Когда подавать
Получив страховые средства от ПФУ и выплатив их работникам, страхователь обязан отчитаться об этом перед Пенсионным фондом. Этого требует п. 10 Порядка № 12*. Как именно? Направить в ПФУ Уведомление о выплате средств застрахованным лицам.
* Порядок финансирования страхователей для предоставления материального обеспечения застрахованным лицам в связи с временной потерей трудоспособности и отдельных выплат пострадавшим на производстве за счет средств ФСС, утвержденный постановлением ФСС от 19.07.2018 № 12 (действует до принятия правлением ПФУ нового механизма финансирования страхователей для предоставления страховых выплат).
Срок подачи документа — 1 месяц со дня выплаты больничных/декретных.
Например, если страховые средства от ПФУ поступили на спецсчет предприятия 06.11.2023, а выплатили их работнику 07.11.2023 (в ближайшей день для выплаты зарплаты), то крайний срок подачи Уведомления — 07.12.2023.
Если бы крайний день пришелся на выходной или праздничный, Уведомление пришлось бы подать раньше (в последний рабочий день, предшествующий такому выходному/праздничному дню).
Но даже если работодатель не успеет подать Уведомление в определенные сроки, это еще не повод волноваться. Поскольку:
— штраф за неподачу Уведомления не предусмотрен;
— работодателю, который не уведомил об осуществленных выплатах в течение 3 месяцев со дня осуществления финансирования, грозит лишь проверка по вопросам использования страховых средств (п. 11 Порядка № 12).
И только в том случае, если во время проверки найдут нарушение порядка использования страховых средств, то:
— работодателю грозят санкции, предусмотренные ч. 6 ст. 8 Закона о соцстраховании*. То есть он должен будет вернуть всю сумму неправомерно израсходованных средств ПФУ и заплатить штраф в размере 50 % такой суммы;
* Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 № 1105-XIV.
— должностным лицам работодателя — админштраф в размере от 136 до 255 грн (ст. 1655 КоАП).
Хотя дать повод для проведения проверки сейчас будет сложно. Ведь подать Уведомление о выплате страховых средств через портал ПФУ станет легче. Как именно? Сейчас расскажем.
Как подать
Сразу хотим предупредить. На сегодняшний день подать Уведомление о выплате страховых средств можно только к заявлению-расчету, которое было сформировано для получения больничных/декретных и сейчас имеет статус «Оплачено».
Если это именно ваш случай, то для подачи Уведомления о выплате страховых средств достаточно сделать следующие шаги.
Шаг 1. Заходим в кабинет страхователя на портале Пенсионного фонда.
Шаг 2. В меню слева выбираем раздел «Заяви-розрахунки» и нажимаем кнопку «Пошук» (рис. 1).
Рис. 1. Ищем номер заявления-расчета, к которому нужно подать Уведомление
Шаг 3. В списке, который появится ниже кнопки «Пошук», находим заявление-расчет, к которому нужно подать Уведомление о выплате страховых средств, и нажимаем пиктограмму напротив него (рис. 2).
Рис. 2. Выбираем заявление-расчет, к которому нужно подать Уведомление
Шаг 4. В конце заявления-расчета, которое откроется, находим кнопку «Створити повідомлення» и нажимаем на нее (рис. 3).
Рис. 3. Как сформировать Уведомление к заявлению-расчету
Шаг 5. Откроется форма Уведомления. В ней вы можете просмотреть информацию о страхователе и номере, который получит сформированное вами Уведомление (рис. 4).
Рис. 4. Проверяем данные в заглавной части Уведомления
В табличке ниже будут приведены листки нетрудоспособности, по которым были заявлены страховые средства. Нажимаем на пиктограмму с карандашом напротив каждого из них (рис. 5).
Рис. 5. Находим листки нетрудоспособности, по которым были заявлены страховые средства
Шаг 6. В форме, которая появится, вносим информацию о выплате страховых средств по каждому листку нетрудоспособности (рис. 6). А именно:
— дату выплаты страховых средств (дату платежного поручения на выплату страховых средств работнику);
— выплаченную сумму страховых средств (сумму, которая была фактически выплачена работнику с учетом обязательных платежей).
Далее нажимаем кнопку «Продовжити».
Рис. 6. Вносим информацию о выплате страховых средств
Шаг 7. Возвращаемся к предыдущей форме (напротив листков нетрудоспособности, по которым внесена информация, пиктограмма с карандашом станет черного цвета) и нажимаем кнопку «Сформувати повідомлення» (рис. 7).
Рис. 7. Формируем Уведомление о выплате страховых средств
Далее останется только подписать документ, который появится, и отправить его в ПФУ (рис. 8).
Рис. 8. Отправляем Уведомление в ПФУ
Чтобы проверить статус обработки сформированного и направленного в ПФУ Уведомления, достаточно заглянуть в раздел «Повідомлення про виплату коштів застрахованим особам». Для этого нажмите кнопку «Пошук» и в табличке, которая появится, просмотрите необходимую информацию.
Выводы
- Если работодатель получил от ПФУ страховые средства и выплатил их работнику, он должен сформировать Уведомление о выплате страховых средств и направить его в Пенсионный фонд.
- Подать Уведомление можно на портале ПФУ, но пока что только по заявлениям-расчетам на выплату больничных/декретных со статусом «Оплачено».
- Чтобы сформировать Уведомление, нужно зайти в раздел «Заяви-розрахунки». В разделе «Повідомлення про виплату страхових коштів» можно только просмотреть статус обработки такого документа.