Продолжительность отпуска
Должностным лицам, имеющим стаж службы в ОМС свыше 10 лет, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью до 15 календарных дней (ч. 6 ст. 21 Закона № 2493*).
* Закон Украины «О службе в органах местного самоуправления» от 07.06.2001 № 2493.
Конкретный механизм определения продолжительности дополнительного отпуска за стаж приведен в постановлении № 250*. Так, должностным лицам ОМС, имеющим стаж службы в соответствующих органах свыше 10 лет, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 5 к. дн. Начиная с 11-го года этот отпуск увеличивается на 2 к. дн. за каждый следующий год.
Максимальная продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска за стаж службы в ОМС не может превышать 15 к. дн. В таблице ниже приведена продолжительность отпуска в зависимости от стажа.
Продолжительность дополнительного отпуска за стаж службы в ОМС
Стаж службы в ОМС | Продолжительность дополнительного отпуска, к. дн. |
Свыше 10 лет | 5 |
Свыше 11 лет | 7 |
Свыше 12 лет | 9 |
Свыше 13 лет | 11 |
Свыше 14 лет | 13 |
Свыше 15 лет и далее | 15 |
Возникновение у должностного лица ОМС права на дополнительный отпуск и его продолжительность находятся в прямой зависимости от наличия у него соответствующего стажа службы, а не от отработанного времени в соответствующем рабочем году (см. письмо Минсоцполитики от 13.07.2017 № 1907/0/101-17/284 и разъяснение НАГС от 06.08.2020 № 112-р/з).
Таким образом, продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска за стаж службы в ОМС не определяется расчетным путем. Поэтому должностному лицу ОМС дополнительный отпуск предоставляют исключительно полной продолжительности после достижения соответствующего стажа.
Отпуск за стаж относится к ежегодным
Дополнительный оплачиваемый отпуск должностным лицам предоставляется одновременно с ежегодным основным отпуском согласно установленному графику или по согласованию сторон отдельно от него. Такое условие установлено в абз. 3 п. 1 постановления № 250.
Дополнительный отпуск за стаж службы в ОМС относится к ежегодным (см. совместное письмо Минтруда от 27.01.99 № 13-294 и ГУ госслужбы при КМУ от 26.01.99 № 10/364). Как следствие, при предоставлении такого отпуска руководствуются правилами предоставления ежегодных отпусков.
Право на дополнительный отпуск за стаж в первый год работы наступает после окончания 6 месяцев непрерывной работы в учреждении, как это предусмотрено ч. 5 ст. 10 Закона об отпусках*. Также в отношении дополнительного отпуска действует ч. 14 ст. 10 Закона об отпусках, где перечислены работники, которым ежегодный отпуск предоставляют в удобное для них время.
* Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 № 504/96-ВР.
При определении продолжительности дополнительного отпуска не учитывают праздничные и нерабочие дни (ст. 73 КЗоТ). Впрочем напомним, что во время действия военного положения нормы ст. 73 КЗоТ не применяются (ч. 6 ст. 6 Закона № 2136*). То есть при предоставлении дополнительного отпуска за стаж в этот период никаких продлений на праздничные/нерабочие дни нет.
Так же, как и ежегодный основной отпуск, дополнительный отпуск за стаж можно:
— разделить на части (ч. 1 ст. 12 Закона об отпусках), соответственно основная непрерывная часть ежегодного отпуска (14 к. дн.) может предоставляться с учетом дополнительного отпуска;
— перенести или продлить при наступлении обстоятельств, указанных в ст. 11 Закона об отпусках, в частности в случае наступления временной нетрудоспособности работника;
— заменить денежной компенсацией при выполнении условий, установленных ч. 4 ст. 24 Закона об отпусках (после использования за рабочий год не менее 24 к. дн. ежегодного отпуска).
Стаж для отпуска
В соответствии со ст. 22 Закона № 2493 в стаж службы в ОМС засчитывается период работы на должностях, на которые распространяется действие этого Закона, а также на должностях и в органах, время работы в которых засчитывается в стаж госслужбы. А как быть с отпуском без сохранения зарплаты, предоставляемым должностным лицам по согласованию с руководителем ОМС на время военного положения?
Напомним, что с 24.03.2022 в течение периода действия военного положения работодатель по просьбе работника может предоставлять ему отпуск за свой счет без ограничения сроком, установленным в ч. 1 ст. 26 Закона об отпусках, то есть без ограничения 30-дневным сроком. Такое условие предусмотрено в ч. 3 ст. 12 Закона № 2136. Итак, включается ли время «военного» отпуска без сохранения зарплаты в стаж службы в ОМС, дающий право должностным лицам на предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска? Именно такой вопрос мы адресовали НАГС.
Ответ получили в письме НАГС от 02.12.2024 № 11874/10.3-24 (полный текст письма вы найдете в конце статьи). По мнению специалистов НАГС, период пребывания должностного лица в «военном» неоплачиваемом отпуске включается в стаж службы в ОМС, дающий ему право на предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска. Даже несмотря на тот факт, что время пребывания работника в отпуске за свой счет на время военного положения не включают в стаж, дающий право на ежегодный основной отпуск (ч. 3 ст. 12 Закона № 2136).
Кроме того, НАГС в очередной раз подтвердило тот факт, что дополнительный отпуск за стаж службы в ОМС, о котором речь идет в ч. 6 ст. 21 Закона № 2493, относится к ежегодным отпускам.
Что касается рассматриваемой ситуации, то здесь весь период пребывания должностного лица в отпуске без сохранения зарплаты на время военного положения с 01.01.2024 по 31.10.2024 включается в стаж службы в ОМС для предоставления дополнительного отпуска.
Более того, если в течение 2024 года такое должностное лицо приобрело право на дополнительный отпуск определенной продолжительности, то отпуск предоставляется ему на общих основаниях.
Например, право на дополнительный отпуск за 10-летний стаж службы в ОМС продолжительностью 5 к. дн. возникло у должностного лица 14.07.2024. После выхода из отпуска без сохранения зарплаты оно имеет право воспользоваться отпуском продолжительностью 5 к. дн. (за стаж свыше 10 лет) даже с учетом того, что с 01.01.2024 по 31.10.2024 находилось в отпуске без сохранения зарплаты.
Также отметим, что приобретение необходимого стажа службы в ОМС дает право должностным лицам не только на дополнительный отпуск, но и на установление надбавки за выслугу лет. Подробнее об исчислении надбавки за выслугу лет для должностных лиц ОМС читайте в статье «Стаж службы в ОМС: учитывать ли период мобилизации?» // «Оплата труда», 2024, № 21.
Выводы
- Возникновение у должностного лица ОМС права на дополнительный отпуск и его продолжительность находятся в прямой зависимости от наличия у него соответствующего стажа службы.
- Дополнительный отпуск за стаж службы в ОМС относится к ежегодным отпускам.
- Время пребывания должностного лица в отпуске без сохранения зарплаты на время военного положения засчитывают в стаж службы в ОМС.