Темы статей
Выбрать темы

Бронирование работников: недавние изменения и типичные ошибки

Кучерова Оксана, юрист
С 2 мая действуют изменения в процедуре бронирования работников. Как теперь по-новому бронировать работников? И как не допустить ошибок в этой процедуре? Имеем официальные рекомендации от Минэкономики. Поэтому давайте разбираться.

Изменения в процедуре бронирования

С 2 мая действуют изменения в порядке бронирования военнообязанных работников. Именно в этот день вступило в силу постановление КМУ от 28.04.2023 № 400.

* Постановление КМУ «О внесении изменений в Порядок бронирования военнообязанных по списку военнообязанных во время действия военного положения» от 28.04.2023 № 400.

Главная новация — наконец прописаны сроки прохождения всех этапов этой процедуры.

С самого начала это было одной из главных проблем в этой сфере. По идее разработчиков нового Порядка бронирования, сроки получения всех согласований должны были бы сократиться в 2 — 3 раза (раньше это занимало полтора-два месяца). Однако, по факту, в этом Порядке не были прописаны какие-то сроки рассмотрения документов. Поэтому процедура в каждом конкретном случае может занимать разный промежуток времени. Например, на практике бывало так, что Генштаб ВСУ не согласовывал списки на бронирование более 2,5 месяцев.

Наконец, эта проблема была устранена. Надеемся, что эти сроки будут соблюдаться на практике.

В идеале все должно выглядеть так, как изображено на рисунке.

img 1

* Подробно о том, какие документы нужны и куда их подавать, читайте в статье «Бронирование работников: новые правила» // «ОТ», 2023, № 4.

Сначала работодатели, которые хотят забронировать работников, должны сформировать весь пакет документов и передать их в соответствующий орган.

Далее работа проводится уже без участия предприятия. Теперь прописано, что эти органы проверяют эти документы и подают их в Генштаб в четко установленные сроки, а именно не более 5 рабочих дней со дня получения списка.

Самому Генштабу для их проверки, согласования и подачи в Минэкономики отведено не более 10 рабочих дней.

В свою очередь, Минэкономики должно принять решение о бронировании в срок не более чем 5 рабочих дней. О своем решении оно уведомляет тех, кто подавал списки, и Генштаб (СБУ, Службу внешней разведки).

После этого Генштаб ВСУ (СБУ, Служба внешней разведки) в трехдневный срок доводит указанное решение до сведения соответствующих ТЦК и СП (соответствующего подразделения СБУ, подразделения Службы внешней разведки).

Далее в игру опять вступает предприятие. После получения приказа Минэкономики работодатель формирует и выдает каждому забронированному работнику извлечение из приказа Минэкономики о бронировании военнообязанного. Форма извлечения приведена в приложении 3 к постановлению № 76*.

* Постановление КМУ «Некоторые вопросы реализации положений Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации« относительно бронирования военнообязанных на период мобилизации и на военное время» от 27.01.2023 № 76.

Выдать извлечение нужно под подпись в ведомости выдачи бланков специального воинского учета. Составляется такая ведомость по форме согласно приложению 4 к постановлению № 76.

После этого в пятидневный срок со дня выдачи извлечения забронированному работнику работодатель направляет в ТЦК и СП (СБУ, Службу внешней разведки), где этот работник состоит на воинском учете, уведомление о бронировании военнообязанного. Форма уведомления в приложении 5 к постановлению № 76.

И в дополнение недавними изменениями установлены сроки для зачисления военнообязанного на специальный воинский учет ТЦК и СП (СБУ, Служба внешней разведки) в срок не более чем 5 рабочих дней.

Надеемся, что эти сроки будут соблюдены на практике и процесс бронирования ускорится.

Типичные ошибки при бронировании

Как бы ни была выписана процедура бронирования, все равно работодатели допускают ошибки, из-за которых документы снова и снова возвращаются на доработку. Чтобы этого не допустить и ускорить процесс бронирования, Минэкономики недавно обнародовало свои рекомендации для работодателей (письмо от 02.05.2023 № 2704-20/19826-01).

Кого можно/нельзя бронировать. Первая категория ошибок — это ошибки в отношении того, кого можно бронировать. Чаще всего работодатели вносят в списки, которые подают на бронь, работников, не состоящих на воинском учете военнообязанных. Проще говоря, у них нет отметки в военно-учетных документах о взятии на воинский учет. (ср. ) Соответственно перед представлением работников на бронь проверяйте внимательно их военно-учетные документы.

Поэтому специалисты Минэкономики просят не включать в списки:

— лиц, проходящих военную службу;

— военнообязанных, не подлежащих призыву на военную службу во время мобилизации (ст. 23 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21.10.93 № 3543);

— военнообязанных, не состоящих на воинском учете военнообязанных (призывники, лица, достигшие предельного возраста пребывания в запасе; лица, которые по состоянию здоровья признаны непригодными к военной службе с исключением с воинского учета и т. п.);

— лиц, не находящихся в трудовых отношениях с соответствующим предприятием.

Также не советуем подавать на бронирование работников, имеющих дефицитную для ВСУ военно-учетную специальность (см. письмо Генштаба ВСУ от 20.04.2023 № 300/1/С/3886).

Обратите внимание! Это правило не действует:

— для органов государственной власти — должности категорий «А» и «Б», руководители министерств и их заместители, руководители госорганов, органов государственного управления, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Украины, и их заместители, руководители самостоятельных структурных подразделений и их заместители, а также работники патронатных служб;

— для ОМС — должности 1— 4 категорий;

— для предприятий топливно-энергетического комплекса по перечню Минэнерго;

— для специализированных учреждений ООН, зарубежных дипломатических учреждений в Украине, представительств донорских учреждений, исполнителей проектов международной технической помощи, представительств международных организаций, международных и украинских неправительственных организаций, реализующих гуманитарные проекты за средства международных партнеров, являющихся критически важными для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период;

— для критически важных предприятий, для предприятий, имеющих мобзадачи или предоставляющих товары, работы, услуги для ВСУ — руководители и их заместители.

О совместителях Минэкономики свое мнение не изменило и подтверждает, что бронировать совместителей можно (письмо Минэкономики от 20.03.2023 № 2704-22/11985-07)

Ошибки в документах, которые подают на бронь. Вторая категория ошибок — ошибки в самих документах, которые подает предприятие на бронь.

Напоминаем, что общий список документов выглядит так:

— список работников, которых хотим забронировать, по форме, приведенной в приложении 1 к постановлению № 76;

— справка о количестве военнообязанных по форме согласно приложению 2 к постановлению № 76;

— обоснование (оно отличается в зависимости от того, какое именно предприятие бронирует работников). В нем указывается о соответствии работодателя критериям, по которым разрешается бронирование работников, и также о том, что учетные данные военнообязанных, указанные в списке, соответствуют их военно-учетным документам.

В чем здесь возникают ошибки? Это может быть, например, отсутствие в списках информации о воинском звании и/или военно-учетной специальности военнообязанного. Или, например, часто работодатели забывают указать в обосновании о том, что учетные данные военнообязанных, указанных в списке, соответствуют их военно-учетным документам. Ведь это прямое требование постановления № 76. Поэтому опять-таки, будьте внимательны.

Часто в случае подачи этих документов в электронной форме забывают о наложении квалифицированной электронной подписи.

Ошибки в отношении объема бронирования. Третья категория ошибок — необоснованный выход за разрешенные объемы бронирования.

По общему правилу количество военнообязанных, подлежащих бронированию, должно составлять 50 % количества военнообязанных предприятия на дату подачи списка

Однако в случае наличия обоснованной потребности количество военнообязанных, подлежащих бронированию, может быть увеличено. Такое превышение нужно должным образом обосновать.

Обратите внимание! Это ограничение не действует:

— для органов государственной власти — должности категорий «А» и «Б», руководители министерств и их заместители, руководители госорганов, органов государственного управления, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Украины, и их заместителей, руководителей самостоятельных структурных подразделений и их заместителей, а также работники патронатных служб;

— для ОМС — должности 1— 4 категорий;

— для предприятий топливно-энергетического комплекса по перечню Минэнерго.

Ошибки в процедуре бронирования. Четвертая ошибка — это несоблюдение самой процедуры бронирования. Например, достаточно часто работодатели подают документы напрямую на согласование в Генштаб. Напоминаю, что сначала эти документы подаются в соответствующие отраслевые органы, а уже потом они сами их передают в Генштаб. Например, если предприятие получило решение о том, что оно является критически важным по критерию «важность для национальной экономики», то со всеми документами есть смысл обратиться именно в министерство, которое принимало такое решение. А уже потом само министерство обращается в Генштаб для продолжения процедуры бронирования.

Выводы

  • Установлены сроки прохождения некоторых этапов процедуры бронирования работников.
  • Бронировать можно работников, которые работают по совместительству.
  • Если работник не состоит на воинском учете, то его не нужно подавать на бронирование.
  • Превышение разрешенного лимита для бронирования (50 % военнообязанных) надо должным образом обосновать.
  • Не забывайте в обосновании указать о соответствии учетных данных военнообязанных, указанных в списке, их военно-учетным документам.
  • Документы на бронирование работодателям нужно подавать не в Генштаб, а в соответствующий орган, указанный в постановлении № 76 для каждой категории работодателей.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше