Создание ЦПРПП
Создание районных, городских (районных в городах) ЦПРПП обеспечивают органы местного самоуправления (далее — ОМС). Кстати, ЦПРПП могут быть образованы даже несколькими ОМС на основании договора о совместной деятельности громад. Впрочем фактически местные советы должны были создать ЦПРПП путем реорганизации подчиненных научно-методических (методических) учреждений (центров, кабинетов) до 1 сентября 2020 года (п. 5 Заключительных и переходных положений Закона № 463*).
* Закон Украины «О полном общем среднем образовании» от 16.01.2020 № 463-IX.
Для реализации указанного Кабмином в свое время было утверждено Положение № 672*. Это Положение определяет задачи ЦПРПП, а также содержит нормы об их управлении, кадровом обеспечении и финансировании. Так, в штат ЦПРПП вводятся следующие педагогические должности:
— директор;
— консультант;
— психолог.
На эти педагогические должности назначаются лица, которые:
— являются гражданами Украины;
— свободно владеют государственным языком;
— имеют высшее педагогическое образование степени не ниже магистра;
— имеют стаж педагогической и/или научно-педагогической работы не менее 5 лет;
— прошли конкурсный отбор и признаны победителями конкурса в соответствии с порядком, утвержденным учредителем.
Должностные оклады директору, психологу и консультанту ЦПРПП устанавливаются согласно разд. І приложения 2 к постановлению КМУ от 30.08.2002 № 1298. Также они имеют право на:
— установление надбавок за выслугу лет и за престижность педагогического труда;
— выплату помощи на оздоровление при предоставлении ежегодного основного отпуска и т.п.
Задачи ЦПРПП
Следует учитывать, что Положение № 672 содержит четко определенный перечень задач, которые возлагаются на ЦПРПП. Так, основными задачами ЦПРПП являются содействие профессиональному развитию педработников, их психологическая поддержка и консультирование (п. 7 Положения № 672).
В письме МОН от 21.08.2020 № 1/9-466 указывается, что ЦПРПП должны обобщать и распространять информацию о возможностях профессионального развития педагогов: программы повышения квалификации, веб-ресурсы и другие инструменты, которые могут пригодиться для их профессионального роста. ЦПРПП ориентированы на консультирование по таким направлениям, как:
— планирование и определение траектории профессионального развития;
— разработка документов заведения образования;
— внедрение компетентностного, личностно ориентированного, деятельностного и инклюзивного подходов в обучении;
— применение новых образовательных технологий;
— организация образовательного процесса по разным формам, в частности с использованием технологий дистанционного обучения.
Организация и проведение конкурсов «Учитель года» и «Воспитатель года», ежегодной августовской конференции, ученических олимпиад и т. п. не предусмотрены Положением № 672. Поэтому выполнение этих несвойственных для ЦПРПП задач и функций НЕ может быть возложено на работников этих учреждений.
ЦПРПП ≠ методический кабинет
Создание ЦПРПП имело целью осуществление функций более конкретного направления, чем те, которые предусмотрены Положением № 1119*. Указанным нормативным документом, действующим в настоящее время, предусмотрено, что задачи по проведению конкурсов, семинаров, конференций, олимпиад, совещаний и т. п. выполняют методические кабинеты. Штатами методических кабинетов предусмотрены должности методистов по направлениям деятельности, а именно дошкольного, внешкольного, общего среднего образования, по каждому предмету цикла общего среднего образования, коррекционного образования и т. п.
Существование методических учреждений в системе образования соответствует норме ст. 75 Закона об образовании*. В ней четко указано, что методическое обеспечение образования осуществляют, в частности, методические учреждения, которые могут реализовывать функции, предусмотренные законодательством и их учредительными документами. Особенности разработки и утверждения методического обеспечения образования для отдельных уровней образования могут определяться специальными законами.
* Закон Украины «Об образовании» от 05.09.2017 № 2145-VIII.
Так, ч. 3 ст. 52 Закона № 463 установлено, что методическое обеспечение системы общего среднего образования осуществляется в соответствии со ст. 75 Закона об образовании. А в ст. 5 Закона № 2628* предусмотрено, что систему дошкольного образования представляют и методические учреждения. Их функционирование и задачи предусмотрены ст. 22, 25 и 26 Закона № 2628.
* Закон Украины «О дошкольном образовании» от 11.07.2001 № 2628-III.
Но ЦПРПП не относятся к научно-методическим (методическим) учреждениям (центрам, кабинетам). Они выполняют задачи, предусмотренные Положением № 672, поэтому не могут реализовывать функцию районных (городских) методических кабинетов.
Выводы
- Создание районных, городских (районных в городах) ЦПРПП обеспечивают ОМС.
- Основными задачами ЦПРПП являются содействие профессиональному развитию педагогических работников, их психологическая поддержка и консультирование.
- ЦПРПП не могут выполнять задачи, не предусмотренные Положением № 672, поэтому не могут реализовывать функцию научно-методических (методических) учреждений (центров, кабинетов).