Темы статей
Выбрать темы

О расчете пособия по беременности и родам

Фонд социального страхования Украины
Письмо от 05.12.2017 г. № 5.2-28-1521

Исполнительная дирекция Фонда социального страхования Украины <…> рассмотрела обращение <…> относительно расчета пособия по беременности и родам согласно нормам статей 19 и 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 г. № 1105 (далее — Закон № 1105) с учетом изменений, внесенных Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий» от 03.10.2017 г. № 2148, и сообщает.

Частью четвертой статьи 19 Закона № 1105 определено, что застрахованные лица, которые в течение двенадцати месяцев перед наступлением страхового случая по данным Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования имеют страховой стаж менее шести месяцев, имеют право на материальное обеспечение в соответствии с данным Законом в следующих размерах:

1) пособие по временной нетрудоспособности — исходя из начисленной заработной платы (дохода), с которой уплачиваются страховые взносы, но не больше размера пособия, исчисленного из минимальной заработной платы, установленной на момент наступления страхового случая;

2) пособие по беременности и родам — исходя из начисленной заработной платы (дохода), с которой уплачиваются страховые взносы, но не больше размера пособия, исчисленного из двукратного размера минимальной заработной платы, установленной на момент наступления страхового случая.

То есть нормы статьи 19 Закона № 1105 определяют максимальный предел размера пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам для застрахованных лиц, которые в двенадцатимесячном периоде перед наступлением страхового случая имеют страховой стаж менее шести месяцев. Указанный максимальный предел применяется к размеру пособия, рассчитанного на общих основаниях.

Следовательно, размер пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам определяется с соблюдением норм статей 24 и 26 Закона № 1105 соответственно, и только потом, при необходимости, применяются ограничения размера пособия, предусмотренные частью четвертой статьи 19 Закона № 1105.

Учитывая изложенное, независимо от страхового стажа женщины перед наступлением страхового случая размер пособия по беременности и родам не может быть меньше размера пособия, исчисленного из минимальной заработной платы, установленной на момент наступления страхового случая.

Директор Е. Баженков

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

ФСС подтвердил: декретные не могут быть меньше чем МЗП в день! — И страховой стаж перед декретом роли не играет!

Возвращаемся к теме «минимальных декретных». Второй год она не дает покоя всем бухгалтерам, которые отправляют своих сотрудниц в декрет. И вот, казалось бы, с 11.10.2017 г., когда были внесены изменения в Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 г. № 1105-XIV (далее — Закон № 1105), должна была быть поставлена точка.

Но, как всегда, нашлась та самая ложка злополучного дегтя, которая опять привела к дебатам. Что опять не так? К чему мы ведем?

Речь идет о расчете суммы декретного пособия в ситуации, когда у работницы, собирающейся в декретный отпуск, за последние 12 месяцев заработан страховой стаж менее 6 месяцев.

Закон № 1105 в редакции Закона Украины от 03.10.2017 г. № 2148-VIII в своем арсенале имеет две нормы, которые ограничивают размеры декретного пособия:

1 норма — ч. 2 ст. 26 Закона № 1105«общая». Действует для всех застрахованных лиц. Основные требования к размерам декретных:

1) не меньше, чем размер МЗП в день (или МЗП / 30,44). МЗП — на момент наступления страхового случая;

2) не больше, чем 15 МЗП в день (или 15 МЗП / 30,44). МЗП — в последнем месяце расчетного периода;

3) не больше, чем 15 МЗП в месяц. МЗП — в последнем месяце расчетного периода.

2 норма — п. 2 ч. 4 ст. 19 Закона № 1105 — «специальная», дополнительная. Предусмотрена для ограничения суммы декретного пособия в отношении тех застрахованных лиц, которые за последние 12 календарных месяцев заработали страховой стаж менее 6 месяцев. Дополнительные требования к размерам декретных:

1) не меньше, чем размер МЗП в день (или МЗП / 30,44). МЗП — на момент наступления страхового случая;

2) не больше, чем 2 МЗП в день (или 2 МЗП / 30,44). МЗП — на момент наступления страхового случая.

Что же здесь не так? Казалось бы, все предельно ясно. Но! В нынешней редакции п. 1 ч. 4 ст. 19 Закона № 1105 НЕТ прямого указания о том, что размер декретных должен быть не меньше, чем размер МЗП в день (или МЗП / 30,44). Его просто-напросто убрали.

И как следствие, такая «корректировка» могла породить домыслы и вопросы: «Если убрали из нормы «минимум» для застрахованных лиц, у которых нет страхового стажа 6 месяцев перед наступлением декретного отпуска, значит, его уже нет?» «Значит, «минимальные» декретные для работниц с не наработанным 6-месячным стажем теперь могут быть рассчитаны из фактической среднедневной зарплаты, которая меньше, чем МЗП в день?».

Нет, это не так!

С самого начала, комментируя изменения, внесенные в Закон № 1105 (которые нужно было применять для страховых случаев, наступивших с 11.10.2017 г.), мы говорили о том, что декретные не могут быть меньше, чем размер МЗП в день (см. «ОТ», 2017, № 20, с. 19)! Причем независимо от страхового стажа работницы: отработала она 6 из 12 месяцев перед уходом в декрет или нет — это неважно. Исключение, когда декретные в расчете на 1 день могут быть меньше МЗПдень, установлено только для совместителей (внутренних, внешних). Свой гарантированный декретный «минимум» они получают по основному месту работы (см. письмо Минсоцполитики от 13.10.2016 г. № 334/18/99-16 // «ОТ», 2016, № 21, с. 6). Все! На этом точка.

То, что в п. 2 ч. 4 ст. 19 Закона № 1105 была убрана фраза о «минимальном» размере декретного пособия, которая ранее дублировалась в ч. 2 ст. 26 Закона № 1105, для «недоработанного 6-месячного» стажа ровным счетом ничего не меняет. А все потому, что она как была, так и осталась в общей норме, предусмотренной для ВСЕХ страховых случаев (кроме совместителей) — в ч. 2 ст. 26 Закона № 1105.

Как говорится, Закон нужно читать в целом. И все изменения в нем — тоже применять нужно в целом. Сначала нормы 1, а потом по необходимости — нормы 2.

Кстати, наше мнение было подтверждено специалистами Минсоцполитики в письме от 29.11.2017 г. № 530/0/86-17. (см. «ОТ» 2017, № 23, с. 5).

А теперь этот же подход подтверждают и специалисты ФСС в комментируемых письмах.

Вывод: если среднедневная зарплата для начисления декретного пособия по основному месту работы меньше МЗП в день, то декретные нужно рассчитать исходя из МЗП в день. При этом страховой стаж, полученный работницей до ухода в декрет, роли не играет.

Приведем пример расчета пособия.

Пример. Работница (по основному месту работы), находясь в отпуске для ухода за ребенком до достижения им 6 лет, принесла больничный лист по беременности и родам. Декретный выписан на 126 календарных дней: с 22 января 2018 года по 27 мая 2018 года. Должностной оклад работницы (на день ухода в декретный отпуск) составляет 3048 грн.

Работница не имеет 6 месяцев страхового стажа за последние 12 календарных месяцах перед уходом в декрет. Отпуск для ухода за ребенком до 6 лет не засчитывается в страховой стаж. Поэтому для нее нужно выполнить «контроль», предусмотренный п. 2 ч. 4 ст. 19 и ч. 2 ст. 26 Закона № 1105 (ср. ).

Женщина уходит в отпуск в связи с беременностью и родами в январе 2018 года. А значит, «нижняя» контрольная цифра, с которой нужно сравнивать фактическую среднедневную зарплату, составляет 122,31 грн. (3723МЗП / 30,44), а «верхняя» контрольная цифра — 244,61 грн. (2 х 37232МЗП / 30,44)

В расчетном периоде перед наступлением страхового случая работница по уважительной причине (отпуск для ухода до 6 лет) не имела заработка. Поэтому фактическую среднедневную зарплату нужно определить исходя из должностного оклада работницы, установленного на день наступления страхового случая (п. 28 Порядка исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением КМУ от 26.09.2001 г. № 1266). А именно:

3048 грн. : 30,44 = 100,13 грн.

Фактическая средняя (100,13 грн.) меньше, чем средняя МЗП (122,31 грн.) Значит, «декретное» пособие нужно рассчитать из средней МЗП — 122,31 грн.

Сумма пособия по беременности и родам составит:

122,31 грн. х 126 к.дн. = 15411,06 грн.;

где 126 к.дн. — количество дней декретного отпуска, подлежащих оплате.

Елена ОГАЙ, эксперт по вопросам оплаты труда

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше