расчет отпускных осуществляют в целом по должности, занимаемой работником, то и расчет коэффициента корректировки отпускных будет проводиться исходя из оклада, установленного по «преимущественной» дисциплине с 01.01.2017 г. Если для преподавателя ПТУЗ основными преподаваемыми дисциплинами являются общеобразовательные, тогда берем оклад по состоянию на 01.01.2017 г. с учетом его повышения на 2 разряда.

Пример 2. Преподаватель высшей категории ПТУЗ до 1 января 2017 года имел 12-й тарифный разряд по ЕТС и педагогическую нагрузку 835 часов. С 01.01.2017 г. его тарифный разряд:

повышен с 12-го до 14-го за преподавание общеобразовательных дисциплин, которым соответствует 608 часов педнагрузки;

остался на уровне 12-го тарифного разряда за преподавание специальных дисциплин, которым соответствует 227 часов педнагрузки.

С 01.06.2017 г. ему предоставлен ежегодный отпуск. Расчетный период (июнь 2016 года — май 2017 года) отработан полностью.

Как определить коэффициенты корректировки заработка за июнь — декабрь 2016 года?

В этом случае основную часть преподаваемых дисциплин составляют общеобразовательные — 72,8 % (608 : 835). Поэтому и «ориентиром» в такой ситуации для января 2017 года будет оклад преподавателя по 14-му разряду.

По нашему мнению, поскольку нормативных оснований для отдельного выделения зарплаты для корректировки отпускных по спецдисциплинам нет, то для определения «корректирующего» коэффициента нужно оклад по 14-му разряду разделить на оклад по 12-му разряду и применить коэффициент ко всей зарплате (которая включается в расчет отпускных) по декабрь-2016 включительно. То есть, как и в примере 1, заработок в расчетном периоде (с учетом зарплаты за преподавание спецдисциплин) должен быть откорректирован на коэффициенты:

— заработок за июнь — ноябрь 2016 года — на 1,5414 (3872 : 2512);

— заработок за декабрь 2016 года — на 1,3682 (3872 : 2830).

А уже потом распределить отпускные для расходов на образовательную субвенцию можно будет, как вариант, применив такую же пропорцию в соотношении 608 : 835 (72,8 %).

Посмотрим, как эту задачку, которая не вписывается в рамки положений Порядка № 100, решат специалисты Минсоцполитики.

Людмила ТРОХИМЕНКО, заместитель главного редактора

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше