Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Должностное лицо VS депутат: как совместить представительские и служебные полномочия?

Мацокин Андрей, главный редактор журнала "Держслужбовець"
Оплата труда Октябрь, 2020/№ 19
В избранном В избранное
Печать
Тема местных выборов весьма многогранна в своих мифах и выдумках. В частности, тематика сочетания служебных и депутатских полномочий вызывает достаточно много вопросов. Поэтому мы решили в этой статье разложить по полочкам нормы законодательных актов, регулирующих указанный вопрос.

Представительские полномочия

Вопросы возможности сочетания представительских и служебных полномочий регулируют Избирательный кодекс* и Закон № 93**.

* Избирательный кодекс Украины от 19.12.2019 г. № 396-IX.

** Закон Украины «О статусе депутатов местных советов» от 11.07.2002 г. № 93-IV.

Согласно нормам ч. 1 ст. 6 Закона № 93 депутат местного совета осуществляет свои полномочия, не порывая с производственной или служебной деятельностью.

В то же время Избирательный кодекс и Закон № 93 содержат ограничения касательно совмещения представительских мандатов депутатами и сельскими, поселковыми, городскими головами.

Внимание! Избирательный кодекс предусматривает, что лицо, избранное депутатом ВР АРК, областного, районного, городского, районного в городе, сельского, поселкового совета, сельским, поселковым, городским головой, для его регистрации обязано подать в территориальную избирательную комиссию по соответствующим местным выборам в течение 20 дней со дня официального обнародования результатов выборов заявление о регистрации его депутатом, сельским, поселковым, городским головой, а в случае наличия у него другого представительского мандата — копию зарегистрированного заявления о прекращении действия другого представительского мандата, поданного в соответственно в Верховную Раду Украины, Верховную Раду АР Крым или соответствующий местный совет.

Лицо, избранное депутатом Верховной Рады АРК, сельским, поселковым, городским головой, также подает документ об увольнении с работы (должности), прекращении деятельности, несовместимой с депутатским мандатом депутата Верховной Рады АРК, должностью сельского, поселкового, городского головы.

Теперь о совмещении представительских полномочий с некоторыми должностями и видами деятельности.

Служебные полномочия

Эти вопросы регулируют нормы Закона № 93, Закона № 280*, Закона № 2493** и Закона № 1700-VII***.

* Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.

** Закон Украины «О службе в органах местного самоуправления» от 07.06.2001 г. № 2493-III.

*** Закон Украины «О предотвращении коррупции» от 14.10.2014 г. № 1700-VII.

Статья 7 Закона № 93 о несовместимости статуса депутата местного совета с некоторыми должностями и видами деятельности говорит следующее:

ЦИТАТА

Депутат местного совета, который состоит в должности руководителя местного органа исполнительной власти или на другой должности, на которую распространяются требования Конституции и законов Украины относительно ограничения совместительства, не может сочетать свою служебную деятельность на этом посту с должностью сельского, поселкового, городского головы, секретаря сельского, поселкового, городского совета, председателя и заместителя председателя районного в городе, районного, областного совета, а также с другой работой на постоянной основе в советах, их исполнительных органах и аппарате.

С учетом этой нормы лица, работающие на должностях, на которые распространяются требования относительно ограничения совместительства, не могут совмещать свою служебную деятельность с работой на постоянной основе в советах, их исполнительных органах и аппаратах!

О работе депутатов на постоянной основе в совете.

По решению областного, Киевского и Севастопольского городских советов депутат, избранный председателем постоянной комиссии по вопросам бюджета, может работать в совете на постоянной основе.

Депутат местного совета может быть избран секретарем сельского, поселкового, городского совета, председателем, заместителем председателя районного, областного, районного в городе совета.

На этих должностях он будет работать в соответствующем совете на постоянной основе и потому не может совмещать свою служебную деятельность с другой работой, в том числе на общественных началах (за исключением преподавательской, научной и творческой во внерабочее время), заниматься предпринимательской деятельностью, получать от этого прибыль, если иное не предусмотрено законом.

Если мы говорим о работе депутатов в совете на постоянной основе, то нормами, которые мы будем рассматривать при обсуждении этого вопроса, будут нормы Закона № 2493.

Действие Закона № 2493 не распространяется на технических работников и обслуживающий персонал органов местного самоуправления.

В соответствии с этим Законом служба в органах местного самоуправления — это профессиональная, на постоянной основе деятельность граждан Украины, которые занимают должности в органах местного самоуправления, направленная на реализацию территориальной громадой своего права на местное самоуправление и отдельных полномочий органов исполнительной власти, предоставленных законом.

Должностным лицом местного самоуправления является лицо, которое работает в органах местного самоуправления, имеет соответствующие должностные полномочия по осуществлению организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций и получает заработную плату за счет местного бюджета.

Поэтому, как видим, депутат соответствующего совета может совмещать представительские полномочия и работу на должностях в ОМС.

Должности в органах местного самоуправления

Вид должности

Должность

1. Выборные должности, на которые лица избираются на местных выборах

Сельский, поселковый, городской голова

2. Выборные должности, на которые лица избираются соответствующим советом

Председатель и заместители председателя районного, районного в городе, областного совета.

Заместитель городского головы — секретарь Киевского городского совета.

Секретарь сельского, поселкового, городского совета.

Председатель постоянной комиссии по вопросам бюджета областного, Киевского и Севастопольского городских советов

3. Выборные должности, на которые лица утверждаются соответствующим советом

Заместитель сельского, поселкового, городского головы по вопросам деятельности исполнительных органов совета.

Управляющий делами (секретарь) исполнительного комитета сельского, поселкового, городского, районного в городе совета.

Староста

4. Должности, на которые лица назначаются сельским, поселковым, городским головой, председателем районного, районного в городе, областного совета на конкурсной основе или по другой процедуре, предусмотренной законодательством Украины

Руководитель секретариата (управляющий делами) районного, областного совета.

Управляющий делами исполнительного аппарата областных и районных советов.

Руководитель отдела, управления и другие работники органов местного самоуправления

Теперь рассмотрим ограничения в рамках совмещения служебных полномочий с другой работой.

Служебные & представительские полномочия

На лиц, указанных в предыдущем разделе, и других должностных лиц местного самоуправления распространяется действие Закона № 1700, законодательства о труде с учетом особенностей, предусмотренных Законом № 2493.

Должностные лица местного самоуправления не могут быть организаторами и непосредственными участниками забастовок и других действий, препятствующих выполнению органами государственной власти, органами власти АР Крым или органами местного самоуправления предусмотренных законом полномочий. Другие ограничения, связанные с прохождением службы в органах местного самоуправления, устанавливаются исключительно законами Украины.

В соответствии с нормами Закона № 1700 ограничения относительно совместительства и совмещения заключаются в том, что должностным лицам запрещается:

1) заниматься другой оплачиваемой (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики по спорту) или предпринимательской деятельностью, если иное не предусмотрено Конституцией или законами Украины;

2) входить в состав правления, других исполнительных или контрольных органов, наблюдательного совета предприятия или организации, которые имеют целью получение прибыли (кроме случаев, когда лица осуществляют функции по управлению акциями (долями, паями), принадлежащими государству или территориальной громаде, и представляют интересы государства или территориальной громады в совете (наблюдательном совете), ревизионной комиссии хозяйственной организации), если иное не предусмотрено Конституцией или законами Украины.

Еще один момент, на котором следует остановиться, — работа депутатов на должностях, которые входят в состав исполнительного комитета соответствующего совета. В соответствии с нормами Закона № 280 исполнительный комитет совета образуется в составе соответственно:

• сельского, поселкового, городского головы, районного в городе совета — председателя соответствующего совета;

• заместителя (заместителей) сельского, поселкового, городского головы, председателя районного в городе совета;

• секретаря соответствующего совета;

• управляющего делами (секретаря) исполнительного комитета;

• старосты (работает в исполкоме на постоянной основе; утверждается на должность сельским, поселковым, городским советом на срок его полномочий по предложению соответствующего сельского, поселкового, городского головы);

• руководителей отделов, управлений и других исполнительных органов совета;

• других лиц.

На лиц, которые входят в состав исполнительного комитета совета и работают в нем на постоянной основе, распространяются требования относительно ограничения совместимости их деятельности с другой работой (деятельностью), установленные этим Законом для сельского, поселкового, городского головы.

Но для лиц, которые входят в состав исполкома, есть еще одно ограничение, установленное нормами Закона № 280.

В состав исполнительного комитета сельского, поселкового, городского, районного в городе совета не могут входить депутаты соответствующего совета, кроме секретаря совета.

Выводы

• Должностным лицам местного самоуправления ни одним нормативным документом не запрещено быть депутатами.

• На депутатов и сельских, поселковых, городских голов распространяется ограничение относительно наличия двух представительских мандатов.

• Сельским, поселковым, городским головам и депутатам, которые стали должностными лицами, запрещено совмещать свою служебную деятельность с другой должностью, в том числе на общественных началах, заниматься другой оплачиваемой (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики по спорту) или предпринимательской деятельностью.

• Должностные лица, которые стали депутатами, или депутаты, которые стали должностными лицами, не смогут войти в состав исполнительного комитета совета (кроме секретаря).

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц