В этой связи мы вынуждены обращаться за разъяснениями к специалистам Минсоцполитики, которые как раз уполномочены разъяснять положения Порядка № 100.
Комментируемое письмо Минсоцполитики от 21.03.2019 г. № 369/0/206-19 — это ответ на запрос нашей редакции.
Ситуация, о которой шла речь в запросе, следующая:
ЗАПРОС
Работник находился в ежегодном основном отпуске с 5 по 28 февраля 2019 года. В отпуске согласно больничному листу он болел (с 11 по 15 февраля). Согласно ст. 11 Закона об отпусках ежегодный отпуск должен быть перенесен на другой период или продлен в случае временной нетрудоспособности работника, удостоверенной в установленном порядке. Возникает вопрос: с какой даты отпуск считается продленным:
• с 16 февраля — со дня, следующего за окончанием болезни;
• с 1 марта — со дня, следующего за днем окончания отпуска, т. е. со дня, с которого работник должен был приступить к работе?
Решить этот вопрос очень важно. Ведь от того, с какой даты отпуск будет считаться продленным, будет зависеть, нужно ли пересчитывать сумму отпускных.
Так, если началом продленного отпуска будет считаться 16 февраля, то пересчитывать сумму отпускных по оставшимся дням отпуска не нужно. Расчетным периодом для них будет тот же период, что и для первоначально предоставленного отпуска (февраль 2018-го — январь 2019 года).
Если началом продленного отпуска принять 1 марта, то отпускные по продленному отпуску нужно пересчитать. Расчетным периодом будет другой период: март 2018-го — февраль 2019 года.
Давайте посмотрим, что по этому поводу говорит нам Закон об отпусках. Согласно ст. 11 Закона об отпусках ежегодный отпуск должен быть перенесен на другой период или продлен в случае временной нетрудоспособности работника, удостоверенной в установленном порядке.
Кроме того, в случае переноса ежегодного отпуска новый срок его предоставления устанавливается по согласию между работником и собственником или уполномоченным им органом.
Если причины, обусловившие перенос отпуска на другой период, наступили во время его использования, то неиспользованная часть отпуска предоставляется после окончания действия причин, которые его прервали, или по согласию сторон переносится на другой период.
И все. Больше никаких детализирующих положений по рассматриваемому вопросу в Законе об отпусках нет. Получается так: если принять во внимание положение о переносе отпуска на другой период в связи с болезнью работника, то неиспользованную часть ежегодного отпуска мы должны предоставить после окончания болезни. То есть для нашего примера — с 16 февраля.
Кстати, это положение очень хорошо вписывается в ситуацию, когда, например, работник заболел в отпуске, а период болезни захватил как период отпуска, так и период, когда работник уже должен был приступить к работе.
Тогда понятно, что продлить отпуск мы сможем после окончания болезни и на то количество календарных дней отпуска, на которые пришлась болезнь работника.
Однако, на наш взгляд, если речь идет о продлении отпуска в ситуации, когда период болезни полностью «поглощен» периодом отпуска, то мы должны исходить из следующего:
• во-первых: отпуск должен быть продлен на количество календарных дней отпуска, на которые пришлась болезнь работника;
• во-вторых: отпуск продлевается со дня, когда работник должен был выйти на работу.
Применительно к нашей ситуации: ежегодный отпуск должен быть продлен с 1 марта на 5 календарных дней.
Из комментируемого письма следует, что специалисты Минсоцполитики придерживаются такого же мнения.
Вывод: если период болезни работника полностью пришелся на период ежегодного отпуска, то продленный отпуск начинается со дня, когда работник должен был приступить к работе.