Темы статей
Выбрать темы

О реализации положений статьи 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании»

Фонд социального страхования Украины
Письмо от 01.09.2017 г. № 5.1-27-241

Исполнительная дирекция Фонда социального страхования Украины (далее — Фонд), рассмотрев <…> письмо о механизме реализации положений статьи 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 г. № 1105 (далее — Закон № 1105) в части минимальной гарантии размера пособия по беременности и родам, сообщает.

В соответствии с частью первой статьи 26 и частью второй статьи 33 Закона № 1105 порядок исчисления средней заработной платы для предоставления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется Кабинетом Министров Украины.

В свою очередь, частью второй статьи 26 Закона № 1105 определено, что сумма пособия по беременности и родам в расчете на месяц не должна превышать размера максимальной величины базы начисления единого взноса, с которой уплачивались страховые взносы в Фонд, и не может быть меньше, чем размер минимальной заработной платы, установленной на время наступления страхового случая.

Согласно статье 25 Закона № 1105 пособие по беременности и родам застрахованному лицу выплачивается за весь период отпуска в связи с беременностью и родами, продолжительность которого составляет 70 календарных дней до родов и 56 (в случае осложненных родов или рождения двоих или более детей — 70) календарных дней после родов. Женщинам, отнесенным к 1 — 4 категориям лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, пособие по беременности и родам выплачивается за 180 календарных дней указанного отпуска (90 — до родов и 90 — после родов). Размер указанного пособия исчисляется суммарно и предоставляется застрахованному лицу в полном объеме независимо от количества дней отпуска, фактически использованных до родов.

То есть нормами Закона № 1105 определено, что в соответствии с нормами Порядка исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26.09.2001 г. № 1266 (далее — Порядок), осуществляется лишь исчисление средней заработной платы для предоставления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и не предусмотрена реализация норм части второй статьи 26 Закона № 1105.

Так, в соответствии с пунктом 2 Порядка сумма страховых выплат застрахованному лицу и оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности за счет средств работодателя исчисляется путем умножения суммы дневной выплаты, размер которой устанавливается в процентах среднедневной заработной платы в зависимости от страхового стажа, если его наличие предусмотрено законодательством, на количество календарных дней, подлежащих оплате.

Пунктом 3 Порядка определено, что среднедневная заработная плата исчисляется путем деления начисленной за расчетный период (12 календарных месяцев) заработной платы, на которую начислен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование и/или страховые взносы на соответствующие виды общеобязательного государственного социального страхования, на количество календарных дней пребывания в трудовых отношениях в расчетном периоде без учета календарных дней, не отработанных по уважительным причинам, — временная нетрудоспособность, отпуск в связи с беременностью и родами, отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и шестилетнего возраста по медицинскому заключению, отпуск без сохранения заработной платы.

В свою очередь, нормой статьи 26 Закона № 1105 не определен специальный механизм исчисления суммы доплаты до размера минимальной заработной платы, если начисленная сумма пособия в расчете на месяц меньше размера минимальной заработной платы.

Законом № 1105 определено, что указанное пособие исчисляется суммарно и предоставляется застрахованному лицу в полном объеме независимо от количества дней отпуска, фактически использованных до родов. Кроме того, положениями Порядка предусмотрен унифицированный механизм исчисления средней заработной платы и расчета суммы пособия по беременности и родам.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено деление страхового случая на отдельные периоды продолжительностью в календарный месяц и другой механизм расчета, чем определенный Порядком.

Следует отметить, что реализация рекомендаций Министерства социальной политики Украины приводит к необоснованным расходам средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности при осуществлении доплат до размера минимальной заработной платы.

Так, в случае применения рекомендаций Министерства социальной политики Украины выплата будет осуществляться из большей суммы, чем минимальная заработная плата, размер которой установлен на момент наступления страхового случая, например, если страховой случай длится 31 + 30 + 31 + 30 + 4 = 126 календарных дней, то сумма пособия будет равна 3258,72 грн. + 3200,00 грн. + 3258,72 грн. + 3200,00 грн. + 420,48 грн. = 13337,92 гривень. А если указанную сумму пособия разделить на 126 календарных дней отпуска, то среднедневной размер пособия будет составлять 105,86 грн., что на 0,74 грн. больше, чем рассчитано из размера минимальной заработной платы (3200,00 грн. : 30,44) = 105,12 гривень.

Таким образом, исполнительная дирекция Фонда считает, что реализация положений статьи 26 Закона должна осуществляться с учетом норм Закона № 1105 и Порядка, а именно: сумма пособия по беременности и родам рассчитывается по следующему алгоритму:

1. Рассчитывается среднедневная заработная плата исходя из фактических выплат.

2. Сравнивается фактическая среднедневная заработная плата со среднедневной заработной платой, исчисленной из размера минимальной заработной платы, установленного в месяце наступления страхового случая (минимальная заработная плата, деленная на 30,44, — среднемесячное количество календарных дней).

3. В случае превышения среднедневной заработной платы, рассчитанной из минимальной заработной платы, над фактической среднедневной заработной платой, дальнейший расчет страховой выплаты (пособия по беременности и родам) осуществлять из среднедневной, исчисленной из минимальной заработной платы.

Дополнительно сообщаем, что по указанному вопросу исполнительной дирекцией Фонда были предоставлены Министерству социальной политики Украины предложения о включении в статью 26 Закона № 1105 изменений для урегулирования неоднозначной трактовки нормы части второй статьи 26 Закона № 1105, которые были учтены в проекте Закона Украины от 22.06.2017 г. № 6614.

И. о. директора С. Нестеров

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

«Декретные» ограничения и два разных мнения: Минсоцполитики и ФСС

Опять двадцать пять. Да, мы снова вернулись к неприятной теме «споров о декретных в размере 3200 грн. за полный месяц декретного отпуска» между специалистами Минсоцполитики и специалистами ФСС. Кратко напомним, в чем их суть.

Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 г. № 1105-XIV (далее — Закон № 1105) по сумме пособия по беременности и родам установлены определенные ограничения. А именно, установлен максимальный и минимальный размер декретного пособия в расчете на месяц. В рамках затронутой темы мы будем обсуждать только минимальный размер.

Итак, п. 2 ч. 4 ст. 19 и ч. 2 ст. 26 Закона № 1105 выдвигается условие о том, что пособие по беременности и родам не может быть в расчете на месяц меньше размера МЗП.

То есть

в полном месяце декретного отпуска сумма декретного пособия должна быть не меньше чем 3200 грн. (размер МЗП, установленный на 2017 год). Исключение — сумма декретного пособия, начисляемого работнице по совместительству.

О том, что требование «пособие не меньше МЗП» не должно выполняться в отношении сумм пособия, начисляемых работнице по совместительству, указано в письме Минсоцполитики от 13.10.2016 г. № 334/18/99-16 (см. «ОТ», 2016 г., № 21, с. 6).

В то же время п. 5 Порядка исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением КМУ от 26.09.2001 г. № 1266 (далее — Порядок № 1266), установлено, что если среднедневная зарплата рассчитывается исходя из размера не ниже МЗП, то среднедневная зарплата за один календарный день определяется как МЗП, деленная на среднемесячное количество календарных дней (30,44).

То есть

минимальная среднедневная зарплата для расчета пособия по беременности и родам составляет 105,12 грн. (3200,00 грн.МЗП в 2017 г. : 30,44 к. дн.).

Исходя из этого показателя рассчитывается общая сумма декретного пособия с учетом «минимального» ограничения:

105,12 грн. х 126 к. дн. = 13245,12 грн.,

где 126 к. дн. — количество календарных дней декретного отпуска, подлежащих оплате.

Вот здесь и возникает вся «спорность» ситуации. Разбиваем общую сумму пособия по беременности и родам по месяцам, на которые приходится декретный отпуск. И что мы видим? В месяцах, в которых количество календарных дней меньше чем 31, размер пособия выходит менее 3200,00 грн., а именно:

— при 30 к. дн. (апрель, июнь, сентябрь, ноябрь 2017 года) — 3153,60 грн. (105,12 грн. х 30 к.дн.);

— при 28 к. дн. (февраль 2017 года) — 2943,36 грн. (105,12 х 28 к. дн.).

А Законом № 1105 определено: в расчете на месяц сумма пособия по беременности и родам должна быть не меньше размера МЗП, установленного в месяце наступления страхового случая, — 3200 грн. (для 2017 года). Возникает вопрос: нужно ли дотягивать сумму декретного пособия до М3П, если она получилась меньше этого размера?

В двух комментируемых письмах (первое — Минсоцполитики, второе — ФСС) специалисты Минсоцполитики и ФСС соответственно высказали свою точку зрения по поводу «дотягивания» пособия по беременности и родам до МЗП.

Специалисты Минсоцполитики «остались при своих». Согласно разъяснениям, предоставленным в комментируемом письме, в полных месяцах отпуска в связи с беременностью и родами сумма пособия по беременности и родам должна быть не меньше МЗП. Внимание! Это полностью соответствует требованиям п. 2 ч. 4 ст. 19 и ч. 2 ст. 26 3aкона № 1105 (ныне действующей редакции). Напомним, что такое же мнение специалисты Минсоцполитики уже высказывало ранее в письме от 23.06.2016 г. № 215/18/99-16 (см. «ОТ», 2016 г., № 13, с. 10).

О необходимости такого «дотягивания» и аргументах в пользу его законности мы уже неоднократно писали на страницах нашего издания. Последний раз в «ОТ», 2017 г., № 7, с. 15. То есть мы полностью разделяем мнение Минсоцполитики.

Вместе с тем Фонд соцстрахования (далее — Фонд) в комментируемом письме высказался против «дотягивания» декретного пособия за полные месяцы отпуска до размера М3П (в 2017 году — 3200,00 грн.). По мнению специалистов Фонда, контроль минимально-декретного ограничения только один: среднедневная зарплата (для расчета декретных) должна быть не меньше МЗП в расчете на один календарный день (105,12 грн.).

Такую позицию Фонд высказывал и прежде (см. письма ФСС по ВПТ от 22.02.2017 г. № 2.4-17-328 и от 21.03.2017 г. № 2.4-38-479). Основывается она на том, что в Порядке № 1266 приведен порядок применения только этого ограничения, а о «дотягивании» до 3200 за полный месяц декретного отпуска речи не идет.

Для большей убедительности в комментируемом письме специалисты Фонда решили добавить аргументов в свою пользу:

1) в Законе № 1105 нет специального механизма исчисления суммы доплаты до размера МЗП, если начисленная сумма пособия в расчете на месяц получилась меньше;

2) действующим законодательством не предусмотрено разделения страхового случая на отдельные периоды продолжительностью в календарный месяц.

Еще раз отметим: мы с этим мнением не согласны.

Закон № 1105 и не должен прописывать механизм исчисления декретного пособия. Для этого есть Порядок № 1266. Законом № 1105 установлен гарантированный минимальный размер декретного пособия: не ниже размера МЗП в расчете на месяц и вне зависимости от стажа застрахованного лица. Формулировка «не ниже размера МЗП» сама по себе означает, что если сумма пособия окажется в результате расчета меньше, то ее нужно дотянуть до установленного законодательством минимума. И если Порядок № 1266 не предусматривает такого «дотягивания», то это не значит, что в этой части он не противоречит Закону № 1105.

Что касается фразы «действующим законодательством не предусмотрено разделения страхового случая на отдельные периоды продолжительностью в календарный месяц», то и здесь Фонд не прав. Читаем внимательно еще раз п. 2 ч. 4 ст. 19 и ч. 2 ст. 26 Закона № 1105: не ниже размера МЗП в расчете на месяц. То есть Законом № 1105 определен критерий минимального размера пособия в расчете на месяц, а не за весь период декретного отпуска.

Видя неубедительность и несоответствие своего мнения нормам Закона № 1105, Фонд решил обратиться к Минсоцполитики с предложением: внести изменения в Закон № 1105. Якобы для урегулирования неоднозначной трактовки его норм.

Более того, специалисты Фонда уличают Минсоцполитики в том, что реализация его рекомендаций (рекомендаций Минсоцполитики в письме от 23.06.2016 г. № 215/18/99-16) при осуществлении доплат до размера МЗП приводит к необоснованным затратам средств Фонда.

Ну что сказать? Цель Фонда ясна: урезать сумму пособия застрахованным лицам и уменьшить затраты своих средств. Но вот что обидно: Минсоцполитики согласилось с этим.

Предложенные Фондом изменения к Закону № 1105 были учтены в проекте Закона Украины от 22.06.2017 г. № 6614.

Так, содержание п. 2 ч. 4 ст. 19 Закона № 1105 предложенного проекта выглядит следующим образом:

«Застрахованные лица, которые в течение двенадцати месяцев перед наступлением страхового случая по данным Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования имеют страховой стаж менее шести месяцев, имеют право на материальное обеспечение в соответствии с настоящим Законом в следующих размерах:

<...>

2) пособие по беременности и родам — исходя из начисленной заработной платы (дохода), с которой уплачиваются страховые взносы, но не может быть больше, чем размер пособия, исчисленный из двукратного размера минимальной заработной платы, установленной на момент наступления страхового случая».

Содержание ч. 2 ст. 26 3акона № 1105 предлагается в такой формулировке:

«Сумма пособия по беременности и родам в расчете на месяц не должна превышать размера максимальной величины базы начисления единого взноса, с которой уплачивались страховые взносы в Фонд, и не может быть меньше размера пособия, исчисленного из минимальной заработной платы, установленной на момент наступления страхового случая».

К чему же приведут такие «правки»? Предложенные Законопроектом № 6614 новые формулировки в Законе № 1105 означают, что контроль ограничений для декретных с его принятием будет таким, как это предусмотрено в Порядке № 1266, а именно: среднедневная зарплата для начисления декретного пособия должна быть не меньше размера МЗП и не больше 2 МЗП в расчете на один календарный день.

В заключение добавим: на момент создания этого номера газеты Закон Украины от 22.06.2017 г. № 6614 был принят Верховной Радой и подписан Президентом, его окончательный текст станет известен после официального обнародования. Изменения в нормах Закона № 1105 начнут действовать только после вступления в силу соответствующего закона.

Елена ОГАЙ, эксперт по вопросам оплаты труда

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше