Выплату материальной помощи для каждой отрасли бюджетной сферы предусматривает своя трудооплатная нормативка. И если для одних категорий бюджетников предусмотрена обязательная выплата матпомощи на оздоровление к отпуску и необязательная для решения социально-бытовых вопросов, то для других — только одна матпомощь. То есть либо на оздоровление, либо на соцбыт, которые не являются обязательными и выплачиваются по решению руководителя.
Относятся ли работники терцентров к этой категории? Давайте выясним.
Условия выплаты
Для работников, оплата труда которых базируется на ЕТС, главным ориентиром в оплатных вопросах является постановление № 1298*. Согласно п.п. «б» п. 4 этого постановления работники имеют право на материальную помощь, в том числе на оздоровление, в сумме не более чем один должностной оклад в год, кроме матпомощи на погребение. Отраслевые оплатные документы содержат похожие нормы.
Так, в абз. 6 п.п. 5.11 Условий № 308/519* указано, что руководители учреждений соцзащиты имеют право предоставлять работникам матпомощь, в том числе на оздоровление, в сумме не более чем один должностной оклад в год, кроме матпомощи на погребение.
Как видим, материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов в нормах постановления № 1298 и Условий № 308/519 прямо не упоминается. Однако ее можно отнести к прочим видам матпомощи (кроме помощи на оздоровление и на погребение).
Матпомощь на соцбыт предоставляется работнику в случае наступления непредвиденных обстоятельств (например, в случае затруднительного материального положения, в связи с длительной болезнью, семейными обстоятельствами и т. п.). Конкретные условия и обстоятельства, при которых предоставляется материальная помощь, прописывают, как правило, в соответствующем Положении или в коллективном договоре (см. письмо Минсоцполитики от 21.07.2015 № 409/13/116-15).
Однако следует учитывать, что матпомощь на оздоровление или соцбыт не является обязательной и выплачивается в пределах фонда оплаты труда (п.п. 1.6 Условий № 308/519). То есть при наличии средств на такую выплату. При этом решение о такой выплате принимает руководитель.
Материальная помощь работникам терцентров предоставляется в пределах фонда оплаты труда и не является гарантированной выплатой
Для получения материальной помощи, не имеющей обязательного характера, нужно заявление работника. Ведь именно в нем работник должен указать обстоятельства, которые повлекли необходимость такой выплаты. В случае положительного решения руководителя учреждения он издает соответствующий приказ, определяет конкретную сумму матпомощи в пределах предельного размера.
Что касается круга получателей, то в нормах Условий № 308/519 не конкретизировано, какие именно работники имеют право на получение матпомощи. Поэтому матпомощь могут получить как социальные работники, специалисты по социальной работе, так и другие работники терцентров.
Также отметим, что никаких запретов или ограничений по выплате материальной помощи во время действия военного положения не установлено (см. статью «Оздоровчі» і «соцпобут»: чи можна надати допомогу під час війни?» // «Оплата труда», 2022, № 10 (ср. ).
Максимальный размер
Из нормы абз. 6 п.п. 5.11 Условий № 308/519 следует, что максимальная сумма матпомощи в год (на оздоровление + соцбыт) может составлять один должностной оклад.
Если работник получил матпомощь на оздоровление в размере должностного оклада, то другая матпомощь в течение года ему не может быть выплачена
Подтверждают указанный факт и специалисты Минсоцполитики в своих разъяснениях, приведенных в письме от 27.05.2019 № 73/0/205-19. Также они отмечают, что если помощь на оздоровление в текущем году предоставлялась работнику в размере, меньшем чем один должностной оклад, то при условии наличия фонда оплаты труда ему может быть выплачена в этом же году матпомощь на соцбыт. При этом сумма ее равна разнице между размером должностного оклада работника и уже полученной помощью на оздоровление.
Также учтите, что при определении предельного размера материальной помощи учитываются имеющиеся у работника повышения должностного оклада (12-я графа тарификационного списка), в частности, за «вредность» (п.п. 2.4.5 Условий № 308/519).
Матпомощь и МЗП
В ст. 31 Закона об оплате труда* указано, что размер зарплаты работника за выполненную месячную (часовую) норму труда не может быть ниже размера минимальной зарплаты. То есть доплата до МЗП привязана к отработанному времени.
* Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 № 108/95-ВР.
В зарплату, которую сравниваем с МЗП, включаем выплаты, являющиеся составляющими фонда оплаты труда, начисленные за отработанное время (оклад, доплаты, надбавки, премии и т. п.).
Материальная помощь на оздоровление и для решения социально-бытовых вопросов — это выплаты, не связанные с выполнением работы (нормы времени), следовательно их не учитываем при сравнении зарплаты с МЗП. При этом не имеет значения, в каком размере выплачена матпомощь: в размере должностного оклада или средней зарплаты (см. письмо Минсоцполитики от 13.02.2017 № 294/0/101-17/282).
Поэтому матпомощь на оздоровление и соцбыт начисляем «сверху» МЗП.
Выводы
- Материальная помощь работникам терцентров не является гарантированной выплатой и предоставляется по решению руководителя в пределах фонда оплаты труда.
- Если социальный работник терцентра в текущем году получил помощь на оздоровление в размере оклада, то права на получение матпомощи на соцбыт он не имеет.
- Матпомощь на оздоровление и соцбыт не зависит от отработанного работником времени, а потому ее начисляем «сверху» МЗП.